Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Под решениями понимается 
изданный соответствующим властным 
субъектом акт, выраженный в объективной 
форме (устной или письменной), содержащий 
определенное указание (установление) 
и влекущий юридические и/или фактические 
последствия (либо порождающий возможность 
наступления таковых), причем - независимо 
от предмета ведения и/или уровня компетенции 
издавшего такой акт органа (должностного 
лица). В соответствии с Законом от 27 апреля 
1993 г. можно обжаловать как индивидуальные, 
так и коллегиальные решения, в том числе 
выраженные в форме правовых актов, которые, 
в свою очередь, могут быть как нормативно-правовыми, 
так и индивидуально-правовыми. 
Весьма важен также 
вопрос о круге прав и свобод, 
которые могут быть нарушены этими 
властными действиями и решениями. 
Данный круг не сводится лишь к правам 
и свободам, закрепленным в Конституции 
РФ. В него входят также иные права, 
предусмотренные как отраслевым российским 
законодательством, так и международными 
нормами, относящимися к правам человека 
(ст. 32 Конституции РФ). 
Законом от 27 апреля 
1993 г. (ст. 4) и ГПК (ст.239.4) предусматривается 
альтернативный порядок оспаривания 
неправомерных действий государственных 
органов и должностных лиц: гражданин 
может обратиться непосредственно в суд 
либо в вышестоящую инстанцию, а затем, 
в случае отказа или неполучения от нее 
ответа, - в суд. Обращение в суд с заявлением 
на незаконные действия и решения административных 
органов (должностных лиц) в соответствии 
со ст. 239.4 и ст. 115 ГПК Конституционный 
Суд называет обращением в порядке административного 
судопроизводства9. Оформление заявления 
(жалобы) должно соответствовать общим 
правилам оформления иска (ст. ст. 126, 127 
ГПК). 
Для обращения в 
суд устанавливаются следующие 
сроки:  
три месяца со дня, когда 
гражданину стало известно о нарушении 
его прав;  
один месяц со 
дня получения из вышестоящей 
инстанции уведомления об отказе 
в удовлетворении жалобы или со дня 
истечения месячного срока после подачи 
жалобы, если на нее не был получен письменный 
ответ.  
Закон от 27 апреля 1993 
г. устанавливает альтернативную подсудность 
административных дел: гражданин сам 
выбирает, в какой суд ему обратиться 
- по месту жительства или по месту нахождения 
административного органа. Заявление 
может быть подано как самим гражданином, 
так и по его просьбе надлежащим уполномоченным 
представителем, в том числе представителем 
общественной организации, трудового 
коллектива. 
Возбужденные на 
основании этой статьи дела суд рассматривает 
в 10-дневный срок. Заявление (жалоба) 
рассматривается судом в 
При удовлетворении 
заявления (жалобы) судья обязывает 
соответствующее должностное 
Производство по 
делам об оспаривании действий государственных 
постановлений административных органов 
и должностных лиц в связи 
с наложением административных наказаний 
Порядок рассмотрения 
судом этих дел регулируется гл. 24 ГПК 
(ст. ст. 236-239). В ст. 236 ГПК устанавливается, 
что данные жалобы рассматриваются судом 
только в случаях, предусмотренных законом, 
т.е. в том числе и в случаях, предусмотренных 
ст. 30.1 КоАП РФ. 
КоАП предполагает 
альтернативную подведомственность этих 
дел в случае вынесения постановления 
должностным лицом и исключительно судебную 
подведомственность дел по постановлениям, 
вынесенным коллегиальными органами. 
Причем в случаях, если жалобы на постановления 
по делу об административном правонарушении 
поступили в суд и вышестоящему должностному 
лицу, то жалобы рассматривает суд. 
Жалоба (заявление) должна 
быть подана в течение 10 дней со дня 
вынесения постановления о 
Жалоба оформляется 
в соответствии со ст. ст. 126-127 ГПК 
и не облагается госпошлиной. Ее подача 
в установленный срок приостанавливает 
исполнение постановления об административном 
наказании до рассмотрения дела. Судья 
выносит определение о приостановлении 
производства взыскания до вступления 
решения суда, вынесенного до вступления 
решения суда, вынесенного по жалобе, в 
законную силу (ст. 361 и 363 ГПК). Копия определения 
должна быть направлена должностному 
лицу или административному органу. 
Жалоба по делу о 
наложении административного 
При ее разбирательстве 
ст. 30.6 КоАП предусматривает следующий 
порядок процессуальных действий:  
1) объявляется, кто 
рассматривает жалобу, какая жалоба 
подлежит рассмотрению, кем подана 
жалоба;  
2) устанавливается явка 
физического лица или законного представителя 
физического лица или законного представителя 
юридического лица, в отношении которых 
вынесено постановление по делу, а также 
явка вызванных для участия в рассмотрении 
жалобы лиц;  
3) проверяются полномочия 
законных представителей физического 
или юридического лица, защитника и представителя;  
4) выясняются причины 
неявки участников 
5) разъясняются права 
и обязанности лиц, 
6) разрешаются заявленные 
отводы и ходатайства;  
7) оглашается жалоба 
на постановление по делу об 
административном 
8) проверяются на 
основании имеющихся в деле 
и дополнительно 
9) в случае участия 
прокурора в рассмотрении дела 
заслушивается его заключение.  
При рассмотрении дела 
судья не связан доводами жалобы и проверяет 
дело в полном объеме. Он исследует обстоятельства, 
относящиеся как к административному 
правонарушению, так и к личности лица, 
его совершившего, и, в частности, выясняет:  
произведено ли административное 
взыскание на основании закона и управомоченным 
на то органом (должностным лицом);  
был ли соблюден установленный 
порядок привлечения к 
совершил ли заявитель 
нарушение, за которое законом установлена 
административная ответственность;  
виновен ли он в совершении 
этого нарушения и какова степень 
его вины;  
соответствует ли наложенное 
взыскание тяжести совершенного 
административного 
учтены ли при 
этом личность виновного, его семейное 
и имущественное положение;  
не истекли ли 
сроки давности для наложения 
взыскания.  
Обязанность доказывания 
возлагается на государственный 
орган (должностное лицо): он должен 
обосновать правомерность привлечения 
заявителя к административной ответственности 
и адекватность наложенного взыскания. 
По итогам судебного разбирательства 
судья вправе: а) отменить наложенное взыскание; 
б) оставить жалобу без удовлетворения; 
в) снизить размер взыскания. Решение суда 
оглашается немедленно после его вынесения. 
Производство по 
делам о защите избирательных прав 
и права на участие в референдуме 
Данное производство 
регламентируется гл. 23 ГПК (в ред. Закона 
от 7 июля 2000 г.). Статья 233 ГПК определяет 
подсудность этих дел общим судам 
в соответствии со ст. 114 - 116 ГПК и 
другими федеральными законами. 
В число заявителей 
по избирательным спорам включаются: 
избиратели, кандидаты, их доверенные 
лица, избирательные объединения 
и блоки, их доверенные лица, иные общественные 
объединения, инициативные группы по проведению 
референдума, наблюдатели. 
Все эти субъекты вправе 
обратиться в суд, полагая, что решением 
или действием (бездействием) органа государственной 
власти, органа местного самоуправления, 
общественных объединений, избирательной 
комиссии, комиссии референдума, должностного 
лица нарушаются избирательные права 
и право на участие в референдуме. 
Статья 234 ГПК устанавливает 
общее правило, согласно которому заявление 
может быть подано в течение трех 
месяцев со дня, когда заявителю 
стало известно или должно было стать 
известным о нарушении 
Во-первых, заявление 
в связи с неправильностями в 
списках избирателей (участников референдума) 
должно быть рассмотрено в трехдневный 
срок со дня его подачи, но не позднее 
дня голосования, а в день голосования 
- немедленно. 
Во-вторых, заявления, 
поданные в суд в ходе избирательной кампании 
или подготовки референдума, должны быть 
рассмотрены в пятидневный срок со дня 
их подачи, но не позднее дня, предшествующего 
дню голосования, а поступившие в день 
голосования или в день, следующий за днем 
голосования, - немедленно. В случае, если 
факты, содержащиеся в заявлении, требуют 
дополнительной проверки, решение по заявлению 
принимается не позднее, чем в десятидневный 
срок. 
В-третьих, заявления 
на решение избирательной 
В-четвертых, решение 
по делу о расформировании 
Процессуальные особенности 
рассмотрения дел об оспаривании 
нормативных актов 
В качестве объекта 
оспаривания в этих делах выступают 
нормативные акты, проверка которых 
на соответствие Конституции РФ и 
закону не отнесена к ведению Конституционного 
Суда РФ и Арбитражного Суда. Конституционный 
Суд проверяет отнесенные в ст. 125 Конституции 
РФ к его компетенции акты исключительно 
на предмет их соответствия Конституции 
РФ, а не всем иным нормативным актам, имеющим 
большую юридическую силу. 
Компетенция общих 
и арбитражных судов в связи 
со спорами о законности нормативных 
актов разграничивается в соответствии 
с выработанным судебной практикой 
общим правилом: дела о признании 
нормативных актов 
Подсудность споров 
о недействительности (незаконности) 
нормативных актов