Анализ объема продаж в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методики экономического анализа оборота розничной торговли.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие, значения и задачи объема продаж в розничной торговле;
- проведение общего объема продаж торгового предприятия;
- проведение анализа факторов, оказывающих влияние на изменение объема продаж в розничной торговле;

Работа содержит 1 файл

Курсовая Анализ объема продаж.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

В миллионах рублей

Показатели

2009

2010

Абсолютный прирост

В % к 2009 г.

Объем продаж

8120

10290

2170

+26,7

Себестоимость

6297

7191

894

+14,2

Прибыль от продаж

1823

3099

1276

+69,9

Индекс изменения цен

1,10

1,09

-0,01

-0,9

Объем реализации в сопоставимых ценах

7382

9440

2058

+27,9


 

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем  продаж отчетного периода к сопоставимому  виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

В нашем примере объем  реализации за отчетный период в ценах  базисного периода (2009 г.) составил 9440 млн. руб. (10290 / 1,09). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 127,9 % (9440 / 7382 × 100 %), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 27,9 %.

За счет роста объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась:

1823 × 0,279 = 509 млн. руб.

2. Влияние структуры  ассортимента реализованной продукции  на прибыль определяется сопоставлением  прибыли отчетного периода, рассчитанной  на основе цен и себестоимости  базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи  отчетного периода в ценах  базисного периода 9440;

- фактически реализованная  продукция, рассчитанная по базисной  себестоимости (6297 × 1,279) = 8054 млн. руб.;

- прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной  себестоимости и базисным ценам  (9440 – 8054) = 1386 млн. руб.

Таким образом, влияние  сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

1386 – (1823 × 1,279) = -946 млн. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной  продукции увеличился удельный вес  продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения  себестоимости реализованной продукции  на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации  продукции отчетного периода  с затратами базисного периода,  пересчитанными на изменение  объема продаж:

7191 – (6297 × 1,279) = -863 млн. руб.

Себестоимость реализованной  продукции снизилась, следовательно, прибыль от продажи продукции увеличилась на ту же сумму.

4. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

10290 – 9440 = 850 млн. руб.

Общее влияние всех перечисленных  факторов равно:

- изменение объема  продаж: + 509;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции: -946;

- изменение себестоимости: +863;

- изменение цен реализации: +850;

- общее влияние факторов: +1276.

К росту прибыли от продаж привело снижение удорожания себестоимости реализованной продукции за счет снижения цен поставщиков. Кроме этого, к росту прибыли привел рост объема продаж, повышением уровня цен на реализованную продукцию. На снижение прибыли отрицательное воздействие произвели негативные сдвиги в структуре продукции. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.

 

2.3 Экономико-математические методы, используемые при проведении анализа розничного объема продаж

 

Товарооборот формируется  в результате совокупного влияния  множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности  дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота  используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Правильное распоряжение запасами связано с высоким риском и оказывает серьезное воздействие  на логистику. Выбор определенного  ассортимента запасов и последующая отправка их на рынок или в регион предопределяют ряд логистических операций. Отсутствие нужного ассортимента товаров может вызвать сокращение объема продаж и разочарование потребителей. Планирование запасов имеет жизненно важное значение для производства. Нехватка сырья может повлечь за собой закрытие предприятия либо изменение производственного графика, что, в свою очередь, может обернуться дополнительными расходами или дефицитом готовой продукции. Если дефицит продукции грозит срывом производственных и маркетинговых планов, то избыточный объем запасов тоже чреват проблемами. Из-за чрезмерных запасов растет потребность в складских площадях, в оборотном капитале, в расходах на страховку и выплату налогов. К тому же хранящаяся на складе продукция может устареть и утратить часть стоимости. Словом, расходы растут, а прибыльность падает.

 

Заключение

 

Поскольку торговое предприятие  получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых  товаров, то задача максимизации прибыли  вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

В сфере розничной  торговли показатель товарооборота  является важнейшей характеристикой  деятельности предприятия.

Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно  населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета). Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета).

Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные  с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи.

По результатам анализа  оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» можно сделать вывод, что супермаркет работает достаточно эффективно.

Для повышения эффективности анализа оборота розничной торговли супермаркета «Сотка» необходимо в будущем обращать особое внимание на состояние товарных запасов, не допускать затоваривания на складах, так как увеличение товаров приводит к увеличению издержек по их хранению, и обслуживанию.

 

Список литературы

 

1. Алексеева А.И. «Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», Москва, 2008, - 360 c.

2. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. Пособие. М.: Дело и Сервис, 2008. – 507с.

3. Бальжинов А.В. , Михеева Е.В. «Финансовый анализ», СпбГТУ, 2008,-160 c.

4. Баканов М.И. Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа», Москва: «Финансы и статистика», 2007.

5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием.- М.: Ассоциация авторов и издателей .Тамдем . Издательство ЭКМОС , 2008. – 416 с.

6. Басакова О. Анализ и планирование розничного товарооборота потребительского общества в условиях рыночных отношений. – М., 2006.

7. Герасименко Г.П., Маркарян Э.А. «Финансовый анализ», Москва: «Приор», 2008.

8. Губин, В.Е. Анализ финансово – хозяйственной деятельности: учебник / В.Е. Губин, О.В. Губина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.

9. Герасимов Б.И. «Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», Тамбовский ГТУ, 2009,-160 c.

10. Ефимова О.В. «Финансовый анализ», Москва: «Бухучет», 2006.

11. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА–М, 2010. – 532с.

12. Капица И.А. «Краткий курс лекций», Москва, 2009 г.

13. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007

14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: - Финансы и статистика, 2006 .

15. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.:- ИКЦ «ДИС», 2008.

16. Кустова Т.Н. «Анализ финансовой деятельности предприятия». Учебное пособие. М.: Юнити-дана, 2010, 187 с.

17. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности районной кооперации: Учебное пособие. – 2-е изд., исправ. /Авт.колл. под рук. д.э.н., проф. З.А. Капелюк.- Новосибирск: СибУПК,2004.-212с.

18. Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации торговли. М.: Экономика , 2004. – 273с.

19. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния предприятия: Учебник Москва. 2007 .- 652с.

20. Макарьева В.И. «Теория финансового анлиза хозяйственной деятельности предприятия», Тамбовский ГТУ, 2007,-260 c.

21. Пятов М.А. «Новое в учете реализации», журнал «Бухучет», 2010, № 11;

22. Раицкий, К.А. Экономика предприятия / К.А. Раицкий - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. – 693с.

23. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008.

24. Чернов, В.А. Экономический анализ / В.А. Чернов, М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 686с.

25. Шеремет А.Д. Негашев Е.В. «Методика финансового анализа», Москва: «Юни-Глоб», 2007.

 

 




Информация о работе Анализ объема продаж в розничной торговле