Психологический тренинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:13, контрольная работа

Описание работы

При выполнении этого упражнения у меня не получилось поймать это состояние ребенка. Возможно я не приложила достаточно усилий, я больше оценивала других, их поведения (наверное находилась в образе родителя), ноя получила большое удовольствие от выполнения этого упражнения, скорее всего за счет других.

Содержание

I часть. Анализ выполненных упражнений………………………………….…..3
Упражнение «Дитя»…………………………………………..………….……….3
Упражнение «Моя семья»………….……………………..…………….………..4
Упражнение «Имя плюс две характеристики».……...………..………………...5
Упражнение «Звук плюс движение»………………………………………….....8
Упражнение «Анализ групповой дискуссии»..………..………………………..8
Упражнение «Вещь во мне»..……………………………..………………….…12
II часть……………………..…………………………………..…………………15
Тренинг по формированию позитивных жизненных целей…..…..…….…….15
Занятие 1…………………………………………………………………….……17
Занятие 2………………………………………………………………..…….…..19
Занятие 3………………………………………………………………….………20
Занятие 4………………………………………………………………….………21
Занятие 5………………………………………………………………….………23
Занятие 6…………………………………………………………………….……24
Занятие 7……………………………………………………………………….…26
Занятие 8……………………………………………………………………….…27
Занятие 9……………………………………………………………………….…28
Занятие 10………………………………………………………………...………29

Работа содержит 1 файл

тренинг.docx

— 69.43 Кб (Скачать)

Ход занятия:

    1. Упражнение «Говорю, что вижу».
    2. Упражнение «Ассоциации».
    3. Упражнение «Взглянем вместе».
    4. Упражнение «Великий мастер»
    5. Рефлексия.

 

Занятие 4

Цель: Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества.

Ход занятия:

    1. Упражнение «Пустое место».
    2. Упражнение «Какой я?».
    3. Упражнение «Банка секретов».
    4. Упражнение «Друг для друга».
    5. Упражнение «Бумажные мячики».
    6. Рефлексия.

 

Занятие 5

Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых укачеств для их достижения.

Ход занятия:

    1. Упражнение «Подари улыбку».
    2. Упражнение «Диалектика».
    3. Упражнение «Волшебное зеркало».
    4. Упражнение «мои сильные стороны».
    5. Упражнение «Соглашаюсь – не соглашаюсь».
    6. Рефлексия.

 

Занятие 6

Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.

Ход занятия:

    1. Упражнение «Спутанные цепочки».
    2. Упражнение «Магазин».
    3. Упражнение «Мой выбор».
    4. Упражнение «Преграды».
    5. Упражнение «Помощь зала».
    6. Упражнение «Гусеница».
    7. Рефлекия.

 

Занятие 7

Цель: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

Ход занятия:

    1. Упражнение «Зеркало».
    2. Упражнение «Кино».
    3. Упражнение «Представление о времени».
    4. Упражнение «Чувство времени».
    5. Упражнение «Махнемся не глядя».
    6. Рефлексия.

 

Занятие 8

Цель: повышение самооценки в достижении целей.

Ход занятия:

    1. Упражнение «Закончи предложение»
    2. Упражнение «Цели и дела».
    3. Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни».
    4. Упражнение «Дружеские руки».
    5. Рефлексия.

 

Занятие 9

Цель: повышение уверенности в достижении жизненных целей.

Ход занятия:

    1. Упражнение «Я знаю, что у тебя…».
    2. Упражнение «Дотянись до звезд».
    3. Упражнение «Мои ресурсы».
    4. Упражнение «Мои достижения».
    5. Рефлексия.

 

Занятия 10

Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей.

Ход занятия:

    1. Упражнение «Строим город».
    2. Упражнение «Ящик пандоры».
    3. Упражнение «Чемодан в дорогу».
    4. Прощание.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление границ при взаимодействии в упражнениях.

Необходимые материалы: лист ватмана, маркер.

ЗНАКОМСТВО  С ЦЕЛЯМИ ТРЕНИНГА

Цель: знакомство с целями тренинга

Содержание:

Ведущий представляется и знакомит с целями тренинга, в форме, доступной для понимания подростками. Это может звучать так:

«Ребята, в жизни человека часто складываются ситуации, когда  он должен выбрать для себя, как  он может жить в дальнейщем. В  подростковом возрасте – это проблема выбора профессии, круга общения, возможности  реализации себя и своих способностей в жизни. На наших занятиях мы все  будем учиться понимать себя, других людей и в соответствии с этим строить личные жизненные планы, учиться принимать помощь других людей и помогать их в достижении их планов».

Заметки для ведущего: ребята могут высказаться, что им про  все это уже говорили на уроках профориентации. Нужно объяснить, что  на занятиях этого тренинга будет  говориться не о профессиях, а о  личностных чертах и устремлениях.

ВЫРАБОТКА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

Цель: принятие правил работы в группе.

Содержание:

Для плодотворной работы и создания доверительной  обстановки ведущий предлагает принять правила, по которым будет жить группа. Не смотря на то, что и раньше в группе принимались правила, теперь они будут особенными, т.к. на занятиях данного блока будут происходить разговоры об очень сокровенном, о мечтах и планах участников.

    1. Мы равны в возможности высказываний.
    2. Мы свободны в выборе своей точки зрения.
    3. Мы уважаем мнение другого и его право на свой выбор.
    4. Мы никогда не унизим своего товарища.
    5. Мы не будем рассказывать  о личных тайнах за пределами группы.
    6. Мы не перенесем игровые ситуации на нашу жизнь вне группы.
    7. Мы уважаем мнение ведущего и считаем его членом своей группы.

Заметки для ведущего: желательно, чтобы ребята предложили свои правила, это придаст им ценность, и участники  будут выполнять их просто потому, что сами предложили.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЛЧАНКА –ГОВОРИЛКА»

Цель: развитие навыков слушания в ситуации, когда говорят другие, умение держать паузу.

Содержание:

Упражнение выполняется в парах.

Правила игры: сначала партнерам  в течении двух минут необходимо молчать и смотреть друг другу  в глаза, может быть, общаться глазами. Важно удерживать внимание без разговоров и соблюдать дистанцию. Следующие  две минуты – говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умолкая (можно  применить скороговорки, пословицы, любые стихи, афоризмы, все, что можно  сказать, не оскорбляя партнера и  не затрагивая его личное).

В обсуждении следует задать следующие вопросы: как ты себя чувствовал в ситуации молчания и как, когда  тебя не слушали, а говорили? Что  тебе больше понравилось, что показалось трудным?

УПРАЖНЕНИЕ  «УСТАНОВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИИ»

Цель: определение личного расстояния в играх и утверждениях.

Содержание:

Ведущий объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в беседе с другими людьми наиболее комфортно. Обычно оно выбирается бессознательно, и при этом значимыми называются личные взаимоотношения с партнером по общению. В тундре и пустыне чужие люди могут общаться и на расстоянии многих метров, в то время как в городе, где людей много, личное расстояние сокращается.

По очереди каждый участник встает в центр круга. К нему один за другим подходят все члены группы. Каждый двигается до тех пор, пока стоящий в центре, не скажет «Стоп!», т.е. когда он начнет  испытывать дискомфорт. Все участники должны запомнить,  на какое расстояние к кому можно приближаться.

До начала упражнения ведущему необходимо обратить внимание ребят  на то, что не следует обижаться, если кто-то не подпускает их на близкое расстояние, - просто человеку удобнее общаться именно так. Можно провести пробу, вызывая два добровольца, один стоит молча, а другой, говоря все, что ему приходит на ум, 2наскакивает» на него, пытается войти в тесный контакт. Участники делятся впечатлениями: что чувствует те, кто наскакивает, и тот, личное пространство которого нарушается подобным образом.

«УПРАЖНЕНИЕ ДРУЖЕСКАЯ РУКА»

Цель: формирование доверительной атмосферы в группе.

Содержание:

Все участники садятся  спинами в круг , закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто  больше всех нравится. Ограничений  по количеству нет. Ведущий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так, чтобы  другие не знали, кто к ним подходит. Задача: не открывать глаза, важно  терпение.

По окончании следует  спросить каждого участника: трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал  ли? Был ли терпеливым? Приятно или  неприятно было чувствовать неизвестные  руки на плечах?

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: получение обратной связи.

Содержание: Участники делятся впечатлениями, что понравилось, а что нет.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умение понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.

Необходимые материалы: бумага, ручки, мелок.

УПРАЖНЕНИЕ  «УЗКИЙ МОСТ»

Цель: развитие навыков понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях.

Содержание:

Ведущий на полу чертит две  длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, обозначая таким образом  мост. Выбираются два участника, которые  идут навстречу друг другу с разных сторон моста. Можно задать дополнительное условие: они  торопятся. Ведущий обращает внимание участников, что они сами должны выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли вежливо разойтись или столкнут друг друга?

В обсуждении участники делятся, как им удалось договориться. О  ком они в первую очередь думали, когда нужно было сделать выбор: о себе или о партнере? Всегда ли нужно уступать на «узком мосту»?

УПРАЖНЕНИЕ  «КОРОЛЬ ШКОЛЫ»

Цель: формирование позитивной позиции по отношению к правилам школы и общества.

Содержание:

Ведущий предлагает участникам представить, что они король или королева. Школа – королевство. Король устанавливает правила, которые он считает разумным. Участники придумывают свои правила, записывают на листочке. Затем каждый «король» должен презентовать свои правила, объясняя, по каким соображениям, он эти правила ввел.

По окончании, в группе обсуждается, что было труднее, придумать  свои правила или обосновать их? Насколько трудно следовать установленным  правилам в школе и обществе? Что  этому мешает?

УПРАЖНЕНИЕ  «ДОТРОНЬСЯ ДО…»

Цель: привитие навыков слушать команды, находить способ для эмоциональной разрядки.

Содержание:

По команде ведущего участники должны дотронуться до: железного, деревянного, холодного, стеклянного, прозрачного, красного цвета, живого, бледного и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ  «ДАТСКИЙ БОКС»

Цель: развитие навыков сохранять контакт с партнером в ходе спора.

Содержание:

Эту игру придумали датчане, скучая долгими зимними вечерами. Участники разбиваются на пары и  встают на расстоянии вытянутой руки. Затем рука прижимается к руке партнера так, чтобы мизинец был  прижат к мизинцу, безымянный – к  безымянному, и т.д. участникам необходимо стоять так, словно они привязаны  друг к другу. Восемь пальцев прижаты, а большие пальцы вступают в бой. Нужно, чтобы большой палец оказался сверху пальца партнера, а остальные оставались  прижатыми. Можно провести несколько раундов. После окончания партнеры должны поблагодарить друг друга за честную игру.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: получение обратной связи.

Содержание: ребята делятся впечатлениями, что им понравилось, а что нет.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.

УПРАЖНЕНИЕ  «ГОВОРЮ, ЧТО ВИЖУ»

Цель: развитие навыков безоценочного принятия других людей.

Содержание:

Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и по очереди говорят, что они видят, рассматривая любого из участников. Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. Важно только говорить о том, что предстает взору, а не то, какие реакции возникают в ответ на это.

Информация о работе Психологический тренинг