Управленческий учет и контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия "контроллинг", реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления. Поставленная цель может быть достигнуто через выполнение следующих задач:раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга, выявления основных особенностей процесса контроллинга в деятельности предприятий,рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении затратами предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………………3 Глава 1. Теоретические основы контроллинга……………………..…………………...4
1.1 Сущность, цели и функции контроллинга ……………………….………………...4
1.2 Стратегический и оперативный контроллинг…………………...……………..…...6
1.3 Отличие контроллинга от управленческого учета………………………………….9
1.3 Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия…………………………………………..……………..…………………….9
1.4 Расчет затрат в контроллинге……………………………………..………………...14
Глава 2. Применение методологии контроллинга на практике.
Функционально – стоимостной анализ деятельности ООО «Оберег………..….…...21
2.1 Функции аптеки «Оберег»………………………………………………..…………21
2.2 Источники информации в организации. Распределение затрат..………..………..23
2.3. Предложения по внедрению системы контроллинга на примере
ООО «Оберег».…………………………………………………..................................….31
Заключение……………………………………………………………….…………...38 Список используемой литературы…………………..………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсач пример.docx

— 109.52 Кб (Скачать)

      -оформление  и оценка стратегии и принятие  стратегических решений.

      Оформление  и оценка стратегий – на этой фазе фиксируется исходная ситуация, потенциалы и «стратегические» люки. Люк - разность между возможными реальными  результатами.

      Стратегическое  решение принимается после устранения люков через реструктуризацию или  через создание новой структуры (реинжиниринг). Осуществляется на основе плановых показателей путем сравнения  факта и плана. Большую роль играет сравнение с нормативами. Стратегически  контроль ведется не только по предприятию  в целом, но и по его подразделениям. При этом возникает проблема измерения  показателей и их интеграции.

      Стратегический  контроль предполагает формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки.

      Лозунг оперативного контроллинга можно сформулировать как – «Делать дело правильно».

      Функции – достижения конкретных целей и решение задач.

      Показатели – результаты (прибыль, рентабельность, ликвидность).

      Временные рамки – относительно краткосрочный период.

      Он  охватывает все функциональные области  с последующей интеграцией:

  • Контроллинг оперативного маркетинга (исследования и продвижение) – контроль результатов – эффективность работы на сегментах (объект контроллинга – перевод в прямые затраты), эффективность маркетинговых мероприятия / затрат на них
  • Контроллинг логистики – поставки, оценка эффективности закупок / затраты на закупки, логистический анализ производства и т.п.
  • Финансовый контроллинг – поддержание рентабельности и ликвидности предприятия, сбалансированной структуры капитала, план-баланс и потоков по видам деятельности, текущий (средне и краткосрочный) бюджет, объединяющий (интеграционный) по видам деятельности и выплат-платежей, поддержание ликвидных резервов для ликвидации дефицита (коэффициенты ликвидности и т.п.)
  • Контроллинг инвестиций – проект контроллинг, т.е. оценка и оперативное управление инвестиционными проектами

      Инструменты, применяемые при оперативном контроллинге:

  • АВС-анализ
  • XYZ – анализ
  • Анализ по точке безубыточности,
  • Метод расчета сумм покрытия,
  • Финансовый анализ
  • Факторный анализ

      Оперативный управленческий учет и контроль – система выбранных показателей должна предоставлять менеджерам информацию о том, как идет продвижение к намеченным целям. Кроме того, система должна предупреждать об выявленных проблемах – препятствиях на пути этого продвижения и сигнализировать об ухудшении ситуации.

Таблица 1 дает сводную картину отличий двух видов контроллинга:

 

Таблица 1.

Признаки Стратегический Оперативный
Организационная иерархия Высшее руководство Все уровни с  упором на средний
Неопределенность Существенно выше Меньше
Вид проблем Проблемы слабо структурированы Относительно хорошо структурированы
Горизонт Долгосрочные и среднесрочные аспекты Среднесрочные и краткосрочные аспекты
Информация В основном из внешней  среды  В основном внутри предприятия
Альтернативы Широкий спектр Спектр ограничен
Охват Концентрация  на отдельных важных позициях Все функциональные области с последующей интеграцией 
Детализация Невысокая Относительно большая
Индикаторы Потенциалы успеха Эффективность и риски: прибыль, рентабельность, ликвидность  и т.п.

      Системы показателей оценки деятельности предприятия  в контроллинге должны отражать результативность деятельности и быть ориентированы на прогнозирование будущей деятельности и принятие решений.

      Среди финансовых показателей в контроллинге различают показатели:

      1. Логико–дедуктивные:

  • Дюпон
  • Pyramid Structure of Ratios
  • ZWEI и т.п.

      2. Эмпирико–индуктивные – например, раннего прогнозирования возможной неплатежеспособности предприятий (Бивер, Альтман, Camel –для банков). 

      1.4    ОТЛИЧИЕ КОНТРОЛЛИНГА ОТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

      Функции управленческого учета реализуются  планово-экономическим, финансовым и  иными отделами предприятия. В управленческом учете комплексно используются такие  источники информации, как материалы  бухгалтерского учета и отчетности, данные статистического учета и  отчетности, техническая документация, административная информация, материалы  из внешних источников.

      На  основе материалов управленческого  учета топ-менеджеры не только принимают решения по текущим вопросам, но и разрабатывают стратегические цели, осуществляют стратегическое и текущее планирование. Вместе с тем, как показывает практика, стратегически ориентированное управление предприятием нуждается в комплексном информационно-аналитическом, организационном и методологическом сопровождении, которое не может быть обеспечено в полной мере в рамках управленческого учета. Эту потребность призван удовлетворять контроллинг, который представляет качественно новую, наиболее эффективную форму поддержки функций управления предприятием.

      В концепции контроллинга развиты и углублены основы управленческого учета. Но, прежде всего, сформирован принципиально новый подход к обслуживанию информационных потребностей менеджмента по всем функциям управления предприятием, среди которых ключевую роль играет стратегическое планирование. Контроллинг создает наиболее совершенную информационно-аналитическую базу стратегически ориентированного управления предприятием, не подменяя и не отрицая значимости управленческого учета.

      Наиболее  существенные отличия контроллинга от управленческого учета состоят в следующем:

      Контроллинг ориентирован на поддержку функции управления по обеспечению устойчивого эффективного развития предприятия в долгосрочной перспективе путем разработки долгосрочных прогнозов, оценки сценариев развития на перспективу, участия в формировании стратегических планов, мониторинге хода реализации планов, анализа результатов выполнения плана и оценки причин отклонений. Управленческий учет преимущественно обеспечивает комплексную отчетность о текущем состоянии и текущих процессах на предприятии, включает элементы плановых и контрольных расчетов. Эта информация может быть использована в качестве данных о стартовых условиях при разработке стратегического плана.

      Контроллинг обеспечивает учет и анализ влияния, как внутренних условий, так и факторов внешней среды на производственную деятельность и конкурентоспособность предприятия в настоящем и в отдаленной перспективе. Это позволяет предусмотреть в стратегических планах задачи по продвижению товаров на целевые рынки. Управленческий учет ограничен преимущественно комплексным анализом текущего состояния внутренней среды предприятия, что может служить при планировании основанием для экстраполяции трендов развития на краткосрочную перспективу.

      Контроллинг должен оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды предприятия, формировать и обосновывать предложения о необходимых корректировках стратегических и текущих планов в соответствии с меняющимися условиями. Основной целью управленческого учета является обеспечение менеджмента предприятия и служб контроллинга текущей внутренней информацией.

      Важным  направлением деятельности в контроллинге является совершенствование и внедрение новых инструментов и методов экономического анализа, прогнозирования и планирования. В управленческом учете не разрабатывается методологический аппарат, а лишь используются существующие приемы и методы работы с экономической информацией. 

      1.4   КОНТРОЛЛИНГ КАК МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

      Общеизвестно, что в зависимости от решаемых задач предприятие может быть рассмотрено с различных точек  зрения, например:

  • Как система движения товарно-материальных ресурсов;
  • Как социально-технологическая система;
  • Как система движения финансов и т.д.

      Естественно, каждая точка зрения рождает свой способ учета и управления на предприятии.

      Основные  этапы работ по постановке системы  контроллинга:

      Диагностика

      Типичными проблемами, с которыми сталкивается большинство предприятий, являются:

  • Отсутствие "прозрачности" системы учета затрат, позволяющей установить причины их возникновения и определить их экономически оправданную величину;
  • Недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала на снижение уровня   затрат и повышение эффективности деятельности компании;
  • Низкая оперативность получения фактической информации о текущей деятельности филиалов и компании в целом (расчеты, наличие финансовых ресурсов и т.п.);
  • Несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы

внутренней  финансовой отчетности;

  • Недостаточно высокая финансовая дисциплина линейных подразделений;
  • Недостаточная эффективность и несистематичность процедур планирования доходов, расходов и финансовых потоков;
  • Недостаточная отлаженность системы первичного документооборота.
 

      Анализ  эффективности существующих систем, методик и  процедур

      Система учета затрат - исследование возможности  управления затратами с целью  повышения прибыльности компании.

      Организация учета - изучение соответствия системы  требованиям подготовки внешней  и внутренней отчетности, оперативности  и достоверности используемой информации, необходимого уровня аналитики.

      Система планирования доходов, расходов и финансовых потоков - оценка ее эффективности с  точки зрения контролируемости, обеспечения  ресурсами, подготовки планов и т.п.

      Результат: определение проблем и их взаимосвязи ("дерево проблем") по каждому из направлений.

      Разработка  предложений и рекомендаций:

      На  основе проведенных исследований разрабатываются  следующие документы:

      1.1. Рекомендации по выделению внутри  компании Центров финансового  учета, 

      основных  принципов их функционирования (полномочия, ответственность, система стимулирования), а также необходимых изменений  в организационно-функциональной структуре.

      1.2. Концепция развития систем учета  затрат и определения финансовых  результатов, планирования доходов,  расходов и финансовых потоков.

      1.3. Варианты предложений по совершенствованию  корпоративной системы учета  (включая конфигурацию и параметры  Информационной системы) и их  обоснование.

      1.4. Развернутый план мероприятий  по внедрению предложенных рекомендаций, развитию информационной системы  и корпоративной системы учета  (на следующие этапы работы).

      1.5. Оценка экономического эффекта  от внедрения предложенных вариантов.

Информация о работе Управленческий учет и контроллинг