Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 65.10 Кб (Скачать)

Указанные факты, хотя и с трудом, но все еще  можно было объяснить, не прибегая к  существенному пересмотру теории ранней селекции.

Так, осознание  собственного имени, предъявленного по нерелевантному каналу, объясняли дополнительной и постоянной настройкой фильтра  на определенные, специфические для  данного слова, частотные характеристики.

Кроме того, на основании  результатов проведенных экспериментов  был сделан вывод о различной  временной емкости систем хранения информации на сенсорной (предвнимательной) и перцептивной стадиях.

Данные сенсорной  переработки, в отличие от уже  опознанного материала, сохраняются  в другом месте и в течение  более короткого периода. Факты  осознания идентичности релевантного и нерелевантного сообщений можно  объяснить сравнением их физических характеристик, оставаясь при этом в рамках первой модели.

На основании  данных последующих исследований и  других материалов экспериментальной  критики модели фильтра начался  пересмотр первой концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра были представлены в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей  стимуляции на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определенном физическом признаке, фильтр ослабляет интенсивность  нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение  подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на снимаемое.

Дальнейшее развитие и экспериментальная разработка модели аттенюатора пошли по линии  уточнения и обогащения представлений  о новом пороговом виде селекции информации. Это было необходимо, потому что первая версия модели не прояснила  вопроса ограничений переработки  нерелевантного сообщения, а лишь сдвигала их вглубь, на стадию перцептивного анализа.

На основании  сравнительного анализа показателей  интерференции при различных  условиях была выдвинута гипотеза о  стадиях, на которых возможны различение и селекция сообщении и об относительном  весе разных признаков (физических, фонетических, грамматических, семантических) в процессе селекции.

Селекция может  произойти внутри системы идентификации  слов, причем не на каком-то одном, фиксированном  уровне, а в ряде пунктов последовательной переработки. Как релевантная, так и нерелевантная стимуляции поступают на входы анализаторов, специализированных на различении определенных характеристик стимулов. Анализаторы образуют сложную и гибкую перцептивную систему, организация которой меняется в зависимости от требований задачи и условии ее решения. Каждый анализатор в то же время выполняет функцию тестирования, то есть сортировки поступающих входов на релевантные и нерелевантные. Система тестов схематически может быть представлена в виде дерева, последние ветви которого как бы входят в словарь -- каждая к определенной словарной единице. Критерии отбора любого теста плавает по измерению его спецификации. Его значение зависит от постоянных ожиданий субъекта и меняется в соответствии с текущими. Положительное решение о дальнейшей переработке может быть вынесено и для сигнала, ослабленного на стадии физической фильтрации. Экономия в работе перцептивных механизмов заключается в уменьшении количества тестов-анализаторов, необходимых для опознания входной стимуляции.

Подчеркнем два  главных отличия данной модели селекции от модели фильтра.

Во-первых, на ранней стадии анализа стимуляция нерелевантных  каналов не блокируется полностью, а лишь ослабляется.

Во-вторых, вводится группа механизмов селекции в канале ограниченной емкости, то есть на стадии восприятия.

Отсеивание происходит до момента полной идентификации, и  для подавляющей части нерелевантного материала довольно рано. Нерелевантная  стимуляция может быть переработана и в большей степени, а в  исключительных случаях -- и полностью, но только в той ее части, которая соответствует настройкам ряда механизмов опознания. Таким образом, селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранней стадии переработки стимуляции и осуществляется путем фильтрации.

Это положение  изменило представления психологов о механизмах селекции.

Процесс ранней фильтрации понимается теперь как полная сенсорная переработка релевантного, то есть обладающего ключевым признаком  канала, и лишь частичный (по меньшему числу физических признаков) анализ нерелевантного канала. Таким образом, роль нерелевантного канала, трактуется не столь механистически: дело не в  изменении интенсивности носителя, а в процессах и степени  переработки информации на ранней стадии.

Кроме того, расширяется  представление о процессе селекции в целом. Дополнительно к фильтрации плодятся процессы классификации и  категоризации. Процесс классификации  происходит на выходе канала ограниченной емкости. Он заключается в настройке  системы в пользу определенных ответов.

Третий, и последний, процесс селекции называется категоризацией. Он включает в себя как настройку  входа системы, так и ее выхода. Настройка выхода, подобно процессу классификации, означает увеличение склонности к ответу или группе ответов определенного  вида. Настройка входа заключается в сокращении количества различаемых признаков. Экономия, то есть разгрузка канала ограниченной емкости, получается при действии любого из трех указанных механизмов селекции. Более всего эффективна стратегия фильтрации. Процессы же классификации и особенно категоризации менее эффективны, но зато чаще используются в повседневных ситуациях. Общая стратегия переработки информации может включать в себя комбинацию фильтрации и, например, классификации.

Данные исследований, противоречащих ранним представлениям, объясняется важным, но ранее не учитываемым различием экспериментальных  инструкций. В опытах на перцептивную селекцию фильтрацию можно рассматривать как установку субъекта на стимул, а процессы классификации и категоризации -- как установку на ответ.

4. ТЕОРИИ ПОЗДНЕЙ  СЕЛЕКЦИИ

Параллельно и  в полемике с теориями раннего  отбора в когнитивной психологии возникает и разрабатывается  альтернативный взгляд на место селекции в последовательности процессов  переработки информации. В 1963 году вышла  статья, авторы которой, английские психологи  Диана Дойч и Антони Дойч выступили самым решительным и определенным образом против теории ранней селекции и выдвинули свою, альтернативную гипотезу позднего отбора информации. Эта гипотеза основывалась на ранее известных экспериментальных фактах, а также на результатах исследования эффектов общей, неспецифической активации, в частности, явлений привыкания.

Привыканием называют постепенное уменьшение и исчезновение первоначального ответа при многократном предъявлении стимула, вызывающего  этот ответ. Данные исследований привыкания и ориентировочной реакции говорят  о том, что механизм фильтрации может  работать на основании продуктов  сложной переработки стимуляции вплоть до уровня значения. Авторы ссылаются  на эксперименты, в которых наблюдалось  привыкание к группам слов, сходных  по значению, но различающихся по звучанию, а в ответ на последующее предъявление слов с другим значением возникала  ориентировочная реакция. Нейрофизиологическая модель привыкания имеет более широкие  объяснительные возможности. В соответствии с этой теорией, по мере воздействия  стимуляции в нервной системе  формируется ее нейрофизиологическая копия (нервная модель) в виде характерного паттерна нервных импульсов, которые, при взаимодействии с актуальной стимуляцией приводят к ослаблению активации ретикулярной формации. Ретикулярная формация активируется при разбалансировке  стимула и его нервной модели. Активация же ретикулярной формации, по общему мнению, является одним из основных компонентов физиологического механизма внимания. Внимание должно усиливаться в ответ на любую  новизну в релевантном и нерелевантном канале. Под активацией обычно имеют ввиду состояние возбуждения центральной нервной системы в целом. В контексте обсуждения особенностей восприятия собственного имени авторы гипотезы поздней селекции ссылаются на исследование, обнаружившее специфическую реакцию испытуемого на свое имя в состоянии сна, то есть при низком уровне общей активации.

Д. Дойч и А. Дойч, поставили под сомнение существование механизма ранней фильтрации. По их мнению, ограничения в системе переработки лежат гораздо ближе к выходу, а именно -- на стадии осознания, принятия решения и ответа. Селекция происходит после семантического анализа всех знакомых стимулов.

Гипотеза Дойчей легла в основу ряда исследований, направленных на проверку предположения о полной переработке нерелевантных сообщений. Вскоре появились новые данные, говорящие в ее пользу и, со временем, их число стало неуклонно расти.

Рассмотрим результаты одной из первых работ, проведенных  Э. Лоссон в этом направлении.

Эксперименты  Э. Лоссон выглядят поучительными, поскольку дают представление о тех трудностях, с которыми сталкивается исследователь, попытавшийся разрешить альтернативу ранней и поздней селекции. Рабочая гипотеза автора опиралась на общий момент предыдущих моделей -- предположение о существовании хранилища словарных единиц, активируемых входной стимуляцией. Тот же словарь участвует не только в восприятии речи, но и в ситуации свободного порождения высказываний.

В первой части  исследования испытуемого просили  в течение 1 мин непрерывно, с привычной  скоростью, говорить на любую выбранную  им тему или же, если ему «не хватало  пороха», на темы, заданные карикатурными  рисунками. Параллельно, в качестве нерелевантного источника, предъявляли  отрывки прозы или последовательности слов на английском или датском языке. Этот материал был записан и воспроизводился  одним и тем же диктором, монотонным голосом, в одном темпе и, насколько  это возможно, с одинаковой интенсивностью. В опытах участвовали трое испытуемых, одинаково хорошо владевшие английским и датским языком. Следовательно, у них было как бы два словаря. Ожидалось, что скорость порождения речевых высказываний (число слов, произнесенных за 1 мин.) будет зависеть от типа (содержания и языка) нерелевантного материала и, более того, среди произнесенных слов появятся слова нерелевантного слухового входа.

По характеру  этой зависимости Э. Лоссон надеялась выяснить, на каком этапе отвергается или ослабляется нерелевантный источник информации. Однако, вариации темпа речевой продукции при разных условиях систематических тенденций не обнаружили; вторжений слов нерелевантного слуховою входа не было вообще, и никто из испытуемых не осознавал, что именно и на каком языке им подавали на слух. Эти данные, казалось бы, говорили в пользу теории ранней селекции -- активация словарных единиц, соответствующих нерелевантному входу, либо отсутствовала, либо была незначительной.

Э. Лоссон продолжила исследование, используя в качестве нерелевантного материала списки эмоционально значимых слов. Оказалось, что общее число произнесенных слов от условий не зависело; вторжений слов нерелевантного входа, как и раньше не было. Однако, тест на узнавание показал, что испытуемые припоминают эмоционально значимый материал гораздо чаще, чем нейтральный, и почти с тем же успехом, что и произнесенные слова.

В связи с  этим Э. Лоссон пришла к заключению, что хотя полученные результаты не позволяют сделать каких-либо выводов относительно места селекции в системе переработки информации, в целом они склоняют чашу весов в сторону теории позднего отбора.

Американский  психолог Дональд Норман предложил теорию внимания, которую также относят к моделям поздней селекции. Он по-своему разрабатывает положение о решающей роли прошлого опыта в оценке значимости всей поступающей информации и последующем отборе на стадию внимательной переработки. С другой стороны, он придает особое значение эффектам установки механизма селекции согласно данным текущей переработки в канале ограниченной емкости. В плане общей методологии Д. Норман неоднократно подчеркивал, что изучение внимания неразрывно связано с исследованием других когнитивных процессов. Так, уже с античных времен, особенно часто указывают на тесную связь внимания с памятью. Главной областью интересов Д. Нормана была память, и именно в ней он нашел основу объединения различных взглядов на природу селекции. Структура памяти занимает центральное положение в его модели селекции и внимания.

Согласно этой модели, вся стимуляция, попадающая в органы чувств, проходит стадию первичной  автоматической переработки. Сначала физические сигналы переводятся (перекодируются) в физиологическую форм)'. На второй фазе путем различных операций и трансформаций извлекаются специальные, чисто сенсорные признаки всех сигналов. Эту часть первичного анализа Д. Норман называет физиологической.

Главное достоинство  своей модели Д. Норман видел в гибкости настройки предполагаемого механизма селекции. По его мнению, модель уместности легко объясняет все, полученные к моменту ее создания данные лабораторных исследований селективного внимания, Кроме того, она согласуется с более широким кругом известных явлений внимания. Так, если при разговоре с кем-нибудь мы на какое-то время отвлеклись, но затем спохватываемся и спрашиваем: «Что вы сказали?», то, нередко, еще не получив ответа, ясно осознаем последние слова собеседника.

По Д. Норману, это можно объяснить кратковременной активацией единиц памяти сенсорными входами этих слов. Если такие единицы получат входы уместности до своего полного угасания, то они будут отобраны и переданы в систему осознания и ответа.

Д. Норман останавливается также на одном из наблюдений классической психологии внимания, к которому, заметим, современные когнитивные психологи обращаются редко. Речь идет о традиционном различении перцептивного и интеллектуального внимания, и о том, что произвольное сосредоточение при последнем происходит с гораздо большим трудом, чем при первом. По Д. Норману, основное различие между этими видами внимания заключается в отсутствии адекватных сенсорных входов в случае внимания интеллектуального. Длительное сосредоточение на какой-то линии мысли обеспечивают только соответствующие входы уместности, которые могут флуктуировать в силу особенностей организации долговременной памяти.

Информация о работе Внимание