Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Главная задача анализа прибыли предприятия – это определение источников формирования прибыли, выявление изменений распределения прибыли и составляющие ее использования, а также раскрытие направлений ее использования. Результаты анализа являются источники, и резервы роста прибыли и рентабельности.
Так же можно выделить не менее важную задачу – это своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Целью курсовой работы является рассмотрение прибыли предприятия, анализ ее использования и распределения.

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли предприятия.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

 

       Введение.

     В современной экономике термин «прибыль» играет очень важную роль. Поскольку прибыль является основой деятельности любого предприятия, более того это источник существования предприятия, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль, и варианты, и способы её получения. Предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции

     Поэтому в системе экономического анализа  большое значение имеет исследование закономерностей формирования основного источника дохода предприятия – прибыли.

     Главная задача анализа прибыли предприятия – это определение источников формирования прибыли, выявление изменений распределения прибыли и составляющие ее использования, а также раскрытие направлений ее использования. Результаты анализа являются источники, и резервы роста прибыли и рентабельности.

     Так же можно выделить  не менее важную задачу – это своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

     Целью курсовой работы является рассмотрение прибыли предприятия, анализ ее использования и распределения.

 

  1. Понятие и  экономическая сущность прибыли.

1.1. Понятие прибыли.

     В настоящее время термин «прибыль»  и его содержание вызывают множество  споров и разноречий. Существующая на сегодняшний день возможность неоднозначного толкования определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от  производства и реализации до понятия характеризующее конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности1.

     Наиболее  общее понятие прибыли можно охарактеризовать так. Прибыль – это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

     Понятие прибыли имеет различные значения с точки зрения организации, потребителя, и государства. Но во всех случаях оно означает получение выгоды. Если организация работает прибыльно, то это означает то, что покупатель, приобретая товары у продавца, удовлетворяет свои потребности, а государство за счет поступающих налогов от продажи финансирует социальные задачи и поддерживает убыточные объекты.

    Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет определенные функции.

    Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

    Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

    Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

    Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

    В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

    В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

    Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.

1.2. Экономическая характеристика основных показателей прибыли.

     В процессе формирования прибыли используются показатели, которые в современной  экономической литературе не нашли  однозначного толкования. Поэтому для  уточнения за основу будет взята Отчет о прибылях и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности).

     Валовая прибыль – это разность показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.)» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг»2.

     Балансовая  прибыль главным образом состоит  и прибыли от  основной деятельности.

     Балансовая  прибыль может быть рассчитана по следующей формуле:

     БП = Пр + Пп + Пво,  (1.1)

     где Пр - прибыль от реализации продукции(услуг);

     Пп - результат от прочей реализации;

     Пво - сальдо доходов и расходов от внереализационных  операций.

     Прибыль от реализации продукции (услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться  в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию3.

     Прибыль ( убыток) от реализации продукции (услуг) (Пр) рассчитывается по формуле:

     Пр = В - Ио - Зу,  (1.2)

     где В - товарооборот или выручка от реализации продукции, услуг;

     Ио - издержки обращения;

     Зу - материальные затраты на оказание услуг.

     Прибыль до налогообложения – это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее еще называют бухгалтерской, балансовой прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

    • отчислений в резервный и другие  аналогичные  фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
    • рентных платежей в бюджет;
    • доходов по ценным бумагам и  от долевого участия в деятельности других предприятий;
    • доходов от казино, видеосалонов и пр.;
    • прибыли от страховой деятельности;
    • прибыли от отдельных банковских операций  и сделок;
    • курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

     прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

     То  есть иными словами это чистая прибыль не уменьшенная на сумму  налога прибыль. Необходимость этого  вида прибыли состоит в простоте  выделения суммы налога на прибыль.

     Чистая  прибыль образуется из балансовой прибыли за минусом всех налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и направляется на различные финансовые фонды предприятия:

     резервный фонд – создается на случай прекращения деятельности и покрытия кредиторской задолженности;

     фонд  накопления – источник средств предприятия  для приобретения основных фондов и  создания нового имущества;

     фонд  потребления (внебюджетный фонд)- предназначен для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия.

     Чистая  прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических  санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные  и другие цели.

     1.3. Классификация показателей  прибыли.

     Кроме рассмотренных показателей прибыли, закрепленных в форме №2 отчета о  прибылях и убытках, широко используются другие разнообразные показатели, которые характеризуют различные стороны и направления финансово-хозяйственной деятельности, источники формирования, направления расходования. Классификация этих показателей показана на рисунке 1.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Показатели прибыли
                 
        По  видам хозяйственной  деятельности     По  источникам формирования
           
                   
        Прибыль от основной деятельности     Прибыль от реализации продукции, работ, услуг
        Прибыль от инвестиционной деятельности     Прочая  операционная и внереализационная прибыль, в том числе:
        Прибыль от финансовой деятельности     Прибыль от реализации имущества (капитальная  прибыль)
               
        По  составу включаемых элементов     По  величине полученного  результата
                   
        Маржинальная  прибыль     Нормальная  прибыль
        Прибыль от реализации     Минимальная прибыль
        Общий финансовый результат отчетного  периода до выплаты процентов  и налогов     Сверхприбыль
        Предельная  прибыль
        Прибыль до налогообложения      
        Чистая  прибыль      
               
        По  степени учета  инфляционного фактора     По  экономическому содержанию
           
                   
        Номинальная прибыль     Бухгалтерская
        Реальная  прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде     Экономическая
               
        По  характеру налогообложения     По  возможности планирования величины результативного  показателя
           
                   
        Налогооблагаемая прибыль     Плановая, расчетная (базисная) прибыль
        Не  облагаемая налогом (льготируемая)     Упущенная прибыль
               
        По  характеру использования     По  месту получения
           
                   
        Капитализированная (нераспределенная)     Биржевая прибыль
        Потребляемая     Эмиссионная прибыль
               
        По  характеру влияния  внешних факторов     По  отражению в бухгалтерском  учете
           
                   
        Спекулятивная прибыль     Реализованная прибыль
        Учредительская  прибыль     Внутренняя  прибыль
        Курсовая  прибыль     Консолидированная
        Складская прибыль      

Информация о работе Анализ прибыли предприятия