Административная ответственность, её сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является попытка разобраться в особенностях административной ответственности, выявить взаимосвязь административного правонарушения, административной ответственности, административного взыскания и рассмотреть сущность привлечения к административной ответственности на конкретных примерах судебной практики.

Работа содержит 1 файл

Административная ответственность.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

      Административный  арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Административный арест назначается судьей в соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ.

      Административный  арест устанавливается и назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп в соответствии с положением ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

      Административный  арест является самым суровым  административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. В соответствии с ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ срок административного задержания включается в срок административного ареста.

      Административный  арест предусмотрен, в частности: за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего или сотрудника уголовно-исполнительной системы; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила и др.

      Применение  административного ареста не влечет судимости и не является основание для увольнения с работы. [93, 10]

      Административное  выдворение за пределы  РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном или контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ в соответствии с ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ.

      Административное  выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами в соответствии с положение ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ.

      Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей в соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ. [25, 12]

      Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ.

      В соответствии с ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

      Статьями  Особенной части КоАП РФ дисквалификация  предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное  или преднамеренное банкротство, неправомерные  действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др. [371, 9]

      Административное  приостановление  деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг согласно  ч.1 ст. 3.12 КоАП РФ.

      Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      Административное  приостановление деятельности устанавливается  на срок до девяноста суток в соответствии с. ч.2 ст.3.12 КоАП РФ.  

     1.6 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения

     Особую  роль при назначении обоснованного  и справедливого административного  наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

     Смягчение ответственности за административное правонарушение означает смягчение наказания в пределах санкции той статьи Особенной части КоАП РФ, которой установлена ответственность за данный вид проступка.

     Согласно  ст. 4.2 КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  1. раскаяние виновного лица (добровольное сообщение виновным лицом о совершенном им административном правонарушении);
  2. предотвращение виновным лицом вредных последствий административного правонарушения (добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда);
  3. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  4. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  5. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

     При этом судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

     Усиление  ответственности за административное правонарушение означает усиление наказания в пределах санкции той статьи Особенной части КоАП РФ, которой установлена ответственность за данный вид проступка.

     Согласно  ст. 4.3 КоАП обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое виновное лицо уже подвергалось административному наказанию;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган или должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

     Данные  обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

     Перечень  обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим  в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. [61, 11] 

     1.7 Освобождение от административной ответственности.

     Презумпция  невиновности

      Государство предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от административной ответственности.

      Основанием для освобождения от административной ответственности является крайняя необходимость в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. В частности, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.

      В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ исключает  административную ответственность  невменяемость.

     Выделяют  два критерия невменяемости:

  1. Медицинский – указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности человека. Классифицируется на:
    • хроническое психическое расстройство (в частности, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и иные длительные формы расстройства психики, имеющие устойчивый характер и тенденции к прогрессированию);
    • временное психическое расстройство (в частности, алкогольный психоз, временное расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением и прочие болезненные заболевания психики, заканчивающиеся выздоровлением);
    • слабоумие (врожденный – олигофрения, либо приобретенный  дефект психики – деменция, проявляющийся в слабости интеллекта);
    • иное болезненное состояние психики (различного рода заболевания, не являющиеся психическими, но сопровождающиеся временным расстройством психики).
  2. Юридический – заключаются в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (интеллектуальный аспект), а также руководить ими (волевой аспект).

     Не  подлежит административной ответственности  физическое лицо, которое во время  совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. [76, 11]

      Ст. 2.9 КоАП РФ устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности  лиц, совершивших административные правонарушения при малозначительности проступка. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. То есть судья, орган, должностное лицо, полномочный решать по существу, имеет право применять к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия.

      Своеобразным  «освобождением» от административной ответственности является пропуск  юрисдикционным органом и его  должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначение административного наказания, то есть привлечения виновного к административной ответственности.

      Согласно  ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся административном правонарушении (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.

      Эти сроки не распространяются на нарушения законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

Информация о работе Административная ответственность, её сущность