Шпаргалка по "Психофизиология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:11, шпаргалка

Описание работы

«Психофизиология» – быстро развивающаяся отрасль науки. Результаты психофизиологических исследований находят широкое применение в разных сферах жизнедеятельности человека. Данный термин впервые был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и использовался для обозначения широкого круга исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологичные методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. др.).

Работа содержит 1 файл

Ответы ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

1. Предмет  и задачи общей психофизиологии

 

«Психофизиология» – быстро развивающаяся отрасль науки. Результаты психофизиологических исследований находят широкое применение в разных сферах жизнедеятельности человека. Данный термин впервые был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и использовался для обозначения широкого круга исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологичные методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. др.).

Психофизиология в настоящее время существенно отличается предметом своего исследования от такой достаточно близкой и похожей по названию научной дисциплины, как физиологичная психология, которая изучает физиологичные механизмы психической деятельности на всех уровнях ее организации. Хотя достаточно длинный период развития психофизиологии шел именно путем физиологичной психологии.

Согласно современным  научным представлениям психофизиология  являет собой отрасль науки, которая  изучает закономерности соотношения  психологического и физиологического для установления психофизиологических механизмов жизнедеятельности, поведения, развития, учебы и труда человека.

Следовательно, предметом изучения психофизиологии можно считать именно психофизиологические механизмы жизнедеятельности, поведения, развития, учебы и труда человека.

Считается, что  современная психофизиология совмещает  физиологичную психологию, физиологию высшей нервной деятельности (ВНД), «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.

Задача психофизиологии – изучить физиологические проявления психики в контексте мозга как системы. Кроме того, она включает в себя три относительно самостоятельные части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию:

- Общая психофизиология изучает физиологичные основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний;

- Возрастная психофизиология изучает изменения физиологичных основ психической деятельности человека;

- Дифференциальная психофизиология изучает естественно научные основы и предпосылки индивидуальных отличий в психике и поведении человека.

 

 

2. Предмет  и задачи основных разделов  психофизиологии

 

К основным разделам психофизиологии относятся:

1. Дифференциальная психофизиология, которая изучает естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека. В ней используются два методических приема:

- сопоставление физиологических и психологических параметров;

- изучение изменений физиологических функций во время реализации психической деятельности.

2. Возрастная психофизиология изучает онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Ее задача состоит в раскрытии психофизиологического содержания последовательных этапов онтогенеза.

3. Психофизиология профессиональной деятельности занимается изучением психофизиологических свойств индивидуума, проявляющихся в деятельности и влияющих на ее эффективность и качество.

4. Предметом  изучения когнитивной психофизиологии являются физиологические основы познавательной деятельности человека

5. Сравнительная психофизиология устанавливает и выявляет различия в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных и человека.

 

3. История становления психофизиологии как науки

 

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и использовался для обозначения широкого круга исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологичные методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. др.).

С 1973 года, благодаря Лурии, психофизиология была выделена в самостоятельную науку. Предметом ее стало изучение поведения человека или животного. При этом поведение выделяется в независимую переменную, а физиологические процессы становятся зависимой переменной. Лурия дает следующее определение: «Психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, возникшая в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности».

В 1982 году в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, результатом которого стало создание Международной психофизиологической ассоциации.

Перспективы для проведения экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных открыло интенсивное развитие новой техники физиологического эксперимента (ЭЭГ, микроэлектродная техника).

Современная психофизиология  как наука о физиологических  основах психической деятельности и поведения представляет собой область знания, объединяющую физиологическую психологию, физиологию ВНД, нейропсихологию и системную психофизиологию. Кроме того, она включает в себя 3 самостоятельные части: общую, возрастную и дифференциальную.

 

 

4. Психофизиологическая  проблема и варианты ее решения.

 

Психофизиологическая  проблема – это проблема характера соотношения психической деятельности человека и деятельности ее головного мозга. За время развития научного знания существовали разные подходы к ее решению. Ее пытались решать как психофизическую проблему. При решении психофизической проблемы рассматривался вопрос включения души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, ее связь с Богом, изобретение собственного места для психического (сознания, мышления) в целостной картине мира.

Р. Декарт, рассматривая душу и тело как две самостоятельных, независимых субстанции, стал родоначальником параллелизма (методологической позиции, которая отрицает взаимодействие психики и мозга). Его учение, выходящее из объяснения сущего, как наличия двух противоположных начал (материального и духовного), получило название дуализма Декарта. Подобных взглядов придерживались последователи Декарта.

Значительную  роль в преодолении психофизиологического  параллелизма сыграл И.М. Сеченов, который подчеркивал, что нельзя ни отождествлять психическое и физиологичное, ни разделять их. Сущность его психофизиологической концепции заключалась в том, что:

- внутренний, психический мир не может быть полностью возведен к его материальным, нервным основам;

- психическое и нервное имеют глубокое внутреннее родство;

- психическая деятельность и организация зависят от нервной деятельности и организации;

- психическое принимает участие в поведении как высший регулятор.

Взгляды И.М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова, психофизиологическая концепция которого, объясняя физиологичные основы психической деятельности, создавала условия для объяснения самой психической деятельности. Павлов считал, что психическая деятельность, которая зависит от своего физиологичного фундамента, должна рассматриваться, как детерминированная внешним миром, но как несравненно более сложная.

Среди зарубежных психофизиологических концепций XX в., связанных с решением психофизиологической проблемы, выделяются три основных направления:

- дуалистические  концепции, которые выходят из  принципиальной разнородности двух  противоположностей (материи и духа);

- концепции параллелизма, которые пытаются синтезировать материалистические и идеалистические подходы;

- концепции,  в которых выражаются идеи  зависимости сознания от материальной  организации человека.

Несколько концепций, которые  имеют отношение к решению  психофизиологической проблемы, были сформулированы в советской науке: сущность первой концепции можно сжато выразить в тезисе – «психическое является формой движения материи», она не оставляет место для категории идеального и субъективного, а потому, в сущности снимая категорию психического, снимает и саму психофизиологическую проблему. Сущность второй концепции заключается в понимании соотношения психического и физиологичного как более низкого и более высокого. Представители третьей концепции определили психическое, идеальное как качество определенного класса физиологичных процессов, которые протекают в головном мозге. И последняя, четвертая концепция, в пределах которой психофизиологическая проблема решается наиболее полно, базируется на теории функциональной системы П.К. Анохина. Базируясь на отмеченной концепции, можно сказать, что решение психофизиологической проблемы заключается в том, что соотношение психических и физиологичных процессов рассматривается не с помощью прямого сопоставления, а через их сочетание в единственную систему в которое осуществляется с помощью качественно своеобразных системных процессов. Таким образом, психическое и физиологичное выступают одно по отношению к другому именно как системные процессы.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1) Психическое тождественно  физиологическому, представляя собой  не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей неравной деятельности.

2) Психическое – это особый (высший класс) или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД; это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3) Психическое, хотя и  обусловлено физиологической (высшей  нервной) деятельностью мозга,  тем не менее, не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни один из приведенных  решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг – психика» повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

 

 

5. Основные  методы в психофизиологии

 

Правильный выбор методики, адекватное использование ее показателей  и толкования полученных результатов, соответствующее возможностям методики, является условиями, необходимыми для проведения успешного психофизиологического исследования. Выбор психофизиологических методик и показателей должен логично вытекать из принятого исследователем методологического подхода и целей, поставленных перед экспериментом.

Электроэнцефалография – метод, заключающийся в регистрации и анализе суммарной биоэлектрической активности головного мозга, – электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Электроэнцефалография считается одним из классических методов психофизиологических исследований. Хотя и признается, что, невзирая на перспективность этого метода, он остается для психофизиолога пока еще и одним из наименее понятных источников данных, а информативность получаемых результатов во многом зависит от опыта исследователя.

Метод вызванных потенциалов. Вызваны потенциалы (ВП) – это изменения в суммарной биоэлектрической активности мозга (биоэлектрические колебания), возникающие в ответ на разные виды внешнего раздражения (сенсорные стимулы). Эти биоэлектрические колебания выглядят как последовательность из нескольких позитивных и негативных волн, что длятся 0,5-1 сек. после стимула. Регистрация ВП осуществляется специальными техническими устройствами, которые позволяют выделять нужный сигнал из ЭЭГ.

В психофизиологии  метод регистрации ВП преимущественно  применяется для изучения физиологичных механизмов и коррелята познавательной деятельности человека. Это направление достало название когнитивной психофизиологии.

Регистрация электрической активности кожи. Существуют два основных способа исследования электрической активности кожи (ЭАК). В методе Фере используется внешний источник тока – измеряется электрическое сопротивление кожи при пропускании через нее слабого тока; то есть, измеряется проводимость кожи (ПРК). В методе Тарханова внешний источник тока не применяется – измеряется разница потенциалов между разными участками кожи – электрический потенциал самой кожи (ПК). Раньше оба этих показателя ЭАК называли общим термином – кож-гальваническая реакция (КГР).

Отдельным направлением исследований можно считать регистрацию ЭАК в биологически активных точках (БАТ). На основе подобного подхода были разработаны многочисленные методы оценки, контроля и прогноза психофизиологического состояния (ПФС) человека. Выбор БАТ для диагностики ПФС обосновывается тем, что БАТ в значительной мере являет собой отображение биоэнергетического уровня функциональной системы ПФС.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиология"