Сущность и содержание бухучета в совершенных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Организация современного общественного производства не возможна без управления им. Управление призвано организовать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных единиц. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования прогнозирования и анализа его деятельности.

Содержание

Сущность и содержание бухучета в совершенных условиях хозяйствования.
Предмет и методы функции и принципы бухучета
Система счетов бухучета
Бухгалтерский баланс и его строение
Методы ведения в бухучете
Стоимостное примирение в бухучете
Учет процесса заготовления
Учет процесса производства
Учет процесса реализации
Техника и формы бухучета

Работа содержит 1 файл

курсовая по бухучету.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители.

Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части - дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту - уменьшение средств и увеличение их источников.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций.

Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью  двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь значений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирующимися.

Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс - это способ их обобщения и группировки.

Бухгалтерский баланс является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества  и финансовое состояние предприятия. Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов находят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые - в правой части (пассиве) баланса Сумма всех статей актива баланса (информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств). Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Она предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Такая оценка осуществляется в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Основные  принципы оценки устанавливаются правительством (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция - по производственной или нормативной себестоимости; материалы - обычно по заготовительной себестоимости с включением транспортно-заготовительных расходов; товары - по оптовым или розничным ценам).

Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.

Следует отметить, что перечисленные выше методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании  документов осуществляют отражение  операций на счетах с помощью двойной  записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости путем калькуляции, а также для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. 
 

СИСТЕМА СЧЕТОВ БУХУЧЕТА.

     Счета бухгалтерского учета – это способ повседневного, текущего учета и  контроля за имуществом организации  и источниками его формирования.

     Бухгалтерские счета открываются на основании  статей бухгалтерского баланса.

     Счет  имеет следующий вид:

     Дебет Dт    № 01 Основные средства  Кредит Кт

     Дебет перевод с лат. «Имеет»

     Кредит  перевод с лат. «Верит»

     В настоящее время этот перевод  утратил первоначальное значение.

     Сальдо– лат. «Расчет», в бухгалтерском учете обозначает остаток: Cн – начальное, Cк – конечное.

     Бухгалтерский счет открывается на каждую статью бухгалтерского баланса  и называется обычно так же.

     В каждом счете всегда имеется три  записи:

  1. Сальдо начальное (Cн) – это остаток имущества (источников формирования) на начало периода.
  2. Обороты за месяц – это суммы по D и К счета без сальдо. Обороты бывают дебетовые и кредитовые.
  3. Сальдо конечное (Cк) – это остаток имущества (источников формирования) на конец периода.

     По  степени обобщения информации все счета подразделяются на:

  1. Синтетические счета – дают обобщенное отражение хозяйственных операций без детализации. Учет на таких счетах называется синтетическим. Синтез-лат. Обобщение.
  2. Аналитические счета – это счета, уточняющие информацию по синтетическим счетам. Учет на таких счетах называется аналитическим (детализирующим). Анализ - лат. Разложение на элементы. 

     *Субсчета  – промежуточное звено между  синтетическими и аналитическими  счетами (в электронной бухгалтерской  программе –  аналитические  счета и субсчета - это “субконто”). 
 

     БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС И ЕГО СТРОЕНИЕ.

Понятие бухгалтерского баланса

1. Бухгалтерский баланс - важнейшая форма бухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.

Бухгалтерский баланс применяется для обобщения  показателей о состоянии, размещении, использовании средств предприятия, и об источниках их образования в  стоимостном измерителе на определенную дату.

Структура баланса представляет собой двухстороннюю  таблицу. Левая сторона, в которой  сгруппированы хозяйственные средства по составу и размещению, называется активом. Правая сторона, отражающая средства по источникам их образования и целевому назначению, называется пассивом. Актив и пассив баланса имеют несколько разделов, которые объединяют экономически однородные по своему составу группы средств и состоят из отдельных статей, отражаемых по определенным строкам в балансе. Общий итог баланса называется его валютой.

Особенностью  баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется  тем, что в активе показаны средства по их составу в определенной денежной оценке, а в пассиве - их же источники  образования.

2. Существуют различные виды бухгалтерских балансов.

По времени  составления они подразделяются на:

  • текущий - составляется периодически;
  • годовой - составляется за год;
  • вступительный баланс - составляется при создании нового или при преобразовании ранее действовавшего предприятия;
  • ликвидационный - составляется при ликвидации организации;
  • разделительный - составляется при разделении организации на несколько более мелких;
  • объединительный - формируется при объединении нескольких организаций в одну.

По объему информации:

  • единичный;
  • сводный баланс - составляется путем объединения определенных заключительных балансов (применяется министерствами, концернами);
  • сводно-консолидированный баланс - составляется посредством объединения балансов самостоятельных, но взаимосвязанных между собой предприятий (используют, например, холдинговые компании).

По способу  очистки:

  • баланс-брутто - бухгалтерский баланс, содержащий регулирующие статьи (02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов");
  • баланс-нетто - бухгалтерский баланс, не включающий регулирующих статей.

По характеру  деятельности:

  • по основной деятельности,
  • по неосновной деятельности.

3. Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия за некоторый период. Он позволяет определять:

  • состав и структуру имущества предприятия;
  • мобильность и оборачиваемость оборотных средств;
  • состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности;
  • конечный финансовый результат (прибыль или убыток).

Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных с управлением  имуществом, с состоянием предприятия; показывает, чем владеет собственник, каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса.

По бухгалтерскому балансу можно определить взятые предприятием на себя обязательства  перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими  субъектами; угрожают ли предприятию финансовые затруднения. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекцией и полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.

Строение бухгалтерского баланса

1. Статья бухгалтерского баланса - показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Балансовые статьи объединяются в группы, группы - в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания8.

2. Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу, а в пассиве - их же источники образования, то есть обе части показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам:

  • в активе - по составу и его функциональной роли, то есть показывает в чем размещено имущество и какую функцию оно выполняет;
  • в пассиве - по источникам образования, то есть показывает откуда (от кого) получены средства.

Так как  наличие имущества говорит об источнике его поступления, то актив  баланса (сумма его по составу  и размещению) равен пассиву баланса (сумме источников имущества). Общий  итог баланса называется валютой бухгалтерского баланса (по активу и пассиву она равна).

Информация о работе Сущность и содержание бухучета в совершенных условиях хозяйствования