Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 65.10 Кб (Скачать)

Сосредоточенность внимания (противоположное качество рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированное внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором -- сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны  два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как  человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй -- тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые  характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной  системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие  свойства нервной системы непосредственно  определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует  рассматривать в основном как  природно обусловленные.

Распределение внимания -- его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это ,не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Известно, что  память на прерванные, действия способна сохраняться в течение определенного  времени. В течение этого периода  человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего  в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих  повышенной концентрации внимания, область  его распределения обычно сужается.

Объем внимания -- это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей -- 5--7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными  изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно  составить ясное представление  и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Основную роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств -- зрения и слуха -- внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Двигательный  эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо.

Имеется еще  одна теория, которая связывает внимание с понятием установки

Теория установки  предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния  преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки  в теории Узнадзе также связано  понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки  определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название -- «объективация»).

Интересную теоретическую  концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции  сводятся к следующему.

1. Внимание является  одним из моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности. Оно представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент времени в  психике человека,

2. По своей  функции внимание представляет  собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие  от других действий, которые производят  определенный продукт, деятельность  контроля, или внимание, не имеет  отдельного, особенного результата

4. Внимание как  самостоятельный, конкретный акт  выделяется лишь тогда, когда  действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании  контроль осуществляется при  помощи критерия, меры, образца, что  создает возможность сравнения  результатов действия и его  уточнения.

6. Произвольное  внимание есть планомерно осуществляемое  внимание, т.е. форма контроля, выполняемого  по заранее составленному плану,  образцу.

7. Для того  чтобы сформировать новый прием  произвольного внимания, мы должны  наряду с основной деятельностью  предложить человеку задание  проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий  план.

8. Все известные  акты внимания, выполняющие функцию  контроля как произвольного, так  и непроизвольного, являются результатом  формирования новых умственных  действий.

3. ТЕОРИИ РАННЕЙ  СЕЛЕКЦИИ

Во время Второй мировой войны и сразу после нее многие психологи принимали участие в решении задач проектирования и эксплуатации сложной военной техники. Анализ взаимодействия человека с техническими системами потребовал нового, общего языка описания. Им стал язык теории информации. Человека и, в частности, работу его центральной нервной системы рассматривали по аналогии с техническими устройствами коммуникации. Одной из первых метафор такого рода стала метафора радио. Приемник настроен на определенную станцию, выделяет и усиливает слабый сигнал на фоне помех и сообщений других станций, без потерь перекодирует полезную информацию из одной формы в другую. Главной при этом является функция селекции. Данная метафора легла в основу первого этапа исследований потока информации. Этот этап завершила модель системы переработки информации. Первые варианты этой модели описаны в виде механических устройств.

Исходным положением модели является идея, что центральная  нервная система человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (емкостью).

В психологии канал  определяется как проводник или  путь переноса сенсорных сообщении  такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки.

Вопрос о месте  и механизме селекции в системе  переработки информации стал главным  предметом теоретических дискуссии  и экспериментальных исследований внимания. Д. Бродбент предположил что селекция происходит рано, уже на стадии сенсорного анализа стимуляции. Механизмом селекции является особое, названное фильтром устройство, блокирующее нерелевантные источники информации. Отбор релевантного сообщения происходит на основе физических признаков.

Здесь сохраняется  представление о двух основных стадиях  переработки информации. На первом этапе одновременно, то есть параллельно, перерабатывается и хранится в течение  непродолжительного времени (около 2 с) вся входная информация.

Дальнейшая переработка  с целью опознания объектов или  анализа значения вербального материала  происходит на второй стадии, то есть в  системе с ограниченной пропускной способностью.

В конце 50-х годов  произошел резкий скачок в числе  публикаций, посвященных психологии внимания. Основные положения модели ранней селекции подтверждались в исследованиях  зрительного и бимодального восприятия, а также при изучении роли различных  физических признаков в отборе информации. Вместе с тем появился ряд фактов, не укладывающихся в эту модель.

Были получены данные, говорящие о влиянии длительной практики на эффективность восприятия содержания нерелевантного канала.

В опытах на расщепленный объем памяти также были получены новые данные, труднообъяснимые с  точки зрения теории ранней селекции.

Так, варьировался вид материала, предъявляемого на правое и левое ухо. Например, на левое  ухо подавали последовательно: мышь, пять, сыр и параллельно на правое -- три, ест, четыре. Испытуемых просили сразу после прослушивания воспроизвести весь предъявленный материал. Оказалось, что испытуемые, особенно предупрежденной группы, предпочитают отчитываться не поканально, а группируя свои ответы по значению. В их ответах среди цифр нередко встречались слитные словосочетания, например: мышь ест, ест сыр и мышь ест сыр.

Информация о работе Внимание