Хозяйственный учет, его сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:45, лекция

Описание работы

Производство материальных благ является непременным условием существования и развития общества. Создание в процессе производства материальные блага распределяются, происходит их обмен и потребление. Для обеспечения контроля за хозяйственными процессами, связанными с производством, распределением и потреблением материальных благ, требуется систематическое наблюдение, измерение их в количественных показателях.

Работа содержит 1 файл

1 семестр Лекции БУ.doc

— 639.50 Кб (Скачать)
gn:justify">К оборотным активам относятся производственные запасы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность.

Производственные запасы – предметы труда, которые потребляются в одном производственном цикле и целиком переносят свою стоимость на продукт. К ним относятся: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, запасные части, полуфабрикаты собственного производства, тара, спец.одежда и спец.обувь, постельная принадлежность.

К запасам относятся незавершенное производство, готовая продукция, товары.

Незавершенное производство – продукция, непрошедшая все стадии технической обработки. Готовая продукция – изделия, отвечающие государственному стандарту.

Объектом бухгалтерского учета являются денежные средства. Денежные средства поступают организации от покупателей за реализованную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы; от банков в виде кредитов и т.п. К ним относятся деньги, находящиеся в кассе организации, на расчетных, валютных счетах банков, на специальных счетах.

Задолженность организации со стороны физических лиц, других предприятий называется дебиторской. К ней относится задолженность покупателей, подотчетных лиц.

Имущество организации классифицируется по видам на внеоборотные и оборотные активы.

К внеоборотным активам относятся нематериальные активы, основные средства, незавершенные капиталовложения, долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги).

Оборотные активы – материалы, сырье, полуфабрикаты, запчасти, топливо, готовая продукция, товары отгруженные, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, векселя полученные и др.

Имущество предприятия классифицируется и по месту нахождения: в сфере производства, сфере обращения, внепроизводственной сфере.

К сфере производства имущество относится: основные средства цехов основного и вспомогательного производства, сырье и материалы, топливо, запчасти, полуфабрикаты собственного производства, незавершенное производство и др.

К сфере обращения относятся готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность.

К внепроизводственной сфере относятся основные средства жилищно-коммунального хозяйства, оборудование и инвентарь клуба и т.п.

Имущество организации приобретается за счет источников.

По источникам образования имущество подразделяется на собственные источники и заемные источники.

К собственным источникам организации относятся уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, прибыль, целевое финансирование.

К заемным источникам относятся средства, представленные организации во временное пользование на определенные цели, за плату, на определенный срок, по истечению которого они возвращаются владельцу, т.е. перед организацией возникают обязательства. Например, организация взяла кредит в банке.

Кредиторская задолженность – суммы, причитающиеся с данной организации в пользу других предприятий и лиц. К ней относят задолженность поставщикам, задолженность по оплате труда, задолженность бюджету по налогам; отчисления во внебюджетные фонды, векселя к уплате, авансы полученные.

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности имущество организации находится в постоянном движении, совершая кругооборот, который состоит из ряда хозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации.

2. Метод бухгалтерского учета, его элементы

Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность способов, с помощью которых отражаются, исследуются и контролируются его объекты.

Научное содержание метода бухгалтерского учета в том, что все хозяйственные явления отражаются в учете в непрерывном их движении и развитии, причем хозяйственные процессы и составляющие их операции отражаются учетом не изолировано друг от друга, а в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Бухгалтерский учет имеет свои собственные приемы и методы исследования, которые вытекают из сущности его предмета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие элементы: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, счета и двойную запись, баланс и отчетность.

Документация – непрерывное, документально обоснованное отражение всех хозяйственных операций, имеющих денежное выражение. Для этого отдельные операции отражаются в первичных документах, являющихся основой дальнейшей группировки данных в учетных регистрах с целью получения необходимых показателей. Не все хозяйственные явления могут быть зафиксированы посредством документации (например, естественная убыль товарно-материальных ценностей, ошибки и просчеты при приемке товарно-материальных ценностей и денежных средств, недостачи и хищения). Все эти изменения можно оформить лишь при выявлении, а не тогда, когда эта недостача произошла. Выявить такие явления позволяет инвентаризация.

Инвентаризация – это проверка наличия товарно-материальных и денежных средств и сопоставление с учетными данными (для получения реальных данных).

Документация и инвентаризация – это способы первичного отражения и контроля объектов бухгалтерского учета.

Оценка представляет собой выражение в денежном измерении имущества предприятия и его источников. В основе оценки имущества предприятия лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводится единообразно на всех предприятиях.

Каждый хозяйственный процесс состоит из ряда затрат, поэтому необходимо установить не только величину каждого вида затрат, но и их общую сумму, т.е. исчислить себестоимость, или составить калькуляцию, которая позволит определить фактическую себестоимость объектов в денежной оценке.

Оценка и калькуляция служат для стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.

Зафиксированные в документах хозяйственные операции необходимо систематизировать, т.е. зарегистрировать на бухгалтерских счетах. Потребность в счетах вызвана тем, что сведения, содержащиеся в документах, дают разрозненную характеристику учетных объектов. Для обобщенного представления эти данные необходимо сгруппировать и суммировать. Такую функцию в бухгалтерском учете выполняют счета.

Хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойная запись – взаимосвязанное отражение двух явлений, вызываемых каждой хозяйственной операцией (запись на двух счетах и более).

Счета и двойная запись используются с целью текущей группировки данных об объектах бухгалтерского учета.

Счета дают возможность накапливать и систематизировать данные, но на конкретном счете нет обобщенной информации по предприятию в целом. Для обобщения показателей служит бухгалтерский баланс, в котором хозяйственные средства показываются в двух разрезах: 1) по их видам и размещению; 2) по источникам образования и целевому назначению. Это позволяет видеть всю совокупность хозяйственных средств во взаимной связи и облегчает проведение анализа обеспеченности ими предприятия.

Одним из элементов метода бухгалтерского учета является отчетность, которая представляет собой способ получения различных показателей о разных сторонах деятельности предприятия за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год).

Баланс и отчетность являются способами итогового обобщения данных бухгалтерского учета.

Тема 3. Бухгалтерский баланс

1. Понятие бухгалтерского баланса, его виды

Термин «баланс» появился в 14 в. и означает равновесие. Существуют различные виды балансов: бухгалтерский баланс, баланс денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой баланс, баланс основных фондов, материальный баланс, баланс платежный, баланс трудовых ресурсов и т. п.

Бухгалтерский баланс называют формально отчетом о финансовом положении организации. Форма бухгалтерского баланса утверждена Министерством финансов Российской Федерации.

Основой построения бухгалтерского баланса явилась двойственная группировка объектов учета. Информация о двойственной группировке объектов бухгалтерского учета получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе. В каждой стране действуют свои денежные единицы. Обычно законодательство требует, чтобы все предприятия, действующие на территории страны, вели бухгалтерский учет в национальной валюте. На территории России бухгалтерский учет все организации обязаны вести в тыс./млн. рублях.

В бухгалтерском балансе отражается имущество (активы) организации и источники его формирования. Примерами его активов могут служить наличные средства организации, дебиторская задолженность, основные средства, запасы и другое имущество.

Активы отражают то, как организация использовала полученные ею деньги. Общая сумма активов должна всегда равняться общей сумме обязательств и собственности. Собственностью обычно называют капиталом: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал.

Обязательства – это задолженность организации: по оплате труда, банковским кредитам, по налогам, подлежащим выплате государству, поставщикам по доставке товаров и т.п.

Бухгалтерский баланс – элемент метода бухгалтерского учета и представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования по целевому назначению и использованию на определенную дату в денежном выражении. Например, на 31.12.2010 г.

В бухгалтерском балансе следует указывать название организации и дату составления баланса.

Чтобы четко представить картину о видах баланса их необходимо классифицировать по следующим признакам:

1.            По времени составления:

         вступительные (составляются на момент возникновения предприятия);

         текущие (составляются периодически);

         ликвидационные (составляются на момент ликвидации);

         разделительные (составляются в момент разделения крупного предприятия на более мелкие);

         объединительные (составляются в момент объединения нескольких предприятий в одно).

2.            По источникам составления:

         инвентарные (составленные по данным инвентаризации);

         книжные (составленные на основе книжных записей);

         генеральные (составленные на основе данных инвентаризации и книжных записей).

3.            По объему информации:

         единичные (одного предприятия);

         сводные (нескольких предприятий).

4.            По характеру деятельности:

         основной деятельности;

         неосновной деятельности.

5.            По форме собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, совместных и т.д. предприятий.

6.            По объекту отражения:

         самостоятельные;

         отдельные (структурные подразделения).

7.            По способу очистки.

         баланс-брутто – с регулирующими статьями;

         баланс-нетто – без регулирующих статей, т. е. кем, например, статья амортизация основных средств.

2. Содержание и структура бухгалтерского баланса

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет таблицу. В левой части таблицы показывается имущество по составу и размещению, а в правой части отражаются источники формирования имущества. Левая сторона называется активом, а правая – пассивом. Термин «актив», «пассив» происходят от латинского слова деятельный и бездеятельный. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья. Статьи баланса объединены в группы, а группы – в разделы. Объединение статей баланса в разделы (группы) осуществляется исходя из их экономического содержания.

Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:

I.             Внеоборотные активы.

II.           Оборотные активы.

III.        Капитал и резервы.

IV.       Долгосрочные обязательства.

V.          Краткосрочные обязательства.

Первые два раздела баланса отражаются в активе. В первом разделе «Внеоборотные активы» нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

Во втором разделе «Оборотные активы» запасы отражаются по статьям: сырье, материалы и другие аналогичные ценности; животные на выращивании и откорме, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция  и товары для перепродажи, товары отгруженные, прочие запасы и затраты.

Отдельными статьями баланса являются налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

Информация о работе Хозяйственный учет, его сущность и значение