Анализ финасовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:24, практическая работа

Описание работы

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:
1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет абсолютных отклонений).
2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет удельных весов).
3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
4. Исследования влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

Работа содержит 1 файл

анализ финансовых результатов.doc

— 120.50 Кб (Скачать)


3. Анализ финансовых результатов

 

 

3.1 Анализ прибыли

 

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

 

1.       Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет абсолютных отклонений).

 

2.       Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет удельных весов).

 

3.       Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

 

4.       Исследования влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

 

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

 

1.       Абсолютное отклонение по формуле (3.1.) [20]:

 

П =     П1 – П0,    (3.1.)

 

где

 

П0 – прибыль базисного периода,

 

П1 – прибыль отчетного периода,

 

П – изменение прибыли.

 

Например, абсолютное отклонение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в отчетном году составило – 103258 тыс. руб. (260223 – 156965), что свидетельствует об ее сокращении в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

 

2.       Темп роста (Т) находится по формуле (3.2.):

 

 

                   П1

 

Т=                           х 100% (3.2.)

 

                   П0

 

Темпы роста выручки от реализации составил 165.78% (260223: 156965), что также свидетельствует о снижении выручки в отчетном году.

 

3.       Уровень каждого показателя в выручке от реализации (в%) находится по формуле (3.3.):

 

Уровень каждого                   Показатель в выручке

 

показателя =                 – – – – – – – – – – – –               (3.3.)

 

                                               Выручка от реализации

 

Например, в отчетном периоде уровень себестоимости реализации в выручке составил 74.98% [(195123: 260223) х 100%], что говорит о «значительной» доле затрат в общей массе выручки от реализации.

 

Указанные показатели рассчитываются в отчетном и базисном периодах.

 

4.       Изменение структуры находится по формуле (3.4.):

 

У    =  УП1 – УП0 (3.4.)

 

где

 

УП1 – уровень отчетного периода,

 

УП0 – уровень базисного периода,

 

У – изменение структуры.

 

Уровень себестоимости реализации в выручке в 2004 году составил 85.32% [(133928: 156965) х 100%]. Следовательно, изменение структуры этого показателя составило – 10.34% (74.98% – 85.32%).

 

5.       Проведение факторного анализа.

 

На сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели – факторы, ее определяющие. Составим факторную модель в виде формулы (3.5.) [20]:

 

Пб = В-С – КР – УР +%пол. -%упл. + Др.Д + Пр.Д – Пр.Р + Вн.Д – Вн.Р. (3.5.)

 

где

 

В-выручка от реализации продукции;

 

С – себестоимость реализации продукции;

 

КР – коммерческие расходы;

 

УР – управленческие расходы;

 

%пол. – проценты к получению;

 

%упл. – проценты к уплате;

 

Др.Д – доходы от участия в других организациях;

 

Пр.Д – прочие операционные доходы;

 

Пр.Р – прочие операционные расходы;

 

Вн.Д – внереализационные доходы;

 

Вн.Р – внереализационные расходы;

 

Пб – балансовая прибыль.

 

Величина балансовой прибыли в 2004 году составляет 20072 тыс. руб. (156965–133928–596+14+56+237–2676).

 

Проведем анализ различных видов прибыли ООО «Заря», применяя вышеназванные приемы в табл. 3.1. Анализ проведем в ценах 2005 года.

 

Таблица 3.1. Анализ различных видов прибыли, тыс. руб.

Показатели

 

прибыли              2004 год              2005 год              Абсолютное отклонение              Удельный вес, в %              Отклонение, в %

                                                        2004              2005             

 

Прибыль (убыток) от реализации

 

Прибыль

 

(убыток)

 

от финансово-хозяйственной деятельности

 

Прибыль (убыток)

 

отчетного периода

 

Нераспределенная прибыль отчетного периода             

22441

 

22511

 

20072

 

14826             

27794

 

27308

 

22421

 

16111             

+ 5353

 

+ 4797

 

+ 2349

 

+ 1285             

14.29

 

14.34

 

12.79

 

9.45             

10.68

 

10.49

 

8.62

 

6.19             

-3.61

 

-3.85

 

-4.17

 

-3.26

                                                                                                 

 

 

Из табл. 3.1. видно, что в абсолютном отношении все показатели прибыли отчетного года увеличились по сравнению с 2004 годом. Наибольшее увеличение наблюдается по прибыли от реализации (+5353 тыс. руб.), а наименьшее – по нераспределенной прибыли (+1285 тыс. руб.). Что касается изменения показателей прибыли в выручке, то по всем видам прибыли наблюдается их уменьшение. Наибольшее сокращение составила прибыль отчетного периода (-4.17%), а наименьшее – нераспределенная прибыль (-3.26%).

 

Все перечисленные показатели прибыли отражаются в Отчете о прибылях и убытках (форма №2).

 

Воспользуемся для анализа прибыли от реализации отчетной формой №2, показатели которой отразим в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2. Анализ прибыли (убытка) от реализации, тыс. руб.Наименование показателя             

Код

 

Стр.             

2004

 

год             

2005

 

год              Абс. отклонение              Уд. Вес, в %             

Отклонение,

 

в %

                                                                      2004              2005             

 

Выручка

 

(нетто) от

 

реализации продукции (работ, услуг)              010              156965              260223              + 103256              100              100              -

Себестоимость реализации продукции              020              133928              195123              + 61195              85.32              74.98              -10.34

Коммерческие расходы              030              596              1943              +1347              0.38              0.75              + 0.37

Управленческие расходы              040              -              35363              +35363              -              13.59              +13.59

Прибыль (убыток) от реализации              050              24141              27794              +5353              14.29              10.67              -3.61

 

 

Из расчетов видно, что в отчетном году наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (74.98%). В 2005 году увеличились все показатели, формирующие прибыль (убыток) от реализации, однако уровень себестоимости реализации в выручке сократился на 10.34%, доли коммерческих расходов (на 0.37%) и управленческих расходов (на 13.59%).

 

Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли от реализации продукции.          Влияние фактора «Выручка от реализации» находится по формуле (3.6.) [44]:

 

                                       [(В1 – В0) – Ви ] х Rр

 

Пр(в) +                                                                      (3.6.)

 

                                                100

 

где,    Пр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;

 

В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;

 

Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены;

 

Rр – рентабельность продаж в базисном периоде.

 

Показатель Вц находится по формуле (3.7.):

 

 

                             В1

 

Вц = В1 –                                (3.7.)

 

                             Jц

 

Где,   Jц – индекс цен.

 

Используя данные предприятия, рассчитываем влияние на прибыль от реализации фактора «Выручка от реализации».

 

Показатель Вц в отчетном году (в соответствиями с расчетами предприятия) составил 131699.12. Влияние фактора «Выручка» составило – 4067.08 ([(103258 – 131699.12) х 14.30]: 100%). Однако следует отметить, что не всегда получение большей выручки от реализации определенных видов продукции говорит о большей величине полученной прибыли.

 

Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется по формуле (3.8.) [45]:

 

                             В1 х (УС1 – УС0)

 

Пр(с) =                                                                            (3.8.)

 

                             100

 

где,    УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.

 

В отчетном году влияние фактора «Себестоимость реализации» составило

 

-26907.06 ([260223х (-10.34)]: 100%)

 

Для расчета влияния факторов «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы» используются формулы, аналогичные предыдущей:

 

 

                             В1 х (УКР1 – УКР0)

 

Пр(кр) =                                                        (3.9.)

 

                                       100

 

и                           В1 х (УУР1 – УУР0)

 

Пр(ур) =                                                             (3.10.)

 

                                                100

 

В 2005 году влияние фактора «Коммерческие расходы» составило +962.83

 

[(260223 х 0,37): 100%], а влияние фактора «Управленческие расходы» составило: +35364.31 [(260223 х 13.59): 100%].

 

Обобщим расчет влияния указанных факторов на величину прибыли от реализации в табл. 3.5.

 

Таблица 3.5. Сводная таблица влияния факторов на величину прибыли от реализации продукцииПоказатели – факторы              Сумма, руб.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)              – 4067.08

Себестоимость реализации продукции (работ, услуг)              – 26907.06

Коммерческие расходы              + 962.83

Управленческие расходы              +35364.31

Влияние на прибыль от реализации              + 5353.00

 

 

Из табл. 3.5. видно, что наибольшее влияние на прибыль от реализации продукции оказало увеличение управленческих расходов на 35363 тыс. руб. (сила влияния этого фактора составила + 35364.31). Также значительное влияние на прибыль от реализации продукции оказал рост себестоимости на 61195 тыс. руб. (сила влияния этого фактора – 26907.06). Незначительное влияние оказал рост выручки от реализации на 103258 тыс. руб. (сила влияния фактора составила – 4067.08).

 

Таким образом, в отчетном году наибольшее влияние на изменение величины прибыли от реализации продукции оказали изменения величин управленческих расходов и себестоимости реализованной продукции.

 

Анализируя реализацию на внутреннем рынке, сопоставим плановые и фактические данные по продажам.

 

Выберем для этого пять изделий: окна, двери-1 сорт, двери- 2 сорт, стулья кухонные, столы, указанных в табл. 3.6.

 

Таблица 3.6. Реализация отдельных видов продукции за 2005 год, тыс. шт.Наименование продукции              План за 2005 г.              Фактически              Отклонения

                            2004              2005              факт от плана              факт от предыдущего года              план от предыдущего года

Окна              225              274              280              + 49              – 6              – 55

Двери 1 сорт              440              430              425              – 10              + 5              + 15

Двери 2 сорт              52              68              75              + 16              – 7              – 23

Стулья кухонные              560              500              542              – 60              – 42              + 18

Столы              128              100              134              – 28              – 34              – 6

 

 

Из расчетов видно, что превышение фактических продаж в 2005 году над запланированными наблюдается лишь по окнам (на 49 тыс. шт.) и дверям 2 сорта (на 16 тыс. шт.). Сопоставляя плановые показатели с данными за 2004 год, можно сделать вывод, что ООО «Заря» планировало увеличить объем продаж лишь по дверям 1 сорта (на 15 тыс. шт.) и стульям кухонным (на 18 тыс. шт.).

 

Однако фактически объем продаж увеличился лишь по дверям 1 сорта (на 5 тыс. шт.) по сравнению с 2004 годом.

 

Изобразим уровни продаж этих изделий (рис. 3.3.).

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.3. Анализ продаж за 2005 год

 

Из рис. 3.3. видно, что увеличение фактических продаж по сравнению с прошлым годом наблюдается только по дверям 1 сорта (на 5 тыс. шт.). По остальным изделиям предприятие снизило уровень продаж. Превышение фактического объема над плановыми показателями наблюдается только по окнам (на 49 тыс. шт.) и дверям 2 сорта (на 16 тыс. шт.).

 

Проведем анализ прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в табл. 3.7.

 

Таблица 3.7. Анализ прибыли (убытка) от финансово-хозяйственной деятельности ООО «Заря», тыс. руб.

Наименование

 

Показателя             

Код

 

стр.             

2004

 

год             

2005

 

год              Отклонение              Удельный вес, в %              Отклонение в %

                                                                      2004              2005             

Проценты к получению              060              14              285              +271              0.0090              0.1100              +0.1010

Проценты к уплате              070              -              -              -              -              -              -

Доходы от участия в других организациях              080              -              -              -              -              -              -

Прочие операционные доходы              090              56              7              -49              0.0360              0.0003              -0.0357

Прочие операционные расходы              100              -              778              +778              -              0.2900              +0.2900

 

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

 

(050+060–070+

 

+080+090–100)              100              22511              27308              +4779              14.0300              10.4900              -3.8500

Информация о работе Анализ финасовых результатов предприятия