Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Для обозначения 
данной категории споров ныне используются 
различные термины: административно-правовой 
спор, спор о праве административном, административный 
спор, управленческий спор, споры в сфере 
управления (ст. 22 АПК 1992 г.) и т.д. В контексте 
действующего ГПК РСФСР 1964 г. под такими 
спорами следует понимать споры, возникающие 
из административно-правовых отношений. 
Однако этот термин носит весьма условный 
характер, поскольку в предмет судебного 
разбирательства по этим делам включаются 
не только спорные административно-правовые, 
но и иные публично-правовые отношения 
(налоговые, таможенные, конституционно-правовые 
и т.д.). 
В теоретическом 
плане понимание 
К сторонникам формального 
подхода относят обычно Г.Еллинека, 
понимавшего под 
Предметный подход 
опирается на две основных предпосылки:  
на различие между 
частным и публичным правом;  
на то, что органы 
государственного управления применяют 
в основном публичное, прежде всего 
административное право.  
Согласно этому 
подходу административный спор отсутствует, 
если органами исполнительной власти 
применяется частное право, и может существовать 
даже тогда, когда акт принят не органом 
государственного управления, а иной организацией, 
но этим актом применяются нормы административного 
права, вследствие чего спор приобретает 
административно-правовой характер. Отсюда 
делается вывод, что спор считается административным, 
если юридический вопрос, составляющий 
существо спора, является вопросом административного 
права2. 
Административно-правовой 
спор можно интерпретировать как 
юридический конфликт, характеризующийся 
такими чертами:  
возникает из конфликтных 
регулятивных правоотношений, имеющих 
властную или договорную природу (при 
нарушении административно-
имеет своим источником 
противоречие, вызванное действительным 
или предполагаемым неправомерным поведением 
одной из сторон;  
выражается в разногласиях 
сторон по поводу административных прав 
и обязанностей или/и законности 
административных актов;  
инициируется юридически 
значимым заявлением, предусмотренным 
соответствующими нормами права и оформляющим 
правовое притязание;  
имеет в качестве 
легальной основы право на оспаривание 
неправомерных действий, включающее 
три правомочия:  
право на защиту субъективных 
прав от какого-либо незаконного посягательства 
или ущемления;  
право требовать 
от государства, его органов соблюдать 
и охранять гарантированные законом 
права, свободы, интересы,  
право прибегнуть к 
принудительной силе государства для 
защиты прав и законных интересов 
от неправомерных действий (и решений) 
субъектов административного правоотношения;  
осуществляется в 
рамках определенных правовых процедур;  
разрешается компетентным 
юрисдикционным органом путем признания 
несоотвествующим закону правового 
поведения сторон и восстановления 
нарушенного права.  
Таким образом, административный 
спор - это разногласия, возникающие между 
участниками управленческих правоотношений 
в связи с нарушением, применением или 
толкованием норм административного права. 
Эти разногласия выражаются в расхождении, 
несходстве правовых позиций участников 
управленческого правоотношения по поводу 
их административных прав и обязанностей 
или/и законности правоприменительного 
либо нормативного административного 
акта. Эти разногласия связаны с тем, что 
административными действиями или решениями 
нарушены или предположительно нарушены 
субъективные права и обязанности частных 
лиц, либо с тем, что на них незаконно возложена 
какая-либо юридическая обязанность, либо 
они незаконно привлечены к какой-либо 
юридической ответственности. 
Содержание и виды 
административных споров 
Содержание административного 
спора включает три основных элемента: 
стороны (субъекты), предмет и основания. 
Одной из сторон в 
административном споре всегда выступает 
носитель государственной публичной 
власти (орган, должностное лицо). Между 
ним и частным лицом регулятивные административно-правовые 
отношения складываются на основе власти 
и подчинения. Сторонами могут выступать 
и два государственных органа, например, 
в спорах по вопросам компетенции. 
Предметом административного 
спора являются субъективные права 
и обязанности, относительно которых в 
связи с принятым административным актом 
возникли разногласия, а также вопрос 
о законности самого административного 
акта. Кроме того, в предмет административного 
спора могут входить вопросы о нарушении 
административным актом законных интересов. 
Основание административного 
спора - это фактическая сторона 
правового конфликта, которая обозначает 
различные по своему правовому действию 
обстоятельства спорной ситуации. 
Факты основания 
можно условно подразделить на три 
группы:  
1) факты правовой 
характеристики спорных 
2) факты легитимации, 
определяющие стороны как 
3) факты правопрепятствования, 
правонарушения, создающие "помехи" 
реализации прав и законных интересов 
граждан и нормальному функционированию 
объективного правопорядка.  
В основании спора 
можно выделить две основные группы 
нарушений административным органом 
обязанности издавать правомерные акты. 
Во-первых, это правонарушения, 
связанные с ущемлением прав и 
законных интересов граждан. 
К ним можно отнести:  
прямое нарушение 
административными актами прав и 
законных интересов граждан, охрана 
которых гарантируется законом;  
сужение (умаление) прав 
и законных интересов граждан 
при их конкретизации в нормативных 
и индивидуальных актах по сравнению 
с объемом, предоставленным законом;  
отказ в предоставлении 
или ненадлежащее предоставление административных 
средств правовой охраны субъективного 
права под предлогом отсутствия правовой 
регламентации его реализации или защиты 
и т.д.  
Во-вторых, группа правонарушений, 
которые связаны с нарушением 
норм, устанавливающих компетенцию 
административных органов, формы, процедуры 
и цели административной деятельности. 
К этой группе можно 
отнести правонарушения, выражающиеся:  
в несоответствии принятых 
актов нормам действующего законодательства;  
в принятии этих актов 
неполномочным органом, т.е. вне уровня 
предоставленной компетенции 
нарушение процедуры 
принятия акта;  
несоответствие актов 
цели закона и т.д.  
Административные 
споры могут быть классифицированы 
по различным критериям. В основу 
классификации может быть положен 
критерий их принадлежности к определенным 
сферам административной деятельности. 
В этом случае можно выделить споры налоговые, 
финансовые, таможенные, пенсионные и 
т.д. 
Административные 
споры можно подразделить на имущественные 
(например, налоговые) и неимущественные 
(избирательные споры). В зависимости от 
сущности, причин возникновения возможна 
классификация этих споров на споры о 
праве, связанные с реализацией и применением 
норм административного права и споры 
о факте (например, установлении юридических 
фактов, касающихся публично-правового 
статуса гражданина или организации). 
Важное значение имеет деление административных 
споров на споры в связи с сомнением в 
правомерности односторонних административных 
актов и споры, возникающие из административных 
договоров. В зависимости от участников 
административные споры можно подразделить 
на споры между частными лицами и административными 
органами и споры, где сторонами являются 
государственные, муниципальные и иные 
публичные органы и учреждения. 
Рассмотрение административных 
споров в судах общей юрисдикции 
В настоящий момент 
нормы, регулирующие производство в 
судах общей юрисдикции по делам, 
возникающим из административно-правовых 
отношений, содержатся в следующих 
нормативно-правовых актах:  
Закон "Об обжаловании 
в суд действий и решений, нарушающих 
права и свободы граждан" 1993 г.;  
Гражданский процессуальный 
кодекс (нормы главы 23, главы 24, а 
также главы 24-1, практически полностью 
воспроизводящей нормы Закона об 
обжаловании 1993 г.);  
Закон "Об основных 
гарантиях избирательных прав и 
права на участие в референдуме граждан 
РФ" (ст. ст. 63-65);  
Закон "О выборах 
Президента РФ" (ст. 79-81) и др.  
В соответствии с 
действующим законодательством 
общие суды рассматривают 4 основных 
категории административных споров:  
споры, возникающие 
в связи с нарушением прав и свобод граждан 
действиями и решениями государственной 
администрации;  
споры по поводу правомерности 
(законности) наложения административных 
наказаний;  
споры, возникающие 
из избирательных правоотношений;  
споры по поводу законности 
нормативных актов органов исполнительной 
власти. Соответственно, в рамках административного 
судопроизводства в общих судах можно 
выделить четыре вида производств.  
Производство по 
делам об обжаловании в суд 
действий и решений, нарушающих права 
и свободы граждан 
В соответствии с 
Законом от 27 апреля 1993 г. возможно обжалование 
любых актов (действий и решений) 
государственных органов и 
действий (решений), 
проверка которых отнесена законом 
к исключительной компетенции Конституционного 
Суда РФ;  
действий (решений), 
в отношении которых 
Конституционный Суд 
(ст. 125 Конституции РФ) рассматривает 
дела о соответствии Конституции 
РФ:  
федеральных законов;  
нормативных актов 
Президента РФ, Федерального Собрания, 
Правительства РФ;  
конституций, уставов 
и иных нормативных актов субъектов 
РФ, изданных по вопросам ведения органов 
государственной власти РФ и совместного 
ведения органов 
Конституционные суды 
субъектов РФ рассматривают дела 
аналогично Конституционному Суду РФ 
применительно к 
Предметом оспаривания 
в суде могут быть любые административные 
действия, а также решения как 
индивидуального, так и нормативного характера. 
В качестве "действий" выступают 
два вида мероприятий, осуществляемых 
органами публичной администрации. Во-первых, 
это мероприятия, которые связаны с фактическим 
физическим воздействием на какие-либо 
материальные объекты (перемещением, воспрепятствованием 
перемещению, трансформацией, воспрепятствованием 
трансформации, повреждением, уничтожением, 
воспрепятствованием повреждению, уничтожению 
таковых, опечатыванием таковых, иным 
воспрепятствованием доступа к таковым 
либо пользованию таковым). Во-вторых, 
это мероприятия, связанные с воздействием 
непосредственно на личность гражданина: 
тело, сознание, психику.