Управленческий анализ в отраслях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

авленческие решения занимают одно из центральных мест в теории управления. Считая организацию инструментом управления, многие специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.
Цель данной контрольной работы – изучить теоретические вопросы принятия управленческих решений. В рамках достижения данной цели решим следующие задачи:

- рассмотрение вопроса о выборе управленческого решения об ассортименте продукции с учетом ограничения по фонду рабочего времени,

- рассмотрение состава решений, принимаемых на основе маржинального подхода в управленческом анализе.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Выбор управленческого решения об ассортименте продукции с учетом ограничения по фонду рабочего времени 4
1.1. Управленческие решения. Общие сведения 4
1.2. Ограничения при принятии решений по ассортименту 9
2. Состав решений, принимаемых на основе маржинального подхода в управленческом анализе 16
2.1. Маржинальный анализ 16
2.2. Методики принятия управленческих решений 24
Заключение 29
Литература 30

Работа содержит 1 файл

КР9091602(к)к.р. Управл. анализ в отраслях.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, могут изменяться отдельные  статьи, отнесенные к постоянным, от одного периода к другому вне  зависимости от колебания выпуска  продукции (рост арендной платы, повышение  расходов на рекламу, увеличение расходов по хранению материалов и товаров и пр.)

     Более наглядно содержание постоянных и переменных затрат отражено на рис. 1.

     Взаимосвязь постоянных и переменных затрат можно  представить уравнением первой степени:

      Z =a + b * x,    (1)

     где Z - сумма затрат на производство продукции;

  1. абсолютная сумма постоянных затрат на анализируемый период;
  2. ставка переменных расходов на единицу продукции;

     x - объем производства продукции. 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Содержание постоянных и переменных затрат  

     Формула (1) показывает, что сумма постоянных затрат является фиксированной для всего объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с изменением объема производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально росту объема производства.

      Переменные расходы в себестоимости  всего выпуска растут пропорционально  изменению объема производства, зато в себестоимости единицы продукции  они имеют постоянную величину:

     C1 = (a + b*x)/x = a/x + (b*x)/x = a/x + b.

     где C1 – себестоимость единицы продукции;

     а - абсолютная сумма постоянных затрат на анализируемый период;

     b - ставка переменных расходов на единицу продукции;

     x - объем производства продукции.

     Более наглядно зависимость видов затрат от изменения объемов продукции  можно рассмотреть на рис. 2. 

     

     Рис. 2. Графики зависимости видов затрат от изменения объема продукции 

     Если  рассматривать ситуацию роста производства и реализации продукции, то можно  отметить, что он вызывает соответствующий  рост переменных расходов при потреблении  большего объема сырья и материалов, трудовых производственных затрат и тому подобное, и становится при этом источником их покрытия. Рост маржинальной прибыли в этих условиях даст положительный финансовый результат. Постоянные расходы в условиях расширения масштабов бизнеса так же могут возрасти. Бизнес будет признан обоснованным лишь при опережающем росте выручки от продаж. Сдерживание роста постоянных расходов при наращении реализации продукции будет способствовать генерированию дополнительной прибыли, так как будет действовать эффект операционного рычага. 8

     Операционный  рычаг проявляется в том, что  любое изменение выручки от продаж (объемов продаж) порождает более  сильное изменение прибыли. Вместе с тем СОР отражает степень  предпринимательского риска: чем больше значение силы операционного рычага, тем выше предпринимательский риск. Для доказательства этого утверждения преобразуем формулу СОР:

      СОР = = = = = .

     Становится  очевидной прямая функциональная зависимость силы операционного рычага от постоянных расходов. Таким образом, для улучшения финансового состояния предприятия необходимо предпринимать все возможные меры по снижению постоянных затрат, что теоретически при росте производства сделает предприятие более прибыльным, в том числе и за счет снижения постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции.

     Маржа покрытия (маржинальная прибыль) - разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными  затратами, приходящимися на реализованную продукцию - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов.

     Чем больше ее величина, тем больше вероятность  покрытия постоянных затрат и получения  прибыли от производственной деятельности.

      С ее помощью можно правильнее ранжировать  отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

     Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы + Прибыль,

     Из  формулы видно, что:

      Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.

     Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности. Для факторного анализа изменения ее величины можно использовать следующие модели:

      - на единицу продукции (удельная  маржинальная прибыль)

     МП  ед. =pi - bi ;

      - на весь объем продаж i-гo вида  продукции

     МПi = VРПi * (pi - bi);

      - в целом по предприятию

     МПобщ. = ∑VРПi * (pi - bi) = ∑VРП общ. * Удi*(pi - bi),

     где МП - сумма маржи покрытия;

     p - цена единицы продукции;

     b - переменные затраты на единицу продукции ( себестоимость);

     VРП - физический объем реализованной  продукции;

     Удi- удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

     Расчет  влияния данных факторов покажет  вклад каждого из них в формирование общей суммы маржи покрытия отчетного  периода. По данным моделям можно  оценивать степень чувствительности ее величины к изменению соответствующих факторов в прогнозном периоде.

     Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволяет  более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад  в генерирование общей маржи покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. При полном калькулирования себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня вследствие того, что очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других - занижается. Принятые на этой основе изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, т.е. могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия.

     Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к выручке (маржинальная рентабельность) является важным инструментом принятия решений. Если предприятие увеличит продажи продукции с более высокими значениями данного показателя, то оно получит более высокую сумму покрытия, а соответственно, и более высокую сумму прибыли. Поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения оптимального финансового результата.9

     Влияние уровня удельной маржинальной прибыли  на операционную прибыль (РN) можно отразить следующим образом:

      PN=N - Sперем - Sпост=

       

     где N - выручка от продажи продукции;

     Sперем - переменные затраты;

     Sпост - постоянные затраты;

     qi - объем продукции в количественном выражении i-того вида;

     pi - цена единицы продукции i-того вида;

     S’перемi - удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции i-того вида;

     Р’маржi - удельная маржинальная прибыль в расчете на единицу продукции i-того вида;

     N - количество видов продукции.

     Как видно из преобразований, показатель удельной маржинальной прибыли –  своеобразный коэффициент, усиливающий  влияние изменения количества продукции на прибыль.10

     2.2. Методики принятия  управленческих решений

 

     Методика  анализа рентабельности, применявшаяся  и применяемая на многих предприятиях также не учитывает взаимосвязь  «затраты - объем - прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, в результате чего происходит изменение рентабельности под воздействием данного фактора.

     Для анализа рентабельности продукции  в целом по предприятию используем следующую факторную модель: 

     

     где R – рентабельность продукции;

     П – прибыль от реализации продукции;

     З – затраты.

     Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно  использовать следующую модель: 

     

     где Rоб – рентабельность оборота продукции;

     П – прибыль от реализации продукции;

     В – выручка от реализации.

     Как уже отмечалось, большое значение для оценки эффективности производства имеет показатель маржинальной рентабельности (MR), который рассчитывается отношением маржи покрытия к выручке от реализации продукции. Для факторного анализа данного показателя можно использовать следующие модели:

     а) в целом по предприятию 

       

     б) отдельного вида продукции 

       

     Анализ  рентабельности операционного капитала производится по следующей факторной  модели: 

       

     где KL - средняя сумма операционного  капитала;

     MR – маржинальная рентабельность;

     MRi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции;

     Коб. - коэффициент оборачиваемости капитала.

     Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей рентабельности состоит  в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. 11

     Рассмотрим  еще одну из методик принятия управленческого решения, которая помогает обосновать аналитические расчеты и сделать результаты более наглядными и понятными.

     Рассмотрим  ее. Если сумму прибыли представить в виде формулы: 

      П = Рn * (p - S’перем ) - Sпост = Рn * Смп - Sпост, 

      где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (Рn), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту: 

     Рn1 * Смп 1 - Sпост1 = Рn2 * Смп2 – Sпост2, 

     то  объем продаж можно найти следующим  образом: 

       

     Можно также определить объем продаж, при  котором общая сумма затрат будет  одинаковой по различным вариантам  управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам: 

      Рn1 * S’перем1 + Sпост1 = Рn2 * S’перем2 + Sпост2, 

     Тогда искомый объем продаж находят следующим образом: 

Информация о работе Управленческий анализ в отраслях