Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 65.10 Кб (Скачать)

Благодаря работам  американских психологов предмет психологии внимания расширяется путем включения  знаний субъекта о процессах своего внимания, умений, навыков и стратегий  использования этого знания. Вторая тенденция заключается в постепенном  переходе от жестких блочных моделей  структуры системы переработки  информации к описанию подвижной  иерархической организации ее процессов.

В целом же складывающееся направление можно нажать уровнево-деятелъностным подходом. Основным предметом теоретических дискуссий и эмпирических исследовании в этом плане стало различение автоматических и контролируемых процессов. Характеристики этих процессов приведены в таблице. Как видно из таблицы, контролируемые процессы требуют усилия, подвержены интерференции, более осознаваемы, изменчивы и, главное, подчинены прямому контролю субъекта. Автоматические процессы, напротив, происходят параллельно, нечувствительны к интерференции, обладают постоянными характеристиками, не изменяются при длительной тренировке, менее вариабельны, требуют меньше когнитивных ресурсов или внимания, их трудно прервать, если они уже начались. Многие авторы дополнительно отмечают, что контролируемые процессы -- медленные, а автоматические -- быстрые. Последние разделяют на два класса.

Характеристики  автоматических и  контролируемых процессов

 
Xарактеристика Автоматические

             процессы

Контролируемые  процессы  
Центральная емкость Не  требуется Требуетется  
Управление, контроль Частичный Полный  
Неделимость Целостные Фрагментарные  
Практика  Приводит к  постепенному улучшению Сказывается незначительно  
Модификация Затруднительна Легкая  
Последовательно-параллельная зависимость Параллельно-зависимые Последовательно-зависимые  
Долговременное  запоминание Незначительное  или отсутствует Значительное  
Уровень

продуктивности

высокий Низкий, за исключением

простых задач

 
Простота Нерелевантна Нерелевантна  
Осознание Низкое Высокое  
Внимание  Не требуется, но может быть привлечено Требуется  
       

К первому классу относятся те процессы, которые разворачиваются  благодаря функционированию врожденных, или предпрограммных структур. Результаты и ход таких процессов если и осознаются, то в незначительной степени и с большим трудом.

Автоматические  процессы второго класса изначально осознаваемы и контролируемы, но благодаря длительной тренировке или  научению становятся бессознательными и автоматическими. В отличие от автоматической переработки первого вида, они могут быть легко перенесены в план сознательной регуляции, а значит и переделаны в соответствии с конкретной целью и ситуацией

Авторы вышеприведенной  таблицы подчеркивают, что ни одна из указанных характеристик не является необходимым и достаточным основанием различения двух видов переработки, хотя наиболее предпочтительными среди  них в этом смысле являются управление, внимание и требования к ресурсам. Поскольку селективное внимание может быть как автоматическим, так  и контролируемым процессом, для  него список надежных критериев различения сокращается Мы не можем сказать, что внимание может требовать и не требовать внимания. Если же отождествить внимание с ресурсами центральной емкости или с усилием, то этот список сократится в еще большей степени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет  много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности -- словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Непосредственное  внимание не управляется ничем, кроме  того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное  внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно  различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано  с эмоциями и избирательной работой  органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Западно-Казахстанский Государственный Университет им. М. Утемисова 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ     на тему:

«Психологические  теории внимания» 
 
 
 

                                                               Выполнила: студентка гр.

«303104  - Два  иностранных языка»

                                                  Машарова Забира

                                                                        Проверила: Сарсенбаева Б. И. 
 
 
 

Уральск – 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ.
  • 1.ЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ.
  • 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ.
  • 3. ТЕОРИИ РАННЕЙ СЕЛЕКЦИИ.
  • 4. ТЕОРИИ ПОЗДНЕЙ СЕЛЕКЦИИ.
  • 5. ТЕОРИИ ГИБКОЙ И МНОЖЕСТВЕННОЙ СЕЛЕКЦИИ.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  • ЛИТЕРАТУРА.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология  внимания / Ю.Б, Дормашев, В.Я. Романов. - 2-е изд., перераб и испр. - М.: Тривола, 1999.

2. Вопросы психологии  внимания. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та., 2002.

3. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003.

4. Немов Р.С. психология: Учеб. Для студентов высш. пед. заведений; В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

5. Психология  внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо. 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внимание