Методика начального обучения в гандболе

Дата добавления: 12 Марта 2012 в 17:08
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (425.55 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Методика начального обучения в гандболе.doc

  —  846.50 Кб

Бег защитник применяет в случае быстрой смены нападающим направления своего передвижения. При передвижении нападающе­го поперек площадки защитник переходит на бег приставными ша­гами влево, вправо. При этом длина шагов должна быть такой, чтобы сохранить устойчивое положение. Первый шаг выполняется быстро, причем стопа должна находиться как можно ближе к полу. Второй шаг скользящий. При передвижении вперед первый шаг выполняется впереди стоящей ногой, при передвижении назад — сзади стоящей.

Бег лицом вперед с изменением скорости защитник чаще всего использует для восстановления позиции перед нападающим. При этом он напоминает бег спринтера.

Бег в сочетании с передвижением лицом и спиной вперед за­щитник использует при неудачной попытке взятия ворот или поте­ре мяча вблизи ворот соперника. Выполнив ускорение к средней линии, защитник поворачивается спиной вперед и контролирует действия своего подопечного, занимая правильную позицию перед воротами.

Прыжки защитник использует для блокирования, перехвата мяча. Они могут выполняться из любого положения, толчком од­ной или двумя ногами и служат для быстрого преодоления рас­стояния до нападающего игрока. Кроме того, прыжки применяют­ся при перехвате высоколетящих мячей и отскочивших от вратаря и ворот. Поэтому прыжки могут выполняться как с места, так и после бега.

Остановки защитник использует в случае изменения направле­ния движения опекаемого им нападающего. Особенностью оста­новки защитника является то, что она выполняется после пере­движения приставными шагами и спиной вперед.

Остановка при передвижении приставными шагами выполня­ется на шаге левой или правой ногой, за счет активного сгибания ноги в коленном суставе и быстрого движения туловища в проти­воположном направлении основному движению. При этом туло­вище слегка наклоняется вперед.

Остановка при передвижении спиной вперед осуществляется на шаге назад, за счет мощного сгибания ноги в коленом суставе и тормозящего движения туловища в направлении движения.

Повороты защитник использует при переходе с бега из  поло­жения лицом вперед к бегу спиной вперед и наоборот. Такой по­ворот может быть использован защитником и для восстановления  позиции перед нападающим.

Методическая последовательность обучения передвижению иг­рока в защитной стойке.

1.  Перемещение в защитной стойке приставными шаг или бо­ком под счет: шагом, бегом — вправо, влево.

2.  Перемещение в защитной стойке с выставленной  вперед но­гой под счет: шагом, бегом — лицом, спиной вперед.

3.  Перемещение в защитной стойке по заданию (через 2-3 шага
лицом вперед вправо, влево; спиной вперед вправо, влево).

4.  Перемещение в защитной стойке с повторением различных  действий, выполняемых партнером.

Упражнения для обучения передвижению в защитной стойке.

1.  Занимающиеся располагаются за границами площадки лицом   к центру. И. П.: ноги согнуты в коленях, ступни вместе. На счет «раз» шаг левой ногой, «два» — переставить  правую ногу влево на такое же  расстояние.

2.  И. П.: защитная стойка, левая нога впереди. На счет раз левая нога
передвигается вперед, «два» — правая нога подтягивается до  исходного положения левой ноги. То же назад, начиная с правой ноги. 

3.  Выполняется, как и 2-е упражнение, но со сменой положения   ног.

4.  Передвижение по границам площадки, лицом и спиной вперед, в сочетании — два шага вперед, два влево, два вперед, два вправо.

5.  Группа по 4—5 человек перемещается  по площадке в любых
направлениях: вдоль, поперек площадки, по кругам , по дугам,
змейкой, противоходом. Смену направления движения определяет
направляющий, ориентируясь по разметке площадки по соответствующим
сигналам преподавателя (свисток, хлопки, различные жесты).

6.  Игра в «пятнашки». Занимающиеся распределяются парами.
Один игрок водящий — пытается коснуться определенной части
тела (рука, плечо, бедро и т.д.) партнера. После «того происходит смена ролей.

7.              Площадка условно разделяется поперек на несколько коридоров
шириной 2—3 м. В каждом коридоре  располагается пара играющих, один из них защитник, второй нападающий. Нападающий игрок двигается в пределах коридора, стараясь обойти защитника. Последний, отступая в стороны и назад, старается не пропустить нападающего, сохраняя при этом дистанцию.

8.  Занимающиеся, в парах, располагаются по кругу лицом друг
к другу. Игроки, стоящие лицом к центру, — нападающие, стоя­щие спиной к центру, — защитники. По сигналу нападающие на­чинают движение в заданном направлении, защитники повторяют их действия.

9.  Занимающиеся располагаются в шеренге за линией площади ворот. По сигналу начинают бег лицом вперед, добежав до средней линии, выполняют поворот (в любом направлении) и продолжают бег спиной вперед в защитной стойке. Добежав до линии площади ворот, выполняют поворот и продолжают бег лицом вперед.

10.              Занимающиеся располагаются в трех колоннах спиной в
направлении движения. По сигналу колонна игроков двигается
спиной вперед в защитной стойке и обегает препятствия, расстав­ленные на расстоянии 2—3 м одно от другого.

13. Занимающиеся располагаются на площадке произвольно, в колоннах по 5—6 человек. Перед каждой группой находится водящий игрок. Задача водящего запятнать последнего игрока в колон­не. Направляющий и все игроки в колонне (которые удерживают друг друга за пояс) двигаются приставными шагами. Если игрок будет запятнан, он становится водящим, а водящий становится на­правляющим в колонне.

 

III.2. ТЕХНИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАПАДАЮЩЕМУ,

ВЛАДЕЮЩЕМУ МЯЧОМ

 

Блокирование — это преграждение на пути движения мяча в направлении ворот. Блокирование мяча производится одной или двумя руками сверху, сбоку, снизу. Блокирование двумя руками используется против мячей, летящих над головой, справа, слева от защитника на высоте головы и выше, на уровне пояса. При этом сближение с мячом осуществляется за счет шага вперед, прыжка вверх или в сторону. Блокирование низко летящих мячей осущест­вляется одной рукой с подстраховкой йогой. Блокирование может быть одиночным и групповым. При групповом блокировании важ­ным является согласованность действий блокирующих игроков Блокирование мяча выполняется следующим образом: игрок, определив направление броска, быстро выпрямляет руки навстречу мячу, причем руки и кисти в момент соприкосновения с мячом должны быть напряжены, пальцы сомкнуты, расстояние между кистями должно быть минимальным.

Методическая последовательность обучения блокированию мяча

1.  Имитация блокирования мяча двумя руками на месте.

2.  Имитация блокирования мяча двумя руками при передви­жении приставными шагами вправо, влево, вперед.

3.  Имитация блокирования мяча двумя руками в прыжке с места; после передвижения вправо, влево.

4.  Блокирование мяча на различной высоте на месте; в движе­нии вправо, влево, вперед; в прыжке.

5.              Блокирование мячей после бросков в ворота.
Упражнения для обучения блокированию мяча:

1.  И. П.: стойка на параллельных ногах. На счет «раз» — крат­чайшим путем вынести руки вверх. На счет «два» — принять И. П.

2.  Выполняется, как и 1-е упражнение, но с шагом вправо,
влево, вперед.

3.  И. П.: стойка, руки подняты вверх для блокирования мяча.
Партнер бросает мяч в руки блокирующего, после отскока ловит
мяч и повторяет задание.

4 Игрок располагается на расстоянии 2—3 м от стены. Бросает мяч в стену прямой рукой сверху и кратчайшим путем, выставляя руки вверх, блокирует мяч, отскочивший от стены.

5.  Выполняется, как и 4-е упражнение, но броски осуществля­ются для блокирования мяча справа, слева на уровне головы.

6.  Выполняется, как и 4-е упражнение, но бросок осуществля­ется для блокирования мяча в прыжке.

7.  Занимающиеся располагаются в колонне по одному, на рас­
стоянии 2—3 м от стены. Направляющий игрок без мяча, у всех
остальных игроков мячи. Игрок, стоящий за направляющим, бро­сает мяч в стену любым способом. Игрок без мяча блокирует мяч,
отскочивший от стены. После блока игрок подбирает мяч и встает
в конец колонны.

8.  Выполняется, как и 7-е упражнение, но бросок осуществля­ется для блокирования справа, слева на уровне головы, в прыжке.

Занимающиеся располагаются в колонне по одному, на рас­
стоянии 7—8 м от ворот, защитник находится на линии площади
ворот. Игрок с мячом выполняет бросок с места любым способом. Защитник, передвигаясь влево, вправо, вперед, блокирует мяч. После блокирования мяча он подбирает его и встает в конец колонны.

30. Выполняется, как и 9-е упражнение, но бросок выполняет­ся в прыжке после трех шагов.

Упражнения 8—11 можно использовать и для обучения груп­повому блокированию.

Выбивание мяча осуществляется у игрока, выполняющего ве­дение мяча на месте или в движении. Выбивание мяча у игрока, выполняющего ведение на месте, происходит за счет выпада за­щитника вперед с одновременным движением руки к мячу, кото­рый находится вне контроля нападающего (после отскока от пола, до касания мяча рукой). Выбивание мяча в движении осуществля­ется при параллельном сопровождении и при преследовании за­щитником игрока, ведущего мяч. Защитник выполняет выпад в направлении движения игрока и резким движением ближайшей к нападающему рукой выбивает мяч, который находится вне контро­ля, в направлении движения или в сторону.

Методическая последовательность обучения выбиванию мяча:

1.  Выбивание мяча у игрока, выполняющего ведение на месте.

2.  Выбивание мяча у игрока, выполняющего ведение влево,
вправо, лицом, спиной вперед.

3.              Выбивание мяча при параллельном движении шагом, бегом.
Упражнения для обучения выбиванию мяча

1. Занимающиеся построены в колонну по одному. На рас­
стоянии 1,5—2 м стоит игрок, выполняющий ведение на месте, пе­ред собой. Игроки из колонны поочередно приближаются к нему и имитируют выбивание мяча.

2. Выполняется, как и 1-е упражнение, но игрок выполняет
ведение справа и слева от себя. Игроки двигаются прямо на игрока
и за счет выпада левой, правой ногой вперед—влево и вперед-вправо выбивают мяч.

3. Занимающиеся бегут в колонне по одному, расстояние меж­ду игроками 1,5—2 м. На длинной прямой, через 2 м, в шахматном порядке стоят стойки. Игроки имитируют выбивание мяча попере­менно правой, левой рукой.

4. Занимающиеся располагаются по кругу. Один из них ведет
мяч ближней рукой к игрокам, стоящим в кругу, на расстоянии
1 м. Игроки, делая выпад, стараются выбить мяч снизу—вверх или
сбоку по направлению ведения. Игрок, выбивший мяч, начинает
ведение, а потерявший его встает в круг.

5.  Выполняется, как и 4-е упражнение, но ведение мяча вы­
полняют три игрока.

6.  Занимающиеся построены в две шеренги. Игрок ведет мяч правой рукой мимо четной шеренги, левой рукой мимо четной шеренги, левой рукой мимо нечетной.

Игроки, стоящие на 1 м от игрока, ведущего мяч, делают выпад и стараются выбить у него мяч. Игрок, выбивший мяч, продолжает ведение, игрок, потерявший мяч, встает на его место.

7.              Два игрока двигаются параллельно, у одного из них мяч.
Игрок без мяча, следуя за игроком, ведущим мяч выбирает момент   и выбивает мяч в сторону.

Перехват мяча — это действие, при котором защитник преры­вает передачу мяча между нападающими. Успешность осуществления этого действия зависит от правильного расположен защитника по отношению к нападающему. Защитник, находясь между нападающим и воротами, располагается за спиной; сзади сбоку; перед опекаемым игроком; между игроком и мячом.

Сущность перехвата мяча заключается в умении защитника выбрать момент и за счет рывка или прыжка, в направлении пере­дачи, опередить нападающего.

Перехват мяча может осуществляться при продольных, попе­речных и высоко-далеких передачах. Перехват последних, как пра­вило, осуществляется вратарем.

Методическая последовательность обучения перехвату мяча

1.  Имитация движений игрока для перехвата мяча на месте при продольной передаче. Игрок располагается за спиной; сбоку нападающего..

2.  Перехват мяча при продольной передаче мяча на месте: при передвижении нападающего шагом, бегом навстречу мячу.

3.  Имитация движения для перехвата мяча при поперечной пе­редаче игроком, располагающимся перед нападающим: между иг­роком и мячом на месте.

4.  Перехват мяча при поперечной передаче на месте: при па­раллельном движении нападающих шагом, бегом.

5.              Перехват мяча при высоко-далеких передачах.
Упражнения для обучения перехвату мяча:

1. Занимающиеся, в колонне по 4—5 человек, располагаются на линии. Перед ними на расстоянии 3—4 м стоит игрок, имити­рующий передачу мяча. Первый игрок в колонне имитирует ловлю мяча, второй игрок, стоящий сзади, за счет шага вперед или прыж­ка, должен оказаться впереди первого игрока.

2.  Выполняется, как и 1-е упражнение, но имитация передачи и ловли осуществляется по звуковому и зрительному сигналу.

3.  Выполняется, как и 1-е упражнение, но игрок, имитирую­щий перехват мяча, ориентируется на движение для ловли мяча впереди стоящего игрока.

4.  Выполняется, как и предыдущее упражнение, но игрок осу­ществляет передачу мяча: прямо на игрока, вправо, влево от него.

При выполнении имитационных упражнений и непосредст­венно с мячом игрок, осуществляющий перехват мяча, должен внимательно следить за действиями игрока, выполняющего пере­дачу мяча. Сигналом для начала движения вперед, вправо или вле­во, на перехват является момент отделения мяча от рук передаю­щего игрока.

Организация занимающихся при выполнении этих упражнений следующая: игрок, стоящий первым, становится на место пере­дающего игрока, игрок, выполняющий перехват мяча, выходит для ловли мяча, игрок, выполняющий передачу, встает в конец колон­ны.

Описание работы
Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.
Содержание
I. Основы методики обучения…………………………………………………………2
1.1. Принципы обучения……………………………………………………………...2
1.2. Методы обучения………………………………………………………………….3
1.3. Этапы обучения…………………………………………………………………...4
II. Техника игры в нападении…………………………………………………………4
11.1. Техника игры без мяча…………………………………………………………..10
11.2. Техника игры с мячом…………………………………………………………..10
III. Техника игры в защите…………………………………………………………...25
III.1. Стойки, передвижения игрока……………………………………………….25
Ш.2. Техника противодействия нападающему, вла­деющему мячом………….27
Ш.З. Техника игры вратаря…………………………………………………………....29
IV. Подводящие игры при обучении гандболу………………………………………..32
V. Правила игры в гандбол……………………………………………………………40