Анализ деловой активности предприятия

Автор: Мария Цветкова, 30 Августа 2010 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоя-тельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъ-ектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их фи-нансового состояния: на-личия, размещения и использования денежных средств.

Содержание

• Введение 3
• 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
o 1.1. Основные критерии 6
o 1.2. Анализ эффективности использования ресурсов 7
o 1.3. Анализ устойчивости экономического роста предприятия 13
• 2. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ОАО «Омега» 17
o 2.1. Краткая характеристика ОАО «Омега» 17
o 2.2. Анализ эффективности использования ресурсов 19
o 2.3. Анализ устойчивости экономического роста предприятия 29
• 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В ООО «ОМЕГА» 36
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Анализ деловой активности предприятия-курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 3
  • 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
    • 1.1. Основные критерии 6
    • 1.2. Анализ эффективности использования ресурсов 7
    • 1.3. Анализ устойчивости экономического роста предприятия 13
  • 2. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ОАО «Омега» 17
    • 2.1. Краткая характеристика ОАО «Омега» 17
    • 2.2. Анализ эффективности использования ресурсов 19
    • 2.3. Анализ устойчивости экономического роста предприятия 29
  • 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В ООО «ОМЕГА» 36
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Введение

В настоящее  время в условиях рыночной экономики  повысилась самостоя-тельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъ-ектов  хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их фи-нансового состояния: на-личия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. И все эти пользователи информации, прежде всего, ставят себе задачу провести анализ финансового состояния предприятия на базе его бухгалтерской отчет-ности, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях деятельности пред-приятия.

Финансовая отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспе-чения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публика-ции отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большин-стве экономически развитых стран. Чем же объясняется такое внимание к от-четности? Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансиро-вания. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инве-сторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финан-сово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые резуль-таты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние пред-приятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источ-ников финансирования.

Результаты финансового  анализа необходимы, прежде всего, для  использо-вания внутри предприятия:

-для повышения  эффективности предприятия;

-для конкурентоспособности  продукции и услуг;

-для избежания  банкротства и крупных финансовых  неудач;

-для роста  объемов производства и реализации;

-для максимизации  прибыли и минимизации расходов

-для выживания фирмы в условиях конкурентной борьбы.

Финансовое положение  большинства российских предприятий  в данное время является кризисным  либо близким к кризисному. Данная ситуация отрицательно сказывается  на экономическом положении в  стране. Поэтому изучение и управление данной проблемой является одним из основных факторов улучшения ситуации.

Таким образом, все это актуализирует роль анализа  финансового состояния предприятия.

В настоящее  время теории и практике финансового  анализа уделяют внимание многие российские экономисты, среди которых хочется выделить А. Д. Шеремета, В. В. Ковалева, М. Н. Крейнину, М. И. Баканова.

Цель данной работы - исследовать состояние пред-приятия  ОАО «Омега», выявить основные проблемы финансовой дея-тельности и дать рекомендации по управлению финансами.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

предварительный обзор баланса;

выявление “больных”  статей баланса;

оценка ликвидности  баланса;

характеристика  имущества предприятия 

анализ собственных  средств;

анализ заёмных средств;

оценка финансовой устойчивости;

оценка рыночной устойчивости;

оценка платежеспособности;

анализ прибыли  и рентабельности;

разработка рекомендаций по улучшению финансовой деятельности пред-приятия.

Объектом исследования является ОАО «Омега».

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бух-галтерская отчётность ОАО «Омега» за 2003, 2004 год. Основными источниками информации при анализе предприятия служат данные финансовой отчетности форма №.1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» поскольку отражают финансовое положение фирмы на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты. Помимо них, в периодическую отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ  АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Основные критерии

Стабильность  финансового положения предприятия в услови-ях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью.

Главными  качественными и  количественными  критериями деловой  активности предприятия  являются: широта рынков сбы-та продукции, включая  наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйствен-ной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уро-вень эффективности использования ресурсов (капитала), устой-чивость экономического роста.

Хозяйственная деятельность предприятия может быть охарак-теризована различными показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного капитала).

Оценивая  динамику основных показателей, необходимо сопо-ставить темпы их изменения. Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи:

ТРБ > ТQP > ТB > 100%, (1.1.)

где ТРБ, ТQP, ТB -- соответственно темпы изменения балансо-вой прибыли, объема реализации, суммы акти-вов (капитала).

Данное  соотношение означает:

во-первых, прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относи-тельном снижении издержек производства и обращения;

во-вторых, объем продаж возрастает более высокими темпа-ми, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предпри-ятия используются более эффективно;

наконец, в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Рассмотренное соотношение в мировой практике получило на-звание "золотое правило экономики предприятия". Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого "золотого правила". Тогда эти отклонения не следует рас-сматривать как негативные. К причинам возникновения таких от-клонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработки, хранения продукции, мо-дернизации и реконструкции действующих предприятий.

1.2. Анализ эффективности  использования ресурсов

Для оценки эффективности  использования ресурсов предприятия применяются  различные показатели, характеризующие  ин-тенсивность использования  всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.

Ресурсоотдача показывает объем  выручки от реализации про-дукции (работ, услуг), приходящийся на рубль  средств, вложен-ных  в деятельность предприятия. В мировой практике этот пока-затель получил  название коэффициента оборачиваемости вложен-ного капитала. Его формула такова:

f = Qр / B, (1.2.)

где f -- ресурсоотдача;

Qp, В -- известно (В -- берется среднегодовая сумма всех средств).

При анализе динамики этого показателя выявляется тенденция  его изменения. Тенденция в сторону роста ресурсоотдачи свиде-тельствует о повышении эффективности использования экономи-ческого потенциала. Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача основ-ных фондов устанавливается отношением объема выручки от ре-ализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, об-ратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Показатель  фондоотдачи тесно  связан с производительностью  и фондовооруженностью  труда. Взаимосвязь  между этими пока-зателями можно выразить следующими формулами:

WR = Qp /R,

Ф = F/R,

F = Qp /F = (Qp /R) : (F/R) = WR : Ф (1.3.)

где WR -- средняя выработка продукции на 1 работника, руб.;

Qp -- объем реализации продукции, тыс. руб.;

R -- среднесписочная  численность работников, чел; 

Ф -- фондовооруженность труда, руб.;

F -- среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб;

f -- фондоотдача основных  фондов, руб. 

Таким образом, основным условием роста фондоотдачи  явля-ется превышение роста производительности труда над темпами  роста его фондовооруженности.

Используя данные форм № 2 бухгалтерской  отчетности, 2-Т и II статистической отчетности, произведем факторный анализ фондоотдачи основных фондов предприятия .

Приобретение  нематериальных активов  имеет своей целью  получение экономического эффекта от их использования  при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Конечный  эффект от использования  лицензий, "ноу-хау" и дру-гих нематериальных активов выражается в общих результатах  ос-новной и коммерческой деятельности предприятия: росте объема продаж продукции на основе повышения ее качества и соответствующей надбавки в цене товара, конкурентоспособности продук-ции и расширения рынка сбыта; экономии текущих затрат путем сокращения длительности производственного (жизненного) цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых на производство и сбыт продукции; в конечном итоге, увеличении прибыли. Исходя из этого, при оценке эффективности использования материальных активов также следует исходить из "золотого правила экономики .предприятия": темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов. На практике нередко завышают стоимость таких нематериальных активов, как "Дело-вая репутация фирмы", "Товарный знак фирмы".

Более подробно рассмотрим методику анализа  эффективнос-ти использования  оборотных средств.

В хозяйственной практике при анализе состояния  предпри-ятия большое  внимание уделяется  анализу интенсивности  исполь-зования оборотных  средств (текущих  активов), так как  именно от скорости превращения их в  денежную наличность зависит лик-видность предприятия и его шансы на успех. В этой связи возни-кает необходимость в установлении и обосновании критерия эф-фективности оборотных средств и методики их определения.

Критерием эффективности использования  оборотных средств (деловой  активности) может быть относительная минимизация авансируемых оборотных средств, обеспечивающая получение максимально высоких производственных (объем производства, ассортимент, качество продукции) и финансовых (прибыль, до-ход) результатов деятельности предприятия.

Исходя из указанного критерия, эффективность использования оборотных средств может характеризоваться системой показателей: коэффициентом опережения темпов роста объема продукции (ра-бот, услуг) над темпами роста остатков оборотных средств; увеличением реализацией продукции (работ, услуг) на один рубль оборот-ных средств; относительной экономией (дополнительным увеличе-нием) оборотных средств; ускорением оборачиваемости оборотных средств. Расчеты этих показателей производятся на основании дан-ных финансового плана предприятия, формы № 1 и формы № 2.

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия