Сущность и содержание бухучета в совершенных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Организация современного общественного производства не возможна без управления им. Управление призвано организовать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных единиц. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования прогнозирования и анализа его деятельности.

Содержание

Сущность и содержание бухучета в совершенных условиях хозяйствования.
Предмет и методы функции и принципы бухучета
Система счетов бухучета
Бухгалтерский баланс и его строение
Методы ведения в бухучете
Стоимостное примирение в бухучете
Учет процесса заготовления
Учет процесса производства
Учет процесса реализации
Техника и формы бухучета

Работа содержит 1 файл

курсовая по бухучету.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

• финансовые вложения в текущем учете и  балансе оцениваются по договорной (фактической) стоимости вложенных  средств в уставные фонды создаваемых организаций, а акции, облигации и другие ценные бумаги — по цене их приобретения (фактической себестоимости). Если цена приобретения отличается от стоимости, указанной на ценной бумаге (номинальной стоимости), то разница подлежит постепенному списанию за счет получаемых от них доходов. К моменту погашения (выкупа) стоимость ценной бумаги должна соответствовать номинальной;

• производственные запасы — сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и другие отражаются в  балансе по фактической себестоимости. В текущем учете их фактическая себестоимость может быть представлена двумя слагаемыми — учетной ценой (оптовой, плановой и т.п.) и отклонениями от нее (транспортно-заготовительным расходами);

• товары отражаются в балансе по покупной стоимости. В текущем учете эта стоимость может быть представлена учетной (продажной) стоимостью и суммой торговой наценки. Продукты питания, медикаменты и перевязочные средства в медицинских и социальных учреждениях учитываются в текущем бухгалтерском учете и отчетности по покупным ценам;

• незавершенное  производство оценивается в балансе  по фактической себестоимости, а  в отдельных отраслях — только по прямым статьям, составляющим основу этой себестоимости;

• готовая  продукция оценивается в балансе  по фактической себестоимости. В текущем учете она может оцениваться по плановой (нормативной) себестоимости с последующим определением ее отклонений от фактической;

• денежные средства (документы) оцениваются и  учитываются в реальных суммах, а  наличные деньги — по номинальной стоимости;

• иностранная  валюта оценивается и учитывается  в национальной денежной единице  по курсу Национального банка  Республики на дату совершения операции. Эта оценка впоследствии изменяется по мере изменения указанного курса;

• обязательства  по расчетам к получению (дебиторы) или к уплате (кредиторы) оцениваются и учитываются по методике, согласно действующему законодательству или по взаимной договоренности в реальных суммах, подлежащих уплате или получению. Оценка задолженности в иностранной валюте осуществляется исходя из курса Национального банка, с последующей ее переоценкой по мере изменения этого курса.

Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета

Сущность калькулирования, как способ метода бухгалтерского учета, состоит в исчислении в денежном выражении затрат организации на приобретение (заготовку) и изготовление определенного вида материальных ценностей (производства работ, оказание услуг) и расходов на их реализацию (сбыт).

С другой стороны калькулирование является базой для другого элемента метода бухгалтерского учета – оценки. Калькуляционные расчеты оформляются в виде документа, содержащего перечень статей, из которых складывается себестоимость. Поэтому этот документ (в практике называемый калькуляцией) служит основанием для денежной оценки соответствующих объектов учета.

Более детально рассмотрим данный способ метода бухгалтерского учета применительно  к калькулированию себестоимости  продукции. Этот процесс включает ряд  этапов:

• группировка  затрат;  
• распределение затрат между объектами калькулирования;  
• определение себестоимости отдельных изделий, работ, услуг, приобретения материалов и др.;  
• отражение себестоимости изделий в калькуляции;  
• контроль выполнения плана по себестоимости и сопоставление отчетной себестоимости с нормативной, предыдущих периодов;  
• определение результатов работы и резервов снижения себестоимости.

Таким образом, калькулирование – это группировка и распределение затрат между объектами калькуляции, исчисление их фактической себестоимости для контроля выполнения плана, определения результатов работы коллектива и выявление резервов повышения эффективности производства.

В данном определении речь идет об определении  фактической себестоимости, то есть составлении фактической калькуляции. Кроме фактической калькуляции бухгалтерия использует (но сама не составляет) другие виды калькуляций: плановую, нормативную. В бухгалтерии могут использоваться также плановые и нормативные хозрасчетные калькуляции подразделений организации – цеха, участка, бригады, которые составляются по ограниченному виду затрат (в зависимости от работы данного подразделения). В таком же разрезе в хозрасчетных целях составляется бухгалтерией и хозрасчетные калькуляции фактической себестоимости.

Кроме себестоимости изделия может  исчисляться себестоимость нормо-часа, нормо-комплекта и др.

Современная организация представляет собой  сложный комплекс, состоящий из различных  видов производств (основного, вспомогательного) и включающий разные виды деятельности (изготовление продукции, ремонт собственного оборудования и др.). Поэтому первоочередным этапом калькулирования является группировка затрат.

Прежде  всего все затраты организации  подразделяются по видам деятельности:

По основной деятельности – это затраты, включаемые в издержки производства продукции основной деятельности;

Затраты на капитальные вложения – на строительство зданий, капитальный ремонт основных средств. Эти затраты организации на продукцию по основной деятельности не включаются.

По экономической  роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные:

Основные - затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства;

Накладные - затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управления им (общепроизводственные и общехозяйственные).

По способу  включения в себестоимость продукции  затраты подразделяются на прямые и  косвенные:

Прямые - затраты, которые связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и др.;

Косвенные - затраты, которые не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно, условно.

По отношению  к объему выделяют переменные и условно-постоянные затраты:

Переменные - расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции;

Условно-постоянные - расходы, размер которых почти не зависит от изменения объема производства продукции.

По составу (однородности) затраты бывают одноэлементные и комплексные:

Одноэлементные - затраты, состоящие из одного элемента (заработная плата, амортизация и т.д.);

Комплексные - затраты, состоящие из нескольких элементов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят и заработная плата и износ здания и др.).

По участию  в процессе производства затраты  делятся на производственные и внепроизводственные:

Производственные - расходы, связанные непосредственно с процессом производства продукции на предприятии;

Внепроизводственные (коммерческие) - расходы, связанные с реализацией продукции покупателям.

Производственные  и внепроизводственные расходы  образуют полную себестоимость товарной продукции.

По эффективности  выделяют затраты производительные и непроизводительные:

Производительные - затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства;

• Непроизводительные расходы являются следствием недостатков  в технологии и организации производства.

Исходя  из экономического содержания затраты  группируются по экономическим элементам  и калькуляционным статьям.

Группировка по элементам используется в общеэкономических  расчетах. Она позволяет выявлять совокупные материальные затраты, перенесенные на вновь созданный продукт, а также затраты живого труда. По этой группировке составляются плановая смета и отчет по фактическим затратам на производство.

По экономическим  элементам затраты классифицируются:

• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);  
• расходы на оплату труда;  
• отчисления на социальные нужды;  
• амортизация основных фондов;  
• прочие затраты.

Подразделение затрат по статьям калькуляции используется для аналитического учета производства и калькуляции себестоимости  продукции.

Классификация затрат по калькуляционным статьям:

1. Сырье и  материалы;  
2. Возвратные отходы (вычитаются);  
3. Покупные изделия и полуфабрикаты;  
4. Топливо и энергия на технологические цели;  
5. Амортизация основных средств;  
6. Основная заработная плата производственных рабочих;  
7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;  
8. Отчисления на социальные нужды;  
9. Расходы на подготовку и освоение производства;  
10. Общепроизводственные (цеховые) расходы;  
11. Общехозяйственные (заводские) расходы;  
12. Потери от брака;  
13. Прочие производственные расходы;  
14. Коммерческие расходы.
 

ПРОЦЕСС УЧЕТА ЗАГОТОВЛЕНИЯ.

Процесс снабжения с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой осуществление предприятием текущих затрат, связанных с заготовлением и приобретением производственных запасов.

      Расходы на приобретение основных  средств выделяют в самостоятельный объект — капитальные вложения. Они учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

      Одной из основных задач учета процесса заготовления является исчисление фактической себестоимости приобретенных материально-производственных запасов (МПЗ).

      Фактическая себестоимость МПЗ,  приобретенных за плату, складывается  из сумм, уплачиваемых в соответствии  с договором поставщику, и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). ТЗР включают: суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением; таможенные пошлины; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации; затраты по доставке, по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

      Согласно Инструкции по применению  Плана счетов бухгалтерского  учета, материалы учитываются  на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам.

      Выбор варианта ведения учета  материальных запасов определяется  учетной политикой предприятия.  Для предприятий с небольшой номенклатурой материальных запасов текущий учет ведется по фактической себестоимости (без НДС и акцизов). На крупных и средних предприятиях с материалоемким производством такой вариант не приемлем из-за многономенклатурности материалов и разной периодичности их поступления и расходования. Поэтому текущий учет заготовления и приобретения МПЗ ведется по учетным ценам. Учетные цены разрабатываются предприятием самостоятельно исходя из плановой себестоимости приобретения, средних покупных или договорных цен и записываются в номенклатуру-ценник. Номенклатура-ценник — систематизированный перечень наименований материалов с их полной характеристикой (марка, сорт,

размер), номенклатурным номером и учетной  ценой.

     При учете материалов по учетным  ценам дополнительно используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Предприятия с небольшой номенклатурой материальных запасов и ТЗР могут вести учет отклонений непосредственно на счете 10 «Материалы», на отдельном субсчете.

     Таким образом, различают два  варианта синтетического учета процесса заготовления:

Информация о работе Сущность и содержание бухучета в совершенных условиях хозяйствования