Анализ объема продаж в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методики экономического анализа оборота розничной торговли.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие, значения и задачи объема продаж в розничной торговле;
- проведение общего объема продаж торгового предприятия;
- проведение анализа факторов, оказывающих влияние на изменение объема продаж в розничной торговле;

Работа содержит 1 файл

Курсовая Анализ объема продаж.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

 

Как показывают данные таблицы 3, наибольший рост объемов продаж за 2008-2010 гг. в продовольственной группе приходится на безалкогольные напитки (61,9 %), диабетическое питание (60,5 %), овощи и фрукты (58,7 %). По таким группам товаров как рыба и морепродукты, гастрономия, молоко и молочные продукты, заморозка, мясные продукты, бакалея, алкогольная продукция, хлебобулочные изделия, детское питание и консервация наблюдается рост от 46% до 30 %. Рост объемов продаж по таким группам, как табачные и кондитерские изделия незначителен – 10,8 % и 2,8 %. В целом рост объемов продаж по продовольственной группе составил 41,8 %.

По непродовольственным товарам наибольший рост объемов продаж приходится на товары для отдыха (75,9 %), прессу (63,9 %), бытовой химии (61,4 %), парфюмерные и гигиенические товары (54,5 %), товары для животных (49,2 %), что связано с расширением ассортимента. По хозяйственным товарам наблюдается незначительный рост, что связано с непопулярностью данных групп товаров в супермаркете и узостью ассортимента. Общий рост объемов продаж по непродовольственным товарам составил 60,8 %.

Рост объемов продаж продукции собственного производства за 2008-2010 гг. составил 37,3 %. Это произошло в результате роста продаж полуфабрикатов на 78,1 %, представленных котлетами, голубцами и т.д., соленья на 66,2 %, готовых горячих блюд на 63,6, выпечки на 31,2 %. По салатам произошло снижение объемов продаж, что связано с сокращением ассортимента данной продукции.

Произведем анализ общего объема продаж супермаркета «Сотка» (таблица 4).

Таблица 4 - Оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2010 г.

Показатели

2009

2010

Индекс цен

Оборот 2010 г. в сопоставимых ценах

2010 к 2009, %

план

факт

% выполнения плана

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

Оборот розничной торговли, млн. руб.

8120

10012

10290

102,7

1,09

9440

126,7

116,3

Денежные доходы населения направленные на покупку товаров, тыс. руб.

86

98

99

101,5

-

-

123,2

-

Охват оборотом денежных доходов населения, %

79,7

81,3

82,3

101,2

-

-

103,2

-

Численность посетителей, чел.

839500

912500

975600

106,9

-

-

116,2

-

Продажа товаров на одного посетителя, руб.

967,2

1097,2

1054,7

96,1

1,09

967,6

109,0

100,0


 

Оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2010 году составил 10290 млн. руб. По сравнению с 2009 годом оборот розничной торговли увеличился на 26,7 %. Процент выполнения плана оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» составил 2,7 %. Рост цен в 2010 году был равен 9 %.

Объем оборота с учетом индекса цен в 2010 году составляет 9440 тыс. руб. Если исключить влияние роста цен, тогда оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2010 году по сравнению с 2009 увеличился на 16,3%.

Охват оборотом денежных доходов населения увеличился в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 3,2 % и составил 81,3 %.

Численность посетителей растет.

Рост объема продаж и численности посетителей супермаркета «Сотка» отразились на увеличении размера продажи товаров на 1 посетителя, сумма которых увеличилась на 9 %.

Рассмотрим показатели динамики оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» в таблице 5.

Таблица 5 – Показатели динамики оборота супермаркета «Сотка» в 2008-2010 гг.

Год

Оборот, млн. руб.

Темп роста. %

Темп прироста. %

Абсолютный прирост, млн. руб.

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2008

7150

100,0

-

-

-

-

-

2009

8120

113,6

113,6

13,6

13,6

970

970

2010

10290

143,9

126,7

43,9

26,7

3140

2170


 

Базисный темп роста  за 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил 143,9%. Цепной темп роста за 2010 г. по сравнению с 2009 составил 126,7 %.

Цепной темп прироста за 2010 г. по сравнению с 2008 г. составил 26,7 %, базисный темп прироста в 2010 г. по сравнению с 2009 годом составил 43,9 %.

Абсолютный прирост (базисный) оборота в сумме в 2010 г. по сравнению с 2008 г. составляет 3140 млн. руб., абсолютный прирост (цепной) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 970 млн. руб.

Оборот розничной торговли в течение рассматриваемого периода  увеличивался, что свидетельствует о развитии розничной торговли ООО «Эмили» супермаркета «Сотка», наращивании объемов деятельности.

Проведем анализ ритмичности  выполнения плана оборота розничной  торговли супермаркета «Сотка».

При рассмотрении вопроса ритмичности в сфере товарного обращения эти два понятия следует разграничивать. Критерием оценки ритмичности работы торговой организации служит выполнение плана оборота за определенный период, то есть во времени. Равномерность выполнения плана оборота означает одинаковую степень его выполнения в пространстве.


Ритмичность выполнения плана оборота показывает, как  организация справилась с выполнением  плана за определенный период, и  рассчитывается по месяцам, кварталам. Такое детальное изучение дает более  полное представление о ходе и ритмичности выполнения плана реализации товаров и дает возможность за общими положительными цифрами обнаружить невыполнение плана в отдельные периоды.

Ритмичность выполнения плана оборота характеризует  коэффициент ритмичности. Он рассчитывается с помощью среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации. Среднее квадратическое отклонение (а) позволяет оценить колебание в выполнении плана оборота.

Для анализа ритмичности  выполнения плана оборота розничной  торговли супермаркета «Сотка» используем данные таблицы 6.

Таблица 6 - Ритмичность выполнения плана оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» в 2009-2010 гг.

Месяц

2009

2010

% выполнения

Х-Хсред

(Х-Хсред)2

% выполнения

Х-Хсред

(Х-Хсред)2

январь

98,6

-3,2

10,2

99,6

-3,1

9,61

февраль

99,3

-2,5

6,3

100,6

-2,1

4,41

март

100,1

-1,7

2,9

100,3

-2,4

5,76

апрель

100,3

-1,5

2,3

100,6

-2,1

4,41

май

101,3

-0,5

0,3

101,6

-1,1

1,21

июнь

101,9

0,1

0,0

102,1

-0,6

0,36

июль

102,3

0,5

0,3

103,4

0,7

0,49

август

103,9

2,1

4,4

103,6

0,9

0,81

сентябрь

103,2

1,4

2,0

104,2

1,5

2,25

октябрь

102,4

0,6

0,4

105,2

2,5

6,25

ноябрь

103,5

1,7

2,9

105,8

3,1

9,61

декабрь

104,6

2,8

7,8

105,9

3,2

10,24


1. Рассчитаем среднее  квадратическое отклонение (σ) и  оценим колебания в выполнение  плана:

2. Рассчитаем коэффициент  вариации (V):

V 2009 = 1,8 × 100 / 102,7 = 1,77

V 2010 = 2,1 ×100 / 102,7 = 2,09

3. Рассчитаем коэффициент  ритмичности

Критм (2009) = 100 – 1,77 = 98,23 %

Критм (2010) = 100 – 2,09 = 97,9 %

Как видно из расчетов, при проценте выполнения плана (102,7%) более ритмично выполняется план в 2009 году, т.е. за средними показателями деятельности скрываться недостатки в деятельности ООО «Эмили» супермаркета «Сотка».

У организации имеются  значительные резервы для ритмичного выполнения плана, так как по отдельным месяцам имеются процент выполнения плана ниже 100%.

 

2.1 Анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема продаж в розничной торговле

 

На объем продаж, динамику и выполнение плана оборота розничной торговли оказывают влияние многие факторы. Однако не все факторы равнозначны по степени влияния и могут быть количественно измерены.

Задача анализа оборота  розничной торговли состоит в  том, чтобы выделить наиболее важные факторы, оказывающие влияние, и дать количественную оценку этому влиянию. Для оценки влияния отдельных факторов на объем продаж производятся соответствующие расчеты.

Произведем анализ факторов влияющих на объем продаж супермаркета «Сотка»:

1. Влияние изменения  цен на оборот розничной торговли (+-∆ОРТр)

Рост цен в 2010 году составил – 9 %.

Для расчета влияния  изменения цен на оборот розничной  торговли в супермаркете «Сотка» рассчитаем сопоставимый оборот (Ос).

ОРТс (2010) = 10290 / 1,09 = 9440 млн. руб.

+-∆ОРТр = ОРТ2010 – ОРТс

+-∆ОРТр = 10290 – 9440 = 850 млн. руб.

2. Влияние изменения  количества проданных товаров  (+-∆ОРТq)

+-∆ОРТq = ОРТс – ОРТ 2009

+-∆ОРТq = 9440 – 8120 = 1320 млн. руб.

Общее влияние факторов:

850 + 1320 = 2170 млн. руб.

В 2010 году оборот розничной торговли супермаркета «Сотка» увеличился на 2170 тыс. руб. Данный прирост в большей степени произошел за счет роста количества проданных товаров (на 1320 млн. руб.). В результате увеличения роста цен объем розничной торговли возрос на 850 млн. руб.

Таким образом, рост оборота розничной торговли обусловлен как ростом цен, так и увеличением количества проданных товаров, что является положительным фактором.

2. Влияние изменения  численности населения и продажи  товаров на одного человека.

Рассчитаем влияние  изменения численности посетителей на оборот розничной торговли +-∆ОРТч

 

+-∆ОРТч = (Ч1 – Ч0) × Оо     (3)

 

где    Ч1 и Ч0 – численность посетителей в 2010, 2009 годах;

Оо – сумма продаж товаров на 1 посетителя в 2009 году.

+-∆ОРТч = (975600 – 839500) × 967,2 = 131635920 руб.

Рассчитаем влияние  изменения продажи товаров на одного человека (+,-) ∆ОРТ (о))

+-∆ОРТо = (О1 – О0) × Ч1     (4)

 

+-∆ОРТ0 = (1054,7 – 967,2) × 957600 = 83790000 руб.

Общее отклонение:

(131635920 + 83790000) / 1000 = 215425,9 тыс. руб.

В 2010 году прирост оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» в основном обусловлен увеличением числа потребителей. За счет увеличения продажи товаров на одного жителя оборот вырос на 83790 тыс. руб.

 

2.2 Оценка влияния розничного объема продаж на финансовый результат деятельности предприятия

 

Важнейшими факторами, влияющими на финансовый результат деятельности предприятия (прибыль от продаж) являются:

- изменение объема  продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции.  Увеличение доли более рентабельных  видов продукции в общем объеме  реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости  продукции. Снижение себестоимости  приводит к росту прибыли, и  наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены реализации  продукции. При увеличении уровня  цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг  можно провести на основе следующих данных (таблица 7).

Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Информация о работе Анализ объема продаж в розничной торговле