Методика начального обучения в гандболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.

Содержание

I. Основы методики обучения…………………………………………………………2
1.1. Принципы обучения……………………………………………………………...2
1.2. Методы обучения………………………………………………………………….3
1.3. Этапы обучения…………………………………………………………………...4
II. Техника игры в нападении…………………………………………………………4
11.1. Техника игры без мяча…………………………………………………………..10
11.2. Техника игры с мячом…………………………………………………………..10
III. Техника игры в защите…………………………………………………………...25
III.1. Стойки, передвижения игрока……………………………………………….25
Ш.2. Техника противодействия нападающему, вла­деющему мячом………….27
Ш.З. Техника игры вратаря…………………………………………………………....29
IV. Подводящие игры при обучении гандболу………………………………………..32
V. Правила игры в гандбол……………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Методика начального обучения в гандболе.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

Для передвижения по площадке игроки используют ходьбу, бег, остановки, прыжки и повороты.

Ходьба.

Ходьба в игре применяется реже других видов передвижения. Наиболее часто она используется при смене позиции в период ко­ротких пауз или снижения игровых действий. При этом игроки пе­редвигаются лицом, спиной вперед, боком.

Бег.

Бег является основным средством передвижения в игре. В бы­стро меняющихся ситуациях, при переходе от защиты к нападению и обратно игроку приходится передвигаться лицом и спиной впе­ред, изменять направление и скорость бега. Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега — рывок позволяет напа­дающему освободиться от опеки защитника, тем самым обеспечить выигрыш во времени и пространстве для взаимодействия с партне­рами, участия в розыгрыше комбинаций или завершения атаки во­рот.

Методическая последовательность обучения технике бега:

1)  бег на месте с переходом в бег по прямой;

2)  семенящий бег с переходом на обычный;

3)  семенящий бег, переходящий в ускорение; переходящий в
рывок;

4)  бег с изменением направления (использование поворотов), с прыжками, маневрированием (использование финтов), с измене­нием частоты шагов на определенных участках площадки.

При обучении бегу необходимо обращать особое внимание на правильное отталкивание, что способствует не только быстрому перемещению игрока, но и изменению направления и скорости движения. Для этого целесообразно использовать следующие уп­ражнения.

1.  Бег на месте с высоким подниманием бедра.

2.  Прыжки на месте, подтягивая колени к груди.

3.  Прыжки с ноги на ногу по разметке площадки с переходом
на бег.

4.  Передвижение прыжками, толчком двух ног, с высоким
подниманием бедер и высоким взлетом.

Выполняя упражнения, необходимо следить за энергичным и полным выпрямлением толчковой ноги и ускорением в конце дви­жения.

При обучении технике бега с изменением скорости необходи­мо использовать следующие упражнения.

1. Старты из различных исходных положений, с места с пробеганием отрезков 5—10 м.

2. Ускорение после обычного бега по ориентирам, по слуховыми зрительным сигналам.

3. Ускорение по прямой после выхода с дуги.

Здесь следует обратить внимание на длину шагов, постановку стоп на площадку с носка возможно ближе к оси центра тяжести, энергичное движение рук, эффективное отталкивание.

Упражнения для обучения и совершенствования бега:

1.  Бег на месте с максимальной частотой шагов в течение 10—20 с.

2.  То же, что и в 1-м упражнения, но с последующим рывком
вперед и быстрой остановкой с переходом на шаг.

3.  Бег 15—20 с из различных исходных положений; низкого
старта; упора лежа; лежа на спине лицом в сторону, противопо­ложную направлению бега; лежа на груди, спине, носки (пятки) на линии старта.

4.  Бег с ускорением по сигналу, вдоль боковой линии, поперек
площадки, от средней до лицевой линии.

5.  При передвижении в колонне по одному последний в ко­лонке выполняет ускорение по внутреннему кругу бегущей колон­ны, занимая место направляющего, и т. д.

6.  Бег с изменением направления движения между препятст­виями.

7.  Бег по кругу в колонне по одному. Расстояние между бегу­щими 2 м. По сигналу последний в колонне бежит между партне­рами (змейкой) и становится направляющим.

 

8.  Бег в колонне по одному: змейкой поперек зала; противоходом по длине зала; используя разметку баскетбольной площадки по
малой и большой восьмерке.

9.  Бег в группах по четыре человека. Замыкающий каждой
группы делает рывок влево, резко меняет направление бега и обго­няет троих впереди бегущих с внешней стороны и становится на­правляющим. Следующие игроки выполняют то же самое.

10. Бег с изменением направления движения после остановоки поворотов.

 

                Прыжки.

В игре гандболист использует прыжки при ловле высоколетя­щих мячей, передачах и бросках мяча по воротам. Наиболее харак­терным является прыжок толчком одной ногой.

Прыжок толчком одой ногой, перед броском мяча по воротам, выполняется после определенного количества шагов. При этом толчковая нога выносится вперед и ставится с пятки, маховая нога, согнутая в коленном суставе и тазобедренном, за счет активного маха, выносится вперед вверх. После взлета, когда гандболист дос­тигает наивысшей точки прыжка, маховая нога отводится в сторо­ну, что способствует сохранению «устойчивого» положения во вре­мя полета. Приземление после прыжка должно быть на одну или две ноги, без потери равновесия. Это достигается за счет аморти­зирующего сгибания слегка согнутых ног. Качественное приземле­ние позволяет гандболисту, немедленно приступить к выполнению последующих игровых действий.

Прыжок толчком двумя ногами используется при ловле высо­колетящих мячей, блокировании мячей при бросках по воротам, при розыгрыше спорных бросков.

При обучении прыжкам основное внимание обращается: на правильную постановку стоп при толчке, полет и приземление, своевременность его выполнения, высоту, способность «зависать» в воздухе и координирование движений в безопорном положении. Различные направления прыжка достигаются за счет направления отталкивания и перемещения общего центра тяжести в нужном на­правлении. Обучение прыжкам начинается с места, затем в движе­нии толчком одной и двумя ногами.

Упражнения для обучения прыжкам:

 

1.       Прыжки толчком двумя ногами вверх, вверх—вперед, вверх—назад, вперед—в сторону.

2.       Прыжки на месте вверх толчком двух ног, с поворотами от90 до 360°.

3.       Много скоки с акцентом на высоту и длину прыжка.

4.       Прыжки на месте из положения полу приседа и приседа.

5.       Прыжки на месте с касанием подвешенных предметов на
различной высоте, толчком одной и двумя ногами.

6.       Прыжки на месте, из положения боком к стене, с касанием
разметки на стене, толчком одной и двумя ногами.

7.        Напрыгивание на гимнастические снаряды различной высоты.

8.       Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед по полу; по
матам; по гимнастической дорожке.

9 Много скоки через гимнастическую скамейку с продвижени­ем вдоль нее, толчком одной и двумя ногами.

10. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх до касания предметов, подвешенных на различной высоте.

П. Прыжки через скакалку, попеременно толкаясь одной, двумя ногами.

 

                Держание мяча.

Способность игрока управлять различными движениями при выполнении передач мяча, бросков мяча по воротам, обманных движений в значительной степени расширяет его игровые возмож­ности. Это предъявляет определенные требования к умению игрока
держать мяч.                  .

Выделяют два способа держания мяча: двумя и одной рукой.

 

При держании мяча двумя руками кисти рук располагаются на мяче сверху—сбоку, при этом пальцы широко расставлены, а ладо­ни касаются мяча всей поверхностью.

Держание мяча одной рукой осуществляется за счет наложения кисти на мяч сверху. При этом мяч захватывается большим и бе­зымянным пальцами, остальные пальцы поддерживают его. Разно­видностью держания мяча одной рукой является держание снизу. В этом случае он лежит на ладони и удерживается пальцами. Игрок, балансируя рукой с мячом и поддерживая его другой, выполняет передачи и броски.

Упражнения для обучения держанию мяча:

1.  И.П. присед, левая нога впереди, мяч лежит на полу перед
игроком. Наложив кисть правой руки на мяч сверху, поднять его.

2.  И.П. присед, левая нога впереди, удерживая мяч правой ру­кой поднять его и ударить, не выпуская из руки, об пол.

3.  Выполняется, как и 2-е упражнение, но левой рукой.

4. Удерживая мяч попеременно правой, левой рукой, выпол­нить: тыльное и ладонное сгибание; вращение влево, вправо в лучезапястном суставе; в лицевой и боковой плоскости в локтевом и плечевом суставах.

5. Удерживая мяч правой, левой рукой маховые движения впе­ред, назад, в сторону назад, за спину книзу, за спину кверху.

6. Перекладывание мяча перед собой из одной руки в другую и
перевод его за спиной.

7. И.П. ноги на ширине плеч, туловище прямо. Вращение мяча
вокруг туловища, ног, между ногами по «восьмерке» вправо, влево.

8. Удерживая мяч левой, правой рукой, подбросить его вверх и
поймать одной рукой на уровне головы, хватом снизу.

9.               Удерживая мяч левой, правой рукой, ударить им об пол и
захватить его после отскока.

10. Удерживая мяч левой, правой рукой, на уровне груди от­пустить его и поймать хватом сверху до касания пола.

11. Перебрасывание мяча из рук в руки по дуге над головой,
перед грудью с последующим удержанием мяча и вращением в ли­цевой плоскости.

12. Мяч лежит в 1—1,5 м от игрока. Выполнив три шага к мя­чу, хватом сверху, поднять его, ударить об пол и поймать после от­ скока.

13. Выполняется, как и 12-е упражнение, но игрок двигается к
мячу семенящими шагами.

14.  Выполняется, как и 12-е упражнение, но игрок поднимает катящийся мяч.

Держание мяча является составной частью техники игры в гандбол. Качественное владение этим приемом в значительной степени ускоряет обучение ловле и передачам мяча, броскам мяча по воротам. При держании мяча одной рукой у игрока появляются значительно большие возможности выбора направления и длитель­ности замаха, при этом направление замаха может быть за спину, за голову, перед собой и т. д. Это в конечном итоге сказывается на быстроте и качестве выполнения ловли, передач и бросков мяча по воротам.

                   Остановки.

Быстро меняющаяся игровая обстановка, действия игрока с мячом и без мяча, активные действия соперника в защите и напа­дении требуют от гандболиста замедления или прекращения двига­тельных действий. Способность игрока управлять скоростью движения и выполнения определенных технических приемов позволя­ет ему получить определенное преимущество перед соперником в осуществлении своих дальнейших действий.

 

Остановка — это действие игрока, направленное на частичное или полное прекращение движения. Остановка после бега может осуществляться одной ногой (шагом), двумя ногами (шагами) и прыжком.

При остановке одной ногой игрок выставляет прямую ногу вперед стопой развернутой внутрь. Туловище отклоняется назад и поворачивается боком (соответственно выставленной ноге) к на­правлению движения, руки согнуты, другая нога при этом сильно сгибается.

При остановке двумя ногами первый шаг короткий, нога ста­вится с пятки, причем стопа слегка разворачивается наружу, левое, праве плечо отводится назад. Второй шаг несколько длиннее, при постановке на опору, стопа развернута внутрь, туловище отклоня­ется назад, разворачивается боком, руки согнуты, сзади стоящая нога согнута.

Остановка прыжком выполняется следующим образом: игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и призем­ляется на широко расставленные ноги, туловище при этом прямо, вес тела переносится на сзади стоящую ногу.

Этот способ остановки используется: при ловле мячей, летя­щих навстречу игроку, на уровне груди; для сокращения расстоя­ния г защитником при подготовке и выполнении обманных дви­жении.

Остановка прыжком, при ловле высоколетящих мячей осуще­ствляется, за счет одновременной постановки обеих ног на опору. При этом вес тела равномерно распределяется на обе ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки с мячом согнуты перед грудью.

В обоих способах эффект остановки определяется сильным сгибанием ног и правильным распределением веса тела на ноги, что позволяет игроку сохранить устойчивое положение и возмож­ность продолжения действий.

Методическая последовательность обучения остановкам

 

1.Изучение остановок без мяча: в ходьбе, медленном беге, среднем и быстром темпе бега (по прямой, с изменением направ­ления движения), по звуковым и зрительным ориентирам.

2. То же с мячом.

3.То же после ловли мяча.

4.То же после ведения мяча.

5.Закрепление в играх и эстафетах.

 

           Упражнения для обучения остановки.

 

1. Занимающиеся бегут по залу, по первому сигналу выполняют
остановку определенным способом, по второму — продолжают бег.

2. Занимающиеся бегут вдоль боковой линии, по первому зву­ковому сигналу выполняют поворот к середине площадки и уско­рение до противоположной боковой линии с последующей оста­новкой указанным способом, по второму сигналу поворачиваются направо, налево и продолжают бег.

3. Занимающиеся располагаются за лицевой линией в одну
шеренгу. По сигналу они бегут до девятиметровой линии и выпол­няют остановку указанным способом, затем бегут до средней ли­нии, до противоположной девятиметровой линии и лицевой, вы­полняя при этом остановки различными способами.

4. Занимающиеся, двигаясь от лицевой линии, подбрасывают
мяч вперед—вверх на расстояние 2—3 м. После отскока мяча от
пола выполняют ловлю и остановку указанным способом.

5. Выполняется, как и 3-е упражнение, но игроки с мячами.
Подбрасывая мяч вперед—вверх, так чтобы он оказался над соответствующей линией, игрок выполняет ускорение, ловит мяч с по­следующей остановкой указанным способом.

 

    6.Выполняется, как и 5-е упражнение, но занимающимся не­
обходимо пробежать всю площадку и выполнить при этом определенное количество остановок.

7.Занимающиеся построены во встречных колоннах. У направляющих
одной из колонн мячи. Игроки противоположной колонны­ выбегают вперед, с ловлей мяча выполняют остановку определенным способом  и передают мяч очередному игроку в противоположную колонну. После передачи мяча двигаются в конец­ той же колонны.

8. Выполняется, как и 7-е упражнение, но занимающиеся обеих колонн (противоположных) выбегают навстречу друг другу для получения мяча.

Информация о работе Методика начального обучения в гандболе