Формы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

Отличительными признаками формы бухгалтерского учета являются количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, вид, а также способ и последовательность занесения записей в учетные регистры. Кроме того, отличительными признаками форм учета является взаимосвязь хронологического и систематического, синтетического и аналитического учета.

Содержание

1. Формы бухгалтерского учета 2
2. Себестоимость продукции 5
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

основы бух учета.doc

— 66.00 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

1. Формы бухгалтерского учета

2. Себестоимость продукции

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы бухгалтерского учета

Отличительными признаками формы бухгалтерского учета являются количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, вид, а также способ и последовательность занесения записей в учетные регистры. Кроме того, отличительными признаками форм учета является взаимосвязь хронологического и систематического, синтетического и аналитического учета.

С развитием вычислительной техники для обработки данных возникла автоматизированная форма бухгалтерского учета. Были разработаны как специальные программы по бухгалтерскому учету, так и стандартные программы финансовых вычислений, позволяющие формировать определенные отчетные формы и делать необходимые расчеты. Использование электронной формы бухгалтерского учета позволило в электронном виде регистрировать и хранить данные, выполнять арифметические операции и группировать их; формировать показатели для бухгалтерской отчетности.

Традиционные же формы бухгалтерского учета характеризуются возможностью непрерывного контроля за процессом ведения бухгалтерского учета от записи в первичный документ до формирования отчетности, который осуществляется ответственными лицами. В электронной форме эта задача усложняется, поскольку процесс происходит неявно, внутри программы, и может даже усугубляться сбоями и ошибками в программе.

Наиболее распространенными формами учета в Российской Федерации  являются журнал-главная, мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы бухучета. Форма бухгалтерского учета, при которой в качестве основного учетного регистра ведут регистр, именуемый журналом-главной, применяется в организациях с небольшим количеством синтетических счетов, используемых для учета хозяйственный операций. Особенностью этой формы учета является сочетание в одном регистре хронологических и систематических записей. В левой части журнал - главной записывают дату, номер операции, ее содержание и сумму операции. Эта часть книги является журналом. Правая часть регистра представляет собой перечень счетов, используемых организацией. При этом таблица каждого синтетического счета представляет собой отдельные двойные колонки, которые предназначены для записей сумм операций по дебету и кредиту этого счета. Эта часть регистра заменяет собой Главную книгу. Каждая хозяйственная операция записывается в журнал-главную с кратким изложением содержания операции, причем сумму пишут в одной строчке трижды: в колонке оборотов, по дебету одного счета и кредиту другого. Если бухгалтерская проводка сложная, то сумму дебетового и кредитового оборота раскладывают на составляющие и записывают по нескольким счетам. При этом общий дебетовый итог должен равняться общему кредитовому итогу этой операции, а также сумме, указанной в колонке оборотов. В этой же книге выводятся начальные и конечные остатки по счетам, а также суммы оборотов. Оборотную ведомость получают непосредственно из суммовых остатков и оборотов по счетам журнал-главной. Исчисленные начальные и конечные остатки по счетам дают возможность в любой момент составить баланс. Это обуславливает значительное преимущество использования журнала-главной для ведения синтетического учета в организациях с небольшой номенклатурой счетов.

Современная журнально-ордерная форма бухгалтерского учета основана на применении систематического накапливания и группировки учетных данных в необходимых разрезах в журналах-ордерах и в накопительных к ним ведомостях непосредственно по первичным документам. Регистрацию и систематизацию хозяйственных операций производят в журналах ордерах на протяжении месяца, по окончании которого выводят в них итоговые данные и делают записи в главную книгу. Исходя из своих потребностей, организации могут выбирать главные счета, по кредиту которых строятся журналы-ордеры. Соответственно, такие счета в большинстве организаций ведутся как с кредитовым (журнал-ордер), так и дебетовым (ведомость) разложением. При этой форме учета хронологическую и систематическую регистрацию операций ведут в одних и тех же учетных регистрах одновременно, в едином рабочем процессе. Порядок учетной регистрации хозяйственных операций при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета состоит в следующем: на основе первичных учетных документов производят ежедневную запись операций в журналы-ордера непосредственно, или же при помощи накопительных ведомостей, используемых для первоначальной группировки данных первичных документов. В накопительных ведомостях обобщают учетные данные из однородных первичных документов, а в журналы-ордера переносят итоги этих ведомостей. Таким образом, в журналах ордерах находят отражение все операции за месяц. Ведомости к журналам-ордерам предусмотрены для тех случаев, когда технически трудно получить в журналах требуемые учетные показатели непосредственно по первичным документам. В этих случаях вспомогательные ведомости используют для группировки и систематизации данных, содержащихся в первичных документах, а в журналы-ордера записывают итоги этих ведомостей. Такие ведомости ведут так же, если необходимо в дополнение к журналу-ордеру, отображающему кредитовые обороты счета, объединить в одном регистре дебетовые обороты этого же счета. Количество журналов-ордеров, как правило, меньше количества главных счетов, поскольку отдельные журналы-ордера используются для ведения кредитовых записей по нескольким взаимосвязанным счетам. В каждом журнале-ордере регистрируют операции, относящиеся к кредиту данного счета, с указанием одновременно дебетуемых счетов. Поэтому общая дебетовая сумма оборота по отдельному главному счету может быть получена в течение месяца лишь путем выборки из соответствующих кредитовых журналов-ордеров. В конце месяца дебетовый оборот по каждому главному счету выявляется в Главной книге, куда производят записи итогов из журналов-ордеров [3, с. 78].

 

2. Себестоимость продукции

Себестоимость продукции представляет собой совокупную стоимостную оценку используемых в результате производства и реализации продукции (работ, услуг) ресурсов (материальных, трудовых, капитальных и др.), необходимых для систематического поддержания предпринимательского процесса. Этот показатель отражает величину текущих затрат (издержек), имеющих производственный, а не капитальный (в инвестиционном смысле этого слова) характер, и обеспечивает непрерывный процесс простого воспроизводства на предприятии.

В состав издержек, включаемых в себестоимость по экономическому содержанию, входят:

Материальные затраты (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергия, тара, упаковочные материалы, хозяйственные инструменты, запасные части, спецодежда и др.). Материальными затратами считаются только расходы на покупные ресурсы, т.е. приобретенные со стороны. Если же предприятие самостоятельно осуществляет изготовление (добычу) каких-то материальных ресурсов, то такого характера затраты учитываются по другим статьям калькуляции себестоимости продукции. Оценка цены ресурсов определяется исходя из цены приобретения, включая:

1) различного рода надбавки и комиссионные отчисления снабженческим, посредническим, внешнеторговым организациям;

2) стоимость услуг товарных бирж;

3) оплата государственных пошлин;

4) плата за транспортировку продукция сторонним организациям.

При этом в цену приобретения материальных ресурсов не включаются НДС и возвратные отходы.

Затраты на оплату труда (заработная плата основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, выполняющих работы основного производственного персонала). Оплата труда может исчисляться по сдельным расценкам, по тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системой оплаты труда, установленной на предприятии. Затраты на труд могут выплачиваться как в денежной, так и в натуральной форме (исчисляться в соответствии со стоимостью продукции, выдаваемой работнику в качестве оплаты). К учету в себестоимость подлежит:

1) основной оклад работника;

2) различного рода надбавки и доплаты, премии за производственные результаты;

3) оплата очередных дополнительных отпусков;

4) стоимость бесплатно предоставленных услуг работнику;

5) единовременные вознаграждения за выслугу лет;

6) дополнительные надбавки за работу в суровых климатических условиях, в которых располагается предприятие;

7) надбавки за работу повышенной опасности или вредности и др.

При этом в себестоимость продукции не могут включаться выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов: обязательного медицинского страхования, профсоюзных организаций, социального страхования и др. (например: материальная помощь, единовременные пособия ветеранам труда, дивиденды от имеющихся акций у работника, компенсации в связи с повышением уровня инфляции).

Отчисления на социальные нужды (3 вида целевых платежей в целевые фонды: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). Все виды отчислений на социальные нужды объединены в единый социальный налог «ЕСН». Налоговые ставки, составляющие данный налог, дифференцированы, их величина зависит от годового дохода работника. Этот налог является регрессивным, максимальная его ставка составляет 26% (20% от выплачиваемого работнику дохода направляется в Федеральный бюджет с дальнейшим распределением в Пенсионный фонд РФ, 2,9% - в Фонд социального страхования, 1,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2% - в региональные фонды обязательного медицинского страхования).

Амортизация основных средств (в части ежепериодных денежных отчислений в специальный амортизационный фонд предприятия с целью последующего восстановления основных средств). Амортизация может начисляться следующими методами:

1) линейно-пропорциональным;

2) по сумме чисел лет полезного использования;

3) пропорционально объему производства;

4) методом уменьшаемого остатка.

При этом допускаются коэффициенты ускоренной амортизации для добровольного ускорения обновления основных средств (ускоренный процесс списания стоимости основного средства).

При начислении амортизации также необходимо учитывать ежепериодную переоценку основных средств, связанную с наличием инфляции, с изменением котировок валютных пар на мировом валютном рынке, с изменением уровня цен рынка капитала и др. Переоценка изменяет изначальную стоимость основных средств с целью приведения ее в соответствие с текущей экономической ситуацией, поэтому это неминуемо изменяет уровень амортизационных отчислений.

Прочие затраты (дополнительные налоги, сборы и платежи, включая платежи по обязательным видам страхования, платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, отчисления в резервные и другие обязательные фонды предприятия, оплата процентов за кредит, услуги связи, услуги банков, оплата сторонним организациям за охрану, подготовку и переподготовку сотрудников, за сертификацию продукции, за гарантийный ремонт и обслуживание, платежи за аренду объектов основных средств, отчисления в ремонтный фонд). С 1996 года разрешено выделять из прочих затрат в отдельные элементы расходов затраты, связанные с реализацией продукции, а также платежи по страхованию имущества, жизни и здоровья отдельных категорий работников [1, с. 25].

Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции:

По роли в процессе производства:

1) основные – непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его реальную физическую основу: сырье, материалы, заработная плата и т. д.;

2) накладные – связаны с обслуживанием процесса производства (затраты на содержание оборудования, цехового и общехозяйственного персонала и т. д.).

По способу включения в себестоимость:

1) прямые – можно непосредственно относить их на себестоимость единицы каждого вида изделия;

2) косвенные – издержки, которые проблематично отнести к прямым затратам конкретной продукции, объединяются по определенному признаку (например, стоимость эксплуатационных затрат на электроснабжение основных средств) и затем распределяются по группам продукции пропорционально избранной базе (например, стоимости прямых затрат, затраченных на создание конкретного ассортимента продукции в процессе использования основных средств).

По зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции:

1) постоянные – при изменении объема производства их величина остается неизменной;

2) переменные – они изменяются прямопропорционально объему производства.

По способу учета и группировки:

1) простые – имеют односоставный характер: сырье, материалы, заработная плата и т. д.;

2) комплексные – затраты, собираемые в группы или же собираемые по функциональной роли, либо по месту осуществления затрат (цеховые, общехозяйственные и т. д.).

По срокам возникновения:

1) текущие или каждодневные;

2) единовременные – разовые затраты, возникающие при нестандартных ситуациях в производственном процессе.

По методам планирования, учета и распределения:

1) группировка по экономическим элементам – сметный метод;

2) группировка по статьям калькуляции.

Остановимся на последней классификации затрат - «по методам планирования, учета и распределения». Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции. Она выражает общую сумму расходов по каждой отдельной статье вне зависимости от структуры начисляемого расхода по данной статье. В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению. К примеру: если рассмотреть такой элемент сметы как оплату труда, то в нем отражается лишь весь фонд оплаты труда предприятия вне зависимости от того, каким категориям работников он принадлежит. Аналогично отражаются остальные элементы сметы затрат.

Также следует отметить, что в смете фиксируется результат от производства и реализации продукции – прибыль (убыток). При этом все показатели имеют попериодную разбивку и, в конечном итоге, в смете выражается общий результат за каждый период, который, в том числе, можно сравнить с запланированным показателем, отражающим все потребности предприятия, связанные с производством и реализаций продукции, созданием заделов незавершенного производства, обеспечением вспомогательного производства, обслуживанием подсобного и побочного хозяйств.

На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по трудовому ресурсу, определяется потребность в оборотных средствах и т.д. Все виды бизнес-планов основываются главным образом на показателях сметы. Хозяйственные связи предприятия с поставщиками ресурсов, с финансово-кредитными институтами формируются с использованием сметы затрат на производство.

Информация о работе Формы бухгалтерского учета