Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, коньюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5



1. ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……….…7


1.1 Экономическая сущность прибыли и особенности


ее формирования в современных условиях…………………………...7


1.2 Влияние налоговой политики на величину прибыли…………....11



2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА АО “БИОХИМИК”…………………….18


2.1 Анализ состояния планирования, учета и распределения


прибыли в условиях свободных рыночных цен……………………...18


2.2 Методика расчета и корректировки прибыли в условиях


свободных рыночных цен……………………………………………..28



3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА АО “БИОХИМИК”…..…34


3.1 Пути снижения непроизводственных расходов и потерь……….34


3.2 Совершенствование управления прибылью в условиях


рыночной экономики. …………………………………………………39



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..45





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..48

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Однако, прибыль  не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства. 

Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств. 

Дополнительная  прибыль может быть получена при  увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования. 

Изменение экономических  показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования. 

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят  от деятельности самого предприятия  и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства. 

В свою очередь  внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли,- это средства труда, предметы труда и сам труд. 

Покаждому из этих элементов выделяются группы экстенсивныхи  интенсивных факторов. 

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). 

К интенсивным  относятся факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий). 

В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. 

Первичные факторы  производства воздействуют на прибыль  через систему обобщающих факторных  показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной  стороны, объем и эффективность  использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости. 

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства. 

Поскольку прибыль  представляет собой разность между  объемом произведенной продукции  и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех  же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. 

  

1.2 Влияние налоговой  политики на величину прибыли. 

  

В условиях перехода от преимущественно централизованно планируемой экономики к рыночной, существенно изменяются методы воздействия государства на социально-экономическое развитие. Одним из          сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста. 

Налоговая система  является важным инструментом проводимой экономической реформы. Она должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств  и, в то же время, не быть тяжелым  бременем ни для предпринимателей, ни для населения. 

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических  процессов. Обоснованный, с учетом экономических  реальностей, характеризующих текущую  ситуацию, комплекс налоговых мер, способен оказать существенное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, усиливать экономическую и инвестиционную активность. 

Государственное регулирование экономики посредством  использования налоговых рычагов  в первую очередь должно быть направленно  на обеспечение и поддержание сбалансированного роста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции. 

Осуществляемая  в России либерализация цен, вялые  темпы реальной приватизации, распад хозяйственных связей, наростающая  инфляция привели к тотальному кризису  платежеспособности и прогрессирующему спаду производства, грозящему перейти  в полную остановку. В такой ситуации действующие чрезмерно высокие ставки налогов только способствуют углублению накопившехся противоречий. С позиции, стоящих перед Россией экономических проблем и осуществляемых ныне преобразований, целями налоговой политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление потери гибкости производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приорететных сфер деятельности и структурных сдвигов. 

Формирование  налоговой политики должны строиться  на соблюдении следующих принципов: 

-         стабильность налоговой системы; 

-         одинакового налогооблажения производителей, независимо от отраслевой принадлежности  предприятия и формы собственности; 

-         одинаковых условий налогооблажения  для предпринимателей, занятых в  производстве и потребителей. 

Средством достижения этих целей может стать существенное понижение совокупного уровня налогового изъятия посредством снижения предельных предельных ставок налогов и прогрессивности  шкалы налогооблажения. В этом случае воздействие на производство осуществлялось бы через изменение величины налоговой ставки и систему целевых налоговых льгот. 

Осуществляемая  ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий решить проблему наполнения бюджета. Такие меры, если и принесут успех, то только в очень ограниченном промежутке времени. В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. 

Высокий уровень  налогообложения неизбежно вызывает у предприятия стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя (включающая в себя издержки, налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую может заплатить покупатель. Следствием увеличения ставок и массы излагаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.  

Сейчас в Росийской  Федерации действует налоговая  система, введенная в действие 1 января 1992г., соединяющая принципы преждней системы и заимствования западных. В нормальных условиях налоги призваны формировать доходы государственного бюджета, будучи при этом эластичным рычагом воздействия на поведение экономических и социальных структур, их хозяйственные связи и конкурентные отношения, производственные цели и потребительский выбор. 

Основные законы регламентируют взимание платежей как  с юридических, так и с физических  лиц. Это налоги на прибыль, на добавленную  стоимость и акцизы. 

Новое налоговое  законодательство не содержит дифференциации ставок налогов в зависимости  от уровня рентабельности предприятия. Такой подход вполне обоснован, поскольку  рентабельность в условиях рынка  является характеристикой эффективности  функционирования предприятия. Высокий уровень рентабельности при наличии свободной конкуренции служит символом для прилива капитала и вложения средств в отрасли с более высокой нормой прибыли. 

Раньше, на союзном  уровне рентабельность регулировалась через налогообложение. Если она превышала установленный уровень, налоги повышались. Теперь же превышение предельного уровня рентабельности будет считаться наращением цен и взиматься в бюджет. 

Для рынка неприемлемы  регулируемые цены, но уровнем рентабельности у монополистов-производителей их регулировать можно. Введение налоговых ограничений на уровень рентабельности всегда служит препятствием на пути развития конкуренции и рынка. 

В настоящее  время все предприятия уплачивают одинаковые налоги. Основным является налог на прибыль. Согласно закону России “О налоге на прибыль предприятий и иностранных юридических лиц” налог на прибыль составляет 38%, брокерских контор и инвистиционных институтов – 45%, на посреднеческую деятельность – 50%, облагаемая налогом прибыль определяется исходя из валовой прибыли представляющей сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных мероприятий, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Закон предусматривает определенные льготы. Так, при исчислении налога на прибыль облагаемая сумма уменьшается на сумму прибыли, направленную на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства, сумму взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и т. д. Причем общая сумма налоговых льгот не должна уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%. 

Предприятия отдельно от налога на прибыль уплачивают также  налоги с доходов (дивидентов, процентов, полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценным бумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов и др.). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплаты налога регламентируется специальными нормативными актами. 

Взамен действующего ранее пятипроцентного налога с  продаж с 1 января 1992г. был введен в  действие 28% налог на добавленную  стоимость. В результате этого значительно  повысился, как уровень косвенного налогообложения, так и общий  уровень налогового изъятия. Столь высокая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) спровоцировала дальнейший рост цен, явившись одной из причин усиления инфляции. Это привело к необходимости снижения ее с 1993г. на товары производственные и детского ассортимента до 10%, а на все остальное до 20%. Величина НДС снижена, даны многие льготы предпринимателям по налогам на прибыль (техническое перевооружение, строительство и реконструкция объектов социально-культурного назначения). В целом можно отметить, что налоговое регулирование в Российской Федерации находится на стадии становления и от того, насколько быстро и активно оно окажется в процессе формирования Федеральных и региональных отношений будет зависеть стабилизация экономики и ее экономический рост. Вместе с тем закон содержит ряд существенных недостатков, главными из которых являются: 

-         наличие объектов двойного (тройного) налогооблажения; 

-         значительное повышение общего  уровня косвенного налогооблажения,  посредством введения чрезмерно  высоких ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, заменивших собой менее жесткий налог с продаж и налог с оборота. 

Чтобы лучше  представить ранее действовавшие  и вновь созданные платежи, взимаемые  с предприятий, проследим в таблице 1.1 все процентные отчисления на примере АО ”Биохимик”. 

  

ТАБЛИЦА 1.1 

Виды налогов  на АО “Биохимик” 1997 – 1998 годов в  процентах. 

 

Виды налогов 

1997 

1998 

1. Плата от  прибыли в бюджет 

35 

35 

2. Платежи в  пенсионный фонд в % к ФОТ 

Информация о работе Анализ прибыли предприятия