Психологический тренинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:13, контрольная работа

Описание работы

При выполнении этого упражнения у меня не получилось поймать это состояние ребенка. Возможно я не приложила достаточно усилий, я больше оценивала других, их поведения (наверное находилась в образе родителя), ноя получила большое удовольствие от выполнения этого упражнения, скорее всего за счет других.

Содержание

I часть. Анализ выполненных упражнений………………………………….…..3
Упражнение «Дитя»…………………………………………..………….……….3
Упражнение «Моя семья»………….……………………..…………….………..4
Упражнение «Имя плюс две характеристики».……...………..………………...5
Упражнение «Звук плюс движение»………………………………………….....8
Упражнение «Анализ групповой дискуссии»..………..………………………..8
Упражнение «Вещь во мне»..……………………………..………………….…12
II часть……………………..…………………………………..…………………15
Тренинг по формированию позитивных жизненных целей…..…..…….…….15
Занятие 1…………………………………………………………………….……17
Занятие 2………………………………………………………………..…….…..19
Занятие 3………………………………………………………………….………20
Занятие 4………………………………………………………………….………21
Занятие 5………………………………………………………………….………23
Занятие 6…………………………………………………………………….……24
Занятие 7……………………………………………………………………….…26
Занятие 8……………………………………………………………………….…27
Занятие 9……………………………………………………………………….…28
Занятие 10………………………………………………………………...………29

Работа содержит 1 файл

тренинг.docx

— 69.43 Кб (Скачать)
fy">В обсуждении следует спросить, часто ли хотелось дать собственную оценку действий других участников или их личностных качеств? Было ли сложно удержаться от применения оценочных категорий? Что участники чувствовали, когда говорили о них, и когда им приходилось говорить о других?

УПРАЖНЕНИЕ  «АССОЦИАЦИИ»

Цель: развитие наблюдательности, эмпатии и способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

Содержание:

Доброволец выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, ему дается три попытки отгадать, кого загадала группа, ему можно  задать три вопроса, с кем или  с чем ассоциируется загаданный человек: с каким праздником, с  каким животным или растением, с  каким предметом или проявлением  природы. Если и после третьей  попытки не удалось определить загаданного  участника, то дается дополнительный вопрос, который не должен касаться имени  или физических характеристик. Если последняя попытка вновь оказалась  не результативной, водящий сдается, а группа, открывает имя того, кого ему нужно было разгадать.

Упражнение можно повторить  с другими добровольцами.

В обсуждении важно выяснить: насколько было трудно дать определенную характеристику человеку, насколько  было трудно отгадать загаданного члена  группы?

УПРАЖНЕНИЕ  «ВЗГЛЯНЕМ ВМЕСТЕ»

Цель: развитие способности чувствовать партнера и согласовывать с ним свои действия.

Содержание:

Участники делятся на пары и встают спинами друг к другу. По команде ведущего они сосредотачиваются  друг на друге и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: оба партнера должны оказаться лицом к друг другу одновременно и посмотреть в глаза.

По окончании выполнения упражнения ребята высказываются: трудно ли было угадать желание партнера? Что помогало его почувствовать? Что они чувствовали, когда стояли к нему спиной и когда посмотрели ему в глаза?

УПРАЖНЕНИЕ  «ВЕЛИКИЙ МАСТЕР»

Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах.

Содержание:

Каждый участник по кругу  хвалит свои сильные стороны, начиная  со слов: «Я великий мастер…»например: мастер рисования плакатов, приготовления  особенных блюд, составления компьютерных программ и т.д. задача: убедить в  этом остальных. Ведущий спрашивает: «Может ли кто-то из присутствующих сделать  это лучше?» если вся группа соглашается  с утверждением, то этот человек  признается «великим мастером» названного занятия. Группа награждает его аплодисментами.

Обсуждение: трудно ли было хвалить себя и почему? Всегда ли нужна такая скромность? В каких  ситуациях нужно говорить о своих  достоинствах? Приятно ли  получать аплодисменты?

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: получение обратной связи.

Содержание: ребята делятся впечатлениями, что им понравилось, а что нет.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон, собственной полезности для окружающих и общества.

Необходимые материалы: бумага и ручки, старые газеты.

УПРАЖНЕНИЕ  «ПУСТОЕ МЕСТО»

Цель: создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения.

Содержание:

Половина участников садится  на стулья, другие стоят за ними, но перед одним остается пустое место. Задача участника без пары – переманить кого-либо на пустое место без слов и жестов, только взглядом. Принявший  приглашение занять пустое место  перебегает на него. Оставшись без  пары, становится ведущим и переманивает на освободившееся место другого участника.

Затем обсуждается: трудно ли было передать обсуждение взглядом, трудно ли было понять, что приглашают?

УПРАЖНЕНИЕ  «КАКОЙ Я?»

Цель: развитие умения видеть в людях отличительные особенности и адекватно принимать мнение о себе со стороны других.

Содержание:

Каждому участнику прикрепляется  лист бумаги на спину, в углу листа  рисуется значок: если он хочет узнать о своих недостатках, то ставит крестик, если только о достоинствах, то солнышко. Нужно подойти к своим товарищам на выбор: они пишут на листе ответы на вопросы – какой это человек во взаимоотношениях с другими и какой у него характер, умеет ли он добиваться своих целей и т.д. По окончании работы листки снимаются и все обмениваются впечатлениями.

Участники высказываются: насколько  трудно было принимать мнение других и давать свою оценку характеру товарища. Автора написанного не выявляют. Это  упражнение иногда вызывает у ребят  напряжение: они боятся и не хотят  слышать критику в свой адрес. В связи с этим следует порассуждать с подростками: нужно ли знать  о своих недостатках? И нужно  ли принимать оценку себя со стороны, пусть даже негативную? Подростков необохдимо подвести к осознанию: критика  помогает пересмотреть человеку свое поведение и изменить что-то в  себе. Ведь человек не всегда сам  может  увидеть собственные недостаткти, которые мешают ему продуктивно общаться и жить с другими людьми.

УПРАЖНЕНИЕ  «БАНКА СЕКРЕТОВ»

Цель: оказание помощи подросткам в признании своих недостатков и стремлении их исправить.

Содержание:

Каждый участник помечает листок своим значком. Затем он записывает на листке, что негативного он открыл в себе с помошью товарищей в предыдущем упражнении и что хотел бы изменить в себе.

Листки складываются в  стеклянную банку, банка «опечатывается»  и отдается на хранение ведущему. Эта банка будет открыта на последнем занятии.

УПРАЖНЕНИЕ  «ДРУГ ДЛЯ ДРУГА»

Цель: развитие представлений о своей полезности для других людей.

Содержание:

Участникам предлагается подумать и написать, где и чем  может быть полезен каждый член группы. По окончании работы зачитывается, что получилось.

Обсуждение: насколько было трудно определить «полезность» человека для себя? Чем руководствовались  ребята при выполнении задания: дружескими отношениями, нежеланием обидеть кого-то или, наоборот, плохие отношения повлияли на выбор?

УПРАЖНЕНИЕ  «БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ»

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

Содержание:

Участники делают из старых газет мячики. Группа делится пополам  и выстраивается в две линии  на расстоянии 4-5 метров друг напротив друга. На полу проводится мелом «граница», за которую переступать нельзя, иначе  можно оказаться в стане противника. По команде ведущего участники бросают  свои мячики в сторону «противника». Задача: перебросить все мячи через границу. По команде «Стоп» участники перестают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на стороне которой оказалось меньше мячей.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: получение обратной связи.

Содержание: ребята делятся впечатлениями, что им понравилось, а что нет.

 

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Необходимые материалы: небольшое заркальце, бумага, ручки.

УПРАЖНЕНИЕ  «ПОДАРИ УЛЫБКУ»

Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание:

Участники по часовой стрелке по кругу дарят соседу слева свою улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.

УПРАЖНЕНИЕ  «ДИАЛЕКТИКА»

Цель: выработка личных отношений к социальным ролям.

Содержание:

Выбирается какая-либо социальная роль: это может быть родитель, ребенок, учитель, учащийся, директор  школы, кондуктор в автобусе и т.д. Каждый участник по кругу высказывается: «Быть  … хорошо, потому что…, а плохо, потому что…» Можно обсудить несколько  социальных ролей.

Затем ребятам задаются вопросы: было ли трудно найти хорошее и  плохое в социальных ролях? Почему?

УПРАЖНЕНИЕ  «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Цель: актуализация жизненных целей.

Содержание:

Ведущий  предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в свое будущее с помощью «волшебного зеркальца», в котором они смогут увидеть себя уже взрослыми в какой-либо социальной роли. Зеркало передается по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».

По окончании ребята делятся  впечатлениями: насколько трудно им было представить себя взрослыми.

 УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

Цель: развитие мотивации к достижению собственных целей.

Содержание:

Участникам предлагается написать на бумаге, какими сильными чертами  характера они обладают для достижения в той социальной роли, которую  они увидели в «волшебном зеркале». Очень хорошо будет, если ребята напишут, какие черты характера им нужно  корректировать, чтобы быть успешным. Желающие могут зачитать, что у  них получилось. Если участники не захотят этого сделать, настаивать не нужно, важно, что они осознали это для себя.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы: насколько поиски были напряженными? Хотелось ли увидеть в себе что-то неприятное для самого себя? А исправить свои недостатки хочется?

УПРАЖНЕНИЕ  «СОГЛАШАЮСЬ-НЕСОГЛАШАЮСЬ»

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

Содержание:

Выбирается первый водящий. Его задача – высказывать любое  утверждение, пусть даже абсурдное, и указать, кто будет отвечать по своему выбору. Отвечающий должен без раздумий согласиться или не согласиться с утверждением. Если его ответ не совпадает с реальностью, он становится водящим.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: получение обратной связи.

Содержание: ребята делятся впечатлениями, что им понравилось, а что нет.

 

ЗАНЯТИЕ 6

Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирование и преодоления жизненных преград.

Необходимые материалы: набор всевозможных предметов, в количестве, несколькол большем, чем число участников, пустые карточки, бумага, ручки, воздушные шарики по количеству участников.

УПРАЖНЕНИЕ  «СПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ»

Цель: осознание групповой принадлежности и развитие навыков группового решения.

Содержание:

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают  перед собой правую руку. По команде  ведущего все начинают движение в  центр круга, делая плавательные движения правой рукой. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники  вытягивают левые руки и снова  ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух партнеров. Участники открывают  глаза, их задача – распутаться, не разжимая рук. Разрешается изменения  положения кистей без расцепления  рук. В результате возможны такие  варианты: круг, несколько кругов и  пары.

По окончании ребята высказываются, как они находили варианты распутывания узлов: методом проб и ошибок, пытались сначала прогнозировать исход действий, кто-то один руководил распутыванием  или решали все вместе?

УПРАЖНЕНИЕ  «МАГАЗИН»

Цель: признание множественности вариантов для совершения выбора.

Содержание:

Участникам предлагается набор всевозможных предметов, которые выкладываются на столе (это могут быть канцелярские товары, небольшие игрушки и прочее). Каждый по очереди приходит в «магазин» и выбирает понравившийся предмет. Когда все сделают свой выбор, они объясняют, почсему захоители именно этот предмет. Что было труднее – выбрать или объяснить свой выбор? Чем ребята руководствовались в выборе: веешь просто понравилась или она полезна и применима для чего-то?

УПРАЖНЕНИЕ  «МОЙ ВЫБОР»

Цель: развитие способностей самоопределения.

Содержание:

Участникам предлагавется  опять придти в магазин, но выбирать придется не предметы, а социальные роли, будущие профессии. Ведущий  будет продавцом, который записывает на корточках, по желанию каждого  участника, его будущую социальную роль или проофесссию и отдает ее «покупателю». Разрешается выбрать  несколько профессий. Когда все  участники побывают в «магазине», они объясняют свой выбор.

Ведущий спрашивает их: насколько  этот выбор был сложен для них? По каким критериям выбиралась профессия: модно быть кем-то, большая зарплата, нравится специальность, желание родителей, хочется попробовать себя в этой деятельности, не хочется расставаться с другом, т.к. придется учиться в  других городах?

УПРАЖНЕНИЕ  «ПРЕГРАДЫ»

Цель: развитие способности к прогнозированию ситуаций.

Содержание:

Каждый подросток должен подумать  и написать, что ему  необходимо предпринять, чтобы достигнуть желаемой цели, и какие преграды у него могут возникнуть при достижении выбранной социальной роли или профессии. Затем всем предлагается ответить на вопрос: что было труднее, увидеть  преграды или наметить путь к достижению намеченного?

УПРАЖНЕНИЕ  «ПОМОЩЬ ЗАЛА»

Цель: развитие способностей преодоления жизненных преград.

Содержание:

Один участник по желанию, зачитывает, какие преграды он видит  в достижении его цели, каким образом  можно эту преграду преодолеть. Если возникают затруднения, ему помогает зал, высказывая свои предложения. Затрудняющийся выслушивает молча все предложения, не отвергая и не критикуя. Как он поступит в выборе рекомендаций, последует  им или не примет, его маленькая  тайна. Он только благодарит товарищей  за оказанную помощь.

Информация о работе Психологический тренинг