Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Основаниями для 
оспаривания нормативного акта в 
суд являются:  
1) несоответствие 
закону;  
2) нарушение этим 
актом прав и законных 
3) принятие акта 
с нарушением компетенции и 
установленного порядка;  
4) несоответствие 
акта закону по существу.  
Требование о признании 
нормативного акта недействительным может 
сочетаться с другими мерами защиты, 
например с требованием о возмещении 
убытков, либо оно может носить самостоятельный 
характер, если интерес субъекта права 
сводится лишь к самой констатации недействительности 
акта, препятствующего реализации права. 
С заявлением о признании нормативного 
акта недействительным в суд могут обратиться 
юридические лица, государственные органы 
и органы местного самоуправления, прокурор. 
В судебной практике сложилось правило, 
что сроков для оспаривания нормативных 
актов не существует, поскольку отношения, 
возникающие в связи с изданием нормативного 
акта являются длящимися. 
При рассмотрении споров 
о законности нормативных актов 
суд вызывает в судебное заседание 
заявителя (гражданина, представителя 
организации, прокурора), а также должностное 
лицо или руководителя органа, издавших 
оспариваемый акт, либо их представителя. 
Дело, возбужденное по заявлению прокурора 
в интересах конкретного лица, рассматривается 
судом с обязательным участием этого лица. 
Неявка участников процесса в судебное 
заседание без уважительных причин не 
является препятствием для рассмотрения 
дела, но суд может признать явку этих 
лиц обязательной. Спор рассматривается 
в 10-дневный срок судом в коллегиальном 
составе либо судьей единолично с согласия 
лиц, участвующих в деле. 
Суду нет необходимости 
обязывать орган или 
Признание нормативного 
акта недействительным относится к 
таким способам защиты прав и законных 
интересов, применение которых позволяет 
предупредить или пресечь нарушение 
субъективных прав и восстановить уже 
нарушенные в конкретном случае права 
и законные интересы. Этот способ защиты 
права необходимо отличать от неприменения 
судом акта государственного органа или 
органа местного самоуправления при рассмотрении 
любого конкретного дела. Неприменение 
правового акта судом относится к таким 
способам, цель которых подтвердить (удостоверить) 
защищаемое право либо прекратить (изменить) 
обязанность. Суд во всех случаях не должен 
применять незаконные акты любых государственных 
органов и органов местного самоуправления, 
в том числе и такие, признание которых 
недействительными не относится к его 
подсудности. Так, акты министерств и ведомств 
не могут быть признаны недействующими 
районным судом, однако последний не вправе 
применять эти акты, если они противоречат 
закону. 
Административная 
юрисдикция арбитражных судов 
Арбитражные суды являются 
специализированными 
Арбитражно-процессуальный 
кодекс (АПК) РФ 1995г. относит к подведомственности 
арбитражных судов следующие 
виды административно-экономических 
споров или (по терминологии, принятой 
данным кодексом) экономических споров, 
вытекающих из административно-правовых 
отношений:  
о признании недействительными 
(полностью или частично) ненормативных 
актов государственных и иных 
органов, не соответствующих законам 
и иным нормативным правовым актам 
и нарушающих права и законные 
интересы организаций и граждан;  
о признании не подлежащим 
исполнению исполнительного или 
иного документа, по которому взыскание 
производится в бесспорном (безакцептном) 
порядке;  
об обжаловании 
отказа в государственной регистрации 
либо уклонения от регистрации в 
установленный срок организации или гражданина 
и в других случаях, когда такая регистрация 
предусмотрена законом;  
о взыскании с 
организаций и граждан штрафов 
государственными и иными органами, 
осуществляющими контрольные 
о возврате из бюджета 
денежных средств, списанных органами, 
осуществляющими контрольные 
Параметры административной 
юрисдикции арбитражного суда определяются 
не только подведомственностью 
Критерием разграничения 
компетенции ВАС РФ и компетенции 
арбитражных судов является родовая 
подсудность дел, позволяющая методом 
исключения установить подсудность 
административных дел арбитражным 
судам субъектов РФ. Эти суды рассматривают 
в первой инстанции практически все 
дела, возникающие из административно-правовых 
отношений, за исключением тех, которые 
отнесены к ведению ВАС РФ. При этом ВАС 
РФ не может принять к своему производству 
и разрешить дело, подсудное арбитражному 
суду субъекта федерации. Арбитражные 
суды субъектов федерации являются основным 
звеном системы арбитражных судов, и в 
их структуре также образуются судебные 
коллегии и судебные составы по делам, 
возникающим из административно-правовых 
отношений. Третье звено в системе арбитражных 
судов - федеральные арбитражные суды 
округов, которые не вправе рассматривать 
по первой инстанции никакие дела. Их назначение 
- проверка в кассационной инстанции законности 
решений арбитражных судов субъектов 
РФ, принятых ими в первой и апелляционной 
инстанциях, а также рассмотрение дел 
по вновь открывшимся обстоятельствам. 
В их структуре также действуют судебные 
коллегии по административным делам, а 
в рамках данной коллегии могут быть образованы 
соответствующие судебные составы. 
Для исков к государственным 
органам и органам местного самоуправления, 
вытекающих из административно-правовых 
споров, установлена исключительная подсудность 
(ч.3 ст.29 АПК). Они предъявляются не по месту 
нахождения соответствующего органа, 
а в арбитражный суд этого субъекта федерации. 
В аналогичном порядке предъявляются 
административные иски о признании недействительными 
актов иных органов, расположенных на 
территории другого субъекта РФ. Такой 
иск подлежит рассмотрению в арбитражном 
суде субъекта федерации, к которому относится 
данный орган, а не по месту его фактического 
нахождения. 
Участники административного 
судопроизводства в арбитражном 
суде - это те субъекты, которые непосредственно 
заинтересованы в исходе административного 
дела. Они выступают в процессе 
от своего имени и способны влиять 
на его ход благодаря предоставленному 
им комплексу процессуальных прав. 
В состав участников 
административного 
суд (судьи), непосредственно 
разрешающий конкретное административное 
дело;  
лица, участвующие в 
деле (стороны, третьи лица - ст.32 АПК), защищающие 
свои либо чужие права и законные интересы 
и имеющие юридическую заинтересованность 
в исходе дела;  
представители, которые 
обеспечивают лицам, участвующим в 
деле, возможность их участия и 
представляют их интересы;  
иные участники 
процесса, содействующие осуществлению 
правосудия (свидетели, эксперты, переводчики 
и т.д.).  
В любом административно-правовом 
споре, рассматриваемом арбитражными 
судами, имеются как минимум две 
стороны, одна из которых обязательно 
представлена государственным и иным 
органом. Эти органы могут выступать в 
двух качествах: либо в качестве истца, 
либо в качестве ответчика. В качестве 
истца они участвуют процессе путем предъявления 
иска в защиту государственных и общественных 
интересов (ст.42 АПК), т.е. выступают от 
своего имени в защиту прав других лиц. 
Право на обращение 
в арбитражный суд с исковым 
заявлением в защиту интересов государства 
и общества государственные и 
иные органы имеют только в случаях, 
предусмотренных законом. Так, антимонопольные 
органы имеют право обращаться в суд с 
исками по делам, связанным с нарушением 
антимонопольного законодательства, с 
признанием недействительными актов органов 
управления (ст.12 Закона РФ "О конкуренции 
и ограничении монополистической деятельности 
на товарных рынках"). С исковым заявлением 
могут обращаться также налоговые органы 
(ст.104 Налогового кодекса), таможенные 
органы (ст.367 Таможенного кодекса) и др. 
Основанием вступления государственных 
и иных органов в судебный процесс является 
их заинтересованность в исходе дела, 
вытекающая из возложенных в силу компетенции 
обязанностей и властных полномочий. 
Государственные органы, 
защищая публичные интересы, участвуют 
в деле в качестве стороны в 
силу императивности их компетенции. Иными 
словами, государственный орган не может 
не осуществлять возложенные на него юридическими 
нормами права и обязанности, поскольку 
они даны ему не для обслуживания собственных 
интересов, а для деятельности во благо 
общества. Так, налоговый орган, выявив 
налоговое правонарушение, не может не 
привлечь нарушителя к ответственности, 
т.е. обязан реализовать свои властные 
полномочия. Однако орган не может взыскать 
с него налоговую санкцию самостоятельно 
(денежный штраф), ибо закон обязывает 
сначала предложить налогоплательщику 
добровольно уплатить соответствующую 
сумму налоговой санкции с указанием срока 
и порядка ее уплаты. Если нарушитель отказывается 
в добровольном порядке уплатить штраф, 
то налоговый орган в силу своей компетенции 
обязан обратиться с иском в суд. В свою 
очередь, налогоплательщик вправе (ст. 
ст. 137 и 138 Налогового кодекса) оспорить 
в суде решение о привлечении к налоговой 
ответственности и требование об уплате 
налоговой санкции, положенных в основу 
предъявленного к нему иска. Отсутствие 
такого искового заявления со стороны 
нарушителя не дает налоговому органу 
права произвести взыскание штрафа в бесспорном 
порядке11. 
Таким образом, предъявляя 
иски в арбитражный суд, государственные 
органы не только обязаны реализовать 
возложенные на них полномочия, но 
и должны действовать в пределах своей 
компетенции. 
В административном 
судопроизводстве государственный 
орган может выступать в роли 
ответчика по спорам, предусмотренным 
п. 8, 10, 11, 13 ч.2 ст.22 АПК. На практике иски 
организаций, граждан-предпринимателей 
к государственным органам сводятся чаще 
всего к требованию признать недействительными 
те или иные индивидуально-правовые акты 
этих органов. В основании таких исков 
лежат доказательства нарушения данными 
органами законов или иных нормативных 
актов посредством совершения неправомерных 
действий или принятия неправомерных 
индивидуально-правовых актов. 
Государственные органы 
могут выступать в качестве ответчиков 
при предъявлении иска не только организациями 
и гражданами-
Процессуальные особенности 
разрешения административных споров в 
арбитражных судах 
В отличие от административного 
судопроизводства в общих судах, 
дела, возникающие из административно-правовых 
отношений, разбираются в арбитражных 
судах в порядке искового производства. 
При данном процессуальном порядке 
заявляемые требования рассматриваются 
как административные иски12. Под административным 
иском в этом случае понимается спорное 
правовое требование одной стороны к другой, 
вытекающее из публичного материально-правового 
отношения, основанное на юридических 
фактах и предъявляемое в арбитражный 
суд для рассмотрения и разрешения в порядке 
административного судопроизводства 
в целях защиты нарушенного права. 
Специфическими особенностями 
искового административного