Анализ и аудит финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения учета и отчетности финансового состояния предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей дипломной работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа и финансового планирования на предприятия.
1.1 Роль, сущность и значение финансового анализа……………… 5
1.2 Характеристика основных показателей финансового состояния……………………………………………………………… 7
1.3.Анализсобственногокапитала……………………………………..16
(1.4 Аудит финансовой отчетности)…………………………………….30
1.4.Необходимость и сущность планирования и прогнозирования
2 Анализ финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак".
2.1 Анализ состава и размещения активов баланса………………….51
2.2 Анализ собственного капитала ………………………………..…57
2.3.Анализ платежеспособности предприятия…………………………………………………………… 58
2.4 Анализ ликвидности баланса………………………………………64
3. Основные направления повышения финансовой устойчивости АОЗТ «Болашак»
3.1 Рост объемов реализации и рентабельности – путь повышения финансовой устойчивости……………………………………………..68
3.2 Применение учета затрат по системе директ-костинг. Внедрение компьютерных программ для совершенствования учета……………69
3.3 Роль анализа и определение резервов повышения эффективности производства……………………………………………………………71
Заключение……………………………………………………………..73
Список используемой литературы……………………………………75
Приложение

Работа содержит 4 файла

введение женя.doc

— 864.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТИТУЛКА ДИПЛ.РАБота.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

дипломная.doc

— 758.00 Кб (Скачать)

1) Определен ли руководителем круг лиц, которым предоставлено право получать деньги подотчет.
2)Не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверхустановленных размеров.
Не допускается ли оплата через подотчетных лиц расходов, которые могли быть оплачены непосредственно из кассы предприятия.
Имеется ли на авансовых отчетах отметка руководителя о целесообразности произведенных расходов.
Своевременно ли отражаются в учете расходы из подотчетных сумм.

                     Аудит денежных средств

     Денежные средства- это денежная наличность, находящаяся в кассе предприятия  и на счетах банка. При проверке отражения денежных средств в балансе следует балансовые данные сопоставить с главной книгой по счетам 41-45 подраздела. Наличные денежные средства хранятся в кассе и учитываются на счетах 451,452. По дебету  отражается поступление денежных средств в кассу, по кредиту  выбытие. Записи по счетам  производятся на основании приходных и расходных  ордеров.Аудит кассы  и кассовых операций операций происходит в трех направлениях:

1) Инвентаризация наличных денежных средств.
2) Проверка полноты и современности поступления денежных средств поступающих в кассу.
3) Исследование правильности  списания  денег в расход.
     Инвентаризация кассы проводится немедленно,по прибытию аудитора.До начала проверки следует установить,имеются ли на предприятии приказ руководителя о назначении постоянно действующей комиссии для  систематического проведения внезапных проверок наличия денежных средств в кассе, выполняется ли этот приказ; существуют ли акты внезапных проверок,каково их содержание.Сколько кассиров в штате предприятия;имеется ли приказ о назначении кассира и договор  о материальной ответственности.
     При проведении проверки должны соблюдаться следующие требования:
Проверка  производится в присутствии членов постоянно действующей
комиссии, в состав которой обязательно должны входить кассир и главный бухгалтер.

     Во  время  проверки кассы  допуск других лиц не допускается на время проверки  все кассовые  операции прекращаются.
      Порядок проведения инвентаризации:
Кассир в присутствии  членов комиссии  составляет отчет о кассовых операциях, за последний день выводит остаток денег и дает расписку. что все приходные и расходные документы включены им в расход и к моменту инвентаризации  неоприходованных  сумм не имеется, кассовый отчет подписывается главным бухгалтером.Производится полный пересчет денег,независимо от того,находятся они  в разрозненном  виде  или  банковской упаковке. Деньги  и ценности пересчитытываются  дважды  кассиром и аудитором или членом комиссии.
     При аудите денежных документов необходимо проверить фактическое наличие  этих документов. Поступление и выбытие  денежных документов должно быть оформлено приходным и расходными  денежными документами.Кассир составляет  отчет о движении денежных документов и сдает его главному  бухгалтеру.По окончанию пересчета денег и ценностей полученные суммы  сопоставляются с данными об их остатках, зафиксированных в бухгалтерском учете.Осуществляя проверку денежных средств,аудитор одновременно проверяет помещение кассы.Результаты  проверки фактического наличия  денежных средств в кассе формляются  актом инвентаризации,который  подписывают все члены комиссии.Акт составляется в трех экземплярах. В случае  обнаружения недостач  аудитор просит кассира   предоставить письменное обьяснение причин возникновения недостач.                            

                    

                 Аудит  банковских операций
    

     При аудите  банковских операций  необходимо обратить внимание  на следующее:
В каком учреждении банка открыт расчетный счет.
Соответствуют ли суммы по выпискам  банка суммам,указанным в приложенных к ним первичным документам,имеются ли на первичных документах, приложенных к выпискам штампы банка.В случае, если выявлены документы без штампа,необходимо провести встречную проверку, либо делается письменный запрос.Правильность и полноту  зачисления денежных средств, сданных  в банк наличными.Обыкновенность перечисления денежных средств, акцептованными  платежными поручениями ( депонированная заработная плата,алименты), а  также достоверность  указанных почтовых адресов получателей.Правильность отражения в учете  операций, связанных  с конвертацией тенге.Правильность бухгалтерских проводок. Особое внимание следует обратить на операции списания сумм на затраты или издержки,минуя счета расчетов.Соответствие записей в выписках банка записям в Журнале-ордере и ведо-
мости  № 2 и Главной книге.Полноту и достоверность банковских выписок  и документов к ним.Полнота устанавливается  по их постраничной  нумерации и переноса остатка средств  на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей  выписке должен соответствовать  остатку средств  на начало следующего  периода, в следующей  выписке . Если в выписке банка  будут установлены неоговоренные  исправления  и подчистки, проводится встречная проверка в банке.

                          Аудит собственного капитала

 

     Собственный капитал  является новым обьектом бухгалтерского учета.
К собственному капиталу относится: резервный,дополнительный оплаченный и неоплаченный капитал, нераспределенный  доход.
     Основным элементом собственного  капитала является уставной капитал.Он является стартовым капиталом.Уставной капитал государственного предприятия - это сумма  имущества,
закрепленного за ним собственником для осуществления деятельности. Это имущество является неделимым, то есть коллектив не имеет на него никаких прав.Уставной капитал государственного предприятия  отражает сумму средств, выделенных государством из бюджета в момент вступления  предприятия в эксплуатацию, для осуществления его деятельности.
     Резервный капитал создается с действующим законодательством и учредительными документами .Он создается для покрытия непредвиденных потерь, то есть он  выступает как страховой капитал предприятия. Образование резервного капитала может носить  обязательный и добровольный характер.
     Другим  элементом собственного капитала, требующего внимания  аудитора, является  дополнительный неоплаченный капитал,представляющий собой сумму увеличения  превоначальной стоимости основных средств  и долгосрочных  инвестиций в результате производственной переоценки.
     Нераспределенный доход.Аудитор должен уделить внимание проверке этой статьи бухгалтерского баланса.
     Программа проверки по всем пунктам должна включать следующие процедуры  аудита:
Проверка соответствия показателей баланса с данными Главной книги.
Проверка  правильности ведения синтетического и аналитического учета.
Проверка правильности  формирования статей.
Инвентаризация имущества.
Разработка и обоснование предложений по устранению выявленных отклонений в учете по сравнению с действующим законодательством.

 

 

 

 

 


                             Аудит долгосрочных обязательств

      Обязательства – обязанность лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие(передать имущество),выполнить  работу ,выплатить деньги),либо воздержаться  от определенного  дейтсвия, а кредитор имеет право требовать  от должника исполнения его обязанности.
     Обязательства являются результатом прошлых сделок или прошлых событий и подразделяются на долгосрочные и текущие.К долгосрочным обязательствам относятся долгосрочные кредиты банков.Они выдаются на срок свыше 1 года.Для  обобщенной информации о состоянии различных долгосрочных  кредитов используются счета: 601” Кредиты банков”,602 ”Кредиты от  внебанковских учреждений” и 603 “ Прочие” подраздела 60 “ Кредиты”
     При аудите долгосрочных обязательств аудитор должен установить соответствие   на начало и конец периода в балансе с данными Главной книги и Журналом-ордером № 4. Особое внимание уделяется полноте и своевременности погашения кредитов.Для  этого уадитор проверяет выписки банков. При  нарушении срока возврата выясняются причины.
     Аудитор должен проверить законность и обоснованность  получения займов, а  также полноту и своевременность  погашения.Контролю подвергается правильность уплаты процентов в соответствии с договором.

Аудит текущих обязательств

 

К текущим обязательствам относятся  кредиты банков, займы, кредиторская задолженность субьекта.Кредиторская задолженность -  это сумма  обязательствпредприятия  другим физическим  и юридическим лицам . По характеру  кредиторская задолженность  делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности относится  задолженность поставщикам по акцептованным расчетным документам,срок оплаты которых не наступил и не  просрочен; задолженность  финансовым органам в бюджет.Неоправданной  задолженностью считается просроченная задолженность бюджету,поставщикам,при проверке кредиторской задолженности перед аудитором стоят задачи:
Проверка соблюдения правил платежной дисциплины,обоснованности применяемых цен и сохранности в расчетах.Проверка реальности  и обоснованности  числящихся сумм  кредиторской задолженности.
     Главной целью является: установление точности и достоверности  величины кредиторской задолженности , отраженной в балансе.Для этого  нужно сверить данные баланса с записями в Главной книге и Журналами-ордерами.
Проверка кредиторской задолженности  начинается с инвентаризации,которая заключается в выявлении по соответствующим документам остатков по счетам.  Устанавляваются сроки возникновения кредиторской задолженности и ее реальность.При проверке расчетов с поставщиками  производится  взаимная сверка посредством запроса по состоянию расчетов, прилагая к нему выписку-расшифровку задолженности.Запросы используются,если на счетах числятся  крупные суммы или  предьявленные поставщикам счета являются спорными.
     Результат инвентаризации расчетов с кредиторами оформляются актом, котором указаны суммы несогласованной кредиторской задолженности.
    Состояние кредиторской задолженности на начало и конец отчетного  периода  в балансе  характеризуется остатками  по следующим статьям:
счета и векселя  к оплате;
авансы полученные;
задолженность по налогам;
девиденты к оплате;
задолженность по внутригрупповым операциям между основным пред-
приятием  и дочерним товариществом.
прочая кредиторская задолженность.
Расчеты с поставшиками ,как правило осуществляется безналичным
путем, формы расчетов определяются договором, Проверяя расчеты с поставщиками, аудитор должен выяснить документальную обоснованность произведенных записей,убедиться в подлинности документов и правильности их  оформления, обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях  провести встречную проверку.
     Важным элементом аудита является проверка расчетов с бюджетом.При проверке аудита проверяется:
Полнота и правильность определения налогооблагаемой базы.
Правильность  применения ставок налогов и других платежей.
Законность  и обоснованность произведенных вычетов, и применение  льгот при уплате налогов.Полнота и своевременность  уплаты платежей в бюджет.Правильность  составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате  платежей.Правильность ведения аналитического  и синтетического учета.Одной  из важных  статей  кредиторской  задолженности является  задолженность  перед своими работниками по оплате труда.Основной задачей труда .Основной задачей аудита этой задолженности является проверка соблюдения  действующего  порядка ведения учета труда и  заработной платы,организация и сопоставление  бухгалтерского учета и правильности расчетов по
оплате труда.При аудите этих расчетов аудитор  должен проверить состояниевнутреннего контроля оплаты труда,оценить  его и составить программу процедур аудита.
     Затем следует изучить достоверность первичных  документов,правильность их заполнения,соответствия требованиям по начислению и выплате  заработной платы и других видов оплаты труда. При проведении этой процедуры аудитор устанавливает наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ,правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документахподчисток и неоговоренных исправлений.
     Завершая работу кредиторской задолженности,аудитор должен еще раз убедиться в ее  достоверности.Для  этого необходимо изучить контракты и договоры,провести беседы с работниками,имеющими сведения о долгах,проверить точность записей в долговых обязательствах и сведений об уплате.О выявленных некорректных записях на счетах учета в нарушении действующего законодательства   аудитор в письменном виде сообщает руководителю, дает рекомендации по их исправлению.
     Установив достоверность данных бухгалтерского  баланса ,аудитор должен приступить к проверке оставшихся двух элементов финансовой  отчетности расходов и доходов,отражаемых в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

                   
                         Аудит  расходов

 

Расходы – это уменьшение активов,либо увеличение  обязательств.Без  осушествления   соответствующих расходов невозможно получить желаемые доходы.Не получив доходы невозможно  осуществлять развитие предприятия и успешно решать социальные  вопросы.Определение расходов включает в себя  расходы,связанные с управлением собственностью,производством и реализацией ТМЗ,выполнения работ,оказания услуг и убытки.Они обычно принимают  форму оттока или  использование активов, таких как  денежные средства, материальные запасы,недвижимость.Поскольку  цены должны как можно точнее отражать общественно-необходимые затраты труда,а измерять эти затраты нельзя,поскольку себестоимость используется практически как нструмент учета этих затрат.Все затраты на производство включаются  в себестоимость  отдельных видов продукции или групп отдельных видов продукции .В зависимости  от способов включения в себестоимость  отдельных видов продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.Прямыеэто те, которые можно отнести на затраты отдельного вида продукции.К ним
относятся расхолы материалов и топлива,на оплату труда,за изготовление продукции,отисления,то есть затраты,обусловленные технологическим процесом.
Все прямые затраты отражаются на калькуляционных счетах.
     Косвенные – это затраты,которые связаны с производством нескольких видов продукции.Это расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы,включаемые в себестоимость продукции.  Правильное распределение  затрат поможет избежать конфликта с налоговыми службами при налогообложении дохода.
     Прежде,чем приступить  к аудиту учета затрат на  производство,необходимо ознакомиться с принятой учетной политикой,типом производства.
Аудитор устанавливает:
Неизменность выбранного в начале проверяемого периода метода учета затрат, его соответствие нормативным документам.
Правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным периодам.
Правильность отнесения материальных затрат.
Правильность начисления износа по основным средствам.
Правильность начисления амортизации по нематериальным активам и
Включение сумм износа в издержки производства.
Обоснованность сумм косвенных расходов и способов их распределения по обьектам.
При проверке правильности ведения учета затрат на производство аудитор должен выяснить неизменность выбранного в начале года метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
     Накладные расходы – это расходы,связанные с управлением и  обслуживанием  производства.В зависимости от отнесения затрат к обьему производства, они подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные.
Величина переменных затрат изменяется прямо-пропорционально  изменению обьему  выпускаемой продукции.Условно-постоянные не меняются и не зависят от обьема производства.
     При проверке калькуляции себестоимости  продукции аудитору  необходимо  учитывать принципиальную особенность включения  затрат в себестоимость к периоду,к которому они относятся.сли невозможно точно установить, к какому  периоду они относятся,то их включают в себестоимость продукции в сметно-нормативном порядке.
     Вторым видом расходов являются расходы ,понесенные в отчетном периоде.Эти расходы в производственную себестоимость не включаются,а признаются, как  расходы,понесенные в отчетном периоде.К расходам  периода относятся:
Расходы по реализации товарно-материальных запасов.
Общие административные расходы.
Расходы на выплату процентов.
Эти расходы не  зависят от обьема производства и  определены как постоянные расходы,не связанные с конкретными видами реализованной  продукции.
    Расходы – это показатели отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, тогда как показатели производственных затрат сначала включаются в остатки товарно-материальных затрат и отражаются как часть активов хозяйствующего субьекта в балансе,а только потом становятся показателями отчета” О результатах финансово- хозяйственной деятельности”
     Общие административные расходы- это расходы,связанные  с управлением  и организацией производства. При проверке аудитору необходимо установить правильность и обоснованность производственных расходов.
Аудитор должен проверить правильность и обоснованность произведенных расходов.Аудитор должен проверить правильность отражения хозяйственных операций по учету общих и административных расходов,соответствие Главной книге и Журналу-ордеру № 14 по кредиту счета 821. По кредиту этого счета в конце года происходит списание общих и административных расчетов на счет 571.
     Следующим видом расхода периода являются расходы на выплату  процентов. К ним относятся:оплата процентов по кредитам банков;оплата процентов по кредитам поставщиков;расходы по выплате процентов,аренде имущества, выплате по ценным бумагам.Эти расходы учитываются на счете 831.
     Особое внимание аудитор должен уделить проверке расходов, связанных с реализацией товарно-материальных запасов.Он должен проверить правильность бухгалтерских проводок и соответствие данных Главной книги и счета 811.

Аудит  доходов


     Целью любого предприятия является получение дохода в соответствии с требованиями  Стандартов Бухгалтерского Учета – 3 в  «Отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности» должна быть раскрыта следующая информация  по доходам:
Доход от реализации продукции,работ,услуг
Валовый доход
Доход от основной деятельности
Доход от неосновной деятельности
Доход от обычной деятельности до налогообложения
Доход от обычной  деятельности после налогообложения
Доход от чрезвычайных ситуаций
Чистый доход
Аудитор при проверке должен проверить соответствие записей по счетам подраздела 70 «Доходы»,записям Главной книги и форме «Отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности»

     Валовый доход представляет собой результат от реализации продукции (работ,услуг) и определяется,как разность между доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
     Доходы от основной и неосновной деятельности представляют совокупный доход,который подлежит налогообложению,поэтому в финансовой отчетности приведены показатели,характеризующие доход до и после налогообложения.Кроме того,в ней указывается доход от чрезвычайных ситуаций,а также доход от долевого участия в других организациях.Сущность и суммы каждой чрезвычайной ситуации должны быть раскрыты  в пояснительной записке.
     Величину чистого дохода можно определить путем сопоставления  дебетового  и кредитового оборота по счету 571,которые переносятся на счет 561.Аудитор должен сопоставить данные счета 571 с данными Главной книги  и Журналом-ордером № 14 по кредиту этого счета.Проверить правильность образования и использования чистого дохода предприятия.
     В рыночной экономике хозяйствующий субьект ориентируется не на кемто  установленные плановые задания,не на директивы,а на цены,платежеспособный спрос,конкуренцию и другие рыночные механизмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия

 

2.1. Анализ состава и размещения  активов баланса

 

Учет доходов, полученных обществом в результате деятельности, производится в соответствии  со Стандартом  бухгалтерского  учета №5  и методическим рекомендациями по порядку его учета. Доход от реализации и оказания услуг  определяется по стоимости реализации, предусмотренной в договоре между Товариществом и Покупателем. Доходы и расходы, вызванные одними и теми же сделками или событиями в деятельности Товарищества, признаются одновременно. Доход признается при соблюдении следующих условий:

титулка гак.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ и аудит финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак"