Фонды социального страхования: их сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы подробно рассмотреть тему, связанную с системой социального страхования.
В первой главе будут рассмотрены вопросы о фондах социального страхования, а именно необходимость социального страхования, его экономическую сущность, также будут рассмотрены виды и взаимосвязь фондов социального страхования, приведены цифровые данные, характеризующие уровень реальных доходов населения.
Вторая глава будет посвящена деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 253.50 Кб (Скачать)
  • часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательным органом РФ;
  • взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполненных на договорных началах;
  • ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • нормированные страховые запасы финансовых средств федерального и территориальных фондов;
  • средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им соответствующих требований.4

     Государственный Фонд занятости населения, предназначен для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.5 Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения (кроме районных в городах).

     ГФЗ представляет собой  совокупность федеральной части  Фонда занятости, фондов занятости, формируемых в автономных округах, краях, областях, городах и районах.

     Фонды занятости в городах и районах  образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов работодателей;
  • обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан; ассигнований из городских и районных бюджетов;
  • дотаций, субсидий из вышестоящих фондов занятости;
  • добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;
  • прочих поступлений.

     Фонды занятости в республиках в  составе РФ, автономной области и  автономных округах, краях, областях создаются на основе:

  • отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах;
  • ассигнований из соответствующих бюджетов;
  • дотаций, субсидий из федеральной части Фонда занятости;
  • добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;

     Средства  ГФЗ населения направляются на:

  • мероприятия по профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, включая выплату стипендий обучающимся по направлению службы занятости;
  • организацию общественных работ;
  • выплаты пособий по безработице, компенсаций материальных затрат безработным гражданам; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;
  • возмещение затрат Пенсионному фонду России в связи с назначением досрочной пенсии безработным;
  • мероприятия по созданию, сохранению дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест;
  • расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости;
  • создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы; научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения;
  • содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и медицинское оборудование их работников;
  • подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости и содержание учебно-методических баз;
  • проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий.

     Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово-хозяйственной деятельности и других поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.6

      1.2     Связи между внебюджетными фондами.

Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

     При односторонних  связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

     При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета7.

     При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. 

1.3 Воздействие финансов на жизненный уровень населения

 

     Социальная  сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей.

     Непосредственно с общественными фондами потребления связаны благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей общества будет увеличиваться, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями и организациями. Для таких категорий граждан финансовая помощь может поступать в основном в порядке благотворительности.

     В понятие уровня жизни составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производственные условия включают техническую вооруженность и технологию трудового процесса, профессиональную и гуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда техники безопасности. Экономические условия труда подразумевают в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой деятельности.

     С помощью финансов создаются условия и для подготовки трудовых ресурсов через систему финансирования учебных заведений. Источниками финансирования могут выступать средства центрального и местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средства заинтересованных в подготовке кадров предприятий и организаций. Важную роль играют средства благотворительных и других специальных целевых фондов. Финансирование может осуществляться и на спонсорских началах.

     Воздействие финансов на улучшение производственных условий труда осуществляется на основе направления денежных средств на постоянное обновление материально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных технологий, снижение доли неквалифицированных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ.8

     Одним из важнейших показателей развития общества и уровня жизни его граждан являются социальные гарантии, охватывающие наиболее существенные стороны материального и социального жизнеобеспечения людей. Государство устанавливает в этой области нижние границы, в рамках которых оно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиями в условиях рыночной экономики являются: обеспечение материального содержания работников в случае потери ими работы; материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частью граждан.

     Решение указанных задач непосредственно  связано с установлением соответствующего финансового механизма. В частности, для этого созданы такие звенья, как государственный фонд обязательного социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, выступающие экономической основой для обеспечения выплат соответствующих социальных компенсаций и оказания медицинской помощи; предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на трудоустройство членов общества, потерявших работу, на предоставление для части граждан бесплатного государственного жилья, а также на содержание жилищного хозяйства.

     Новым направлением в области социальных гарантий стала индексация доходов  и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории Российской Федерации установлен соответствующими Федеральными законами. В настоящее время такими законами и нормативными актами являются:

  1. Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», принят ГД ФС РФ 24.02.1995, был опубликован в Российской газете, N 91, от 12.05.1995.
  2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 N 1093 «О порядке осуществления в 2010 году компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в организациях государственного страхования (ОАО "Российская государственная страховая компания" и обществах системы Росгосстраха)», Российская газета, N 255, от 31.12.2009.
  3. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 N 1092 «О порядке осуществления в 2010 году компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации», Российская газета, N 253, от 30.12.2009.

     Ниже  приведены цифровые данные, которые характеризуют уровень доходов населения в Нижегородской области. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, сокращенно Нижегородстат, баланс денежных доходов и расходов населения за период 2002-2008 г.г. представлен в таблице 1. 9:

Баланс  денежных доходов  и расходов населения

                                                           таблица 1, млн.руб.

Доходы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
I. Доходы от предпринимательской деятельности 15 680 19 181 23 349 27 957 33 128 34 035 42 328
II. Оплата труда наемных  работников 60 404 70 973 88 494 111 589 136 834 178 503 235 583
III. Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда 2 715 3 170 3 497 3 935 5 324 6 311 7 788
IV. Социальные трансферты 22 133 26 871 31 153 41 926 49 864 58 442 75 124
V. Доходы от собственности 5 574 8 726 11 159 13 447 22 699 22 390 19 486
VI. Доходы от продажи  иностранной валюты 4 570 8 388 9 280 8 940 11 113 9 490 8 576
VII. Деньги, полученные по переводам 130 169 0 49 0 0 0
VIII.Другие  доходы 25 164 30 408 32 233 41 538 69 374 102 620 137 372
Всего денежных доходов 136 370 167 886 199 165 249 381 328 336 411 791 526 257
Баланс 136 370 167 886 199 165 249 381 328 336 411 791 526 257
Расходы и сбережения 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
I. Покупка товаров и оплата услуг 92 831 113 913 143 620 178 142 230 221 296 794 396 802
II. Обязательные платежи 9 036 12 394 16 575 21 974 28 781 40 635 54 807
III. Сбережения во вкладах и ценных бумагах 5 912 9 000 8 454 13 596 22 519 23 427 1 986
IV. Расходы на покупку недвижимости 1 561 2 345 3 917 4 248 6 913 6 939 12 199
V. Пpиобpетение иностранной валюты 7 317 9 550 11 695 13 437 13 015 14 743 27 895
VI. Изменение средств на счетах физ.лиц-предпринимателей 16 633 19 884 20 984 21 653 16 127 21 286 25 439
               
               
Окончание таблицы 1
VII. Изменение задолженности по кредитам -1 680 -5 003 -7 999 -10 005 -18 405 -23 717 -26 520
VIII.Деньги,отосланные  по переводам 0 0 276 0 1 120 1 379 3 033
IX. Всего денежных расходов и сбережений 131 610 162 083 197 522 243 044 300 291 381 486 495 641
X. Превышение доходов над расходами 4 760 5 803 1 643 6 336 28 045 30 305 30 616
XI. Баланс 136 370 167 886 199 165 249 381 328336 411 791 526 257

Информация о работе Фонды социального страхования: их сущность и значение