Административное право в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение отрасли административного права как отрасли системе российского права.

Содержание

Введение 3
1. Методы, функции и источники административного права 6
2. Понятие и особенности административно-правовых отношений. 9
3. Юридические факты в административном праве. 16
4. Виды административно-правовых отношений. 17
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

AdmPravo.docx

— 49.37 Кб (Скачать)

______________________________________________

Кафедра административного и таможенного  права 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Административное право»

на тему «Административное право в системе российского права» 

              Выполнил: студент 2-го курса  
               

              Проверил: __________________________

                     (инициалы, фамилия преподавателя)

              Оценка     

              Подпись  

              «____» _________________ 2011 г. 
               
               
               

Санкт-Петербург

2011 
Оглавление

Введение 3

1. Методы, функции и источники административного права 6

2. Понятие и особенности административно-правовых отношений. 9

3. Юридические факты в административном праве. 16

4. Виды административно-правовых отношений. 17

Заключение 26

Список использованных источников 27 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере  управленческой деятельности органов  и должностных лиц по исполнению публичных функций государства  и муниципальных образований. Административное право как наука — это составная  часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений  о законах, регламентирующих отношения  в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности  и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного  права, об истории и перспективах развития.

       В дореволюционной России данная отрасль  права именовалась также полицейским  правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит  к кругу наук о государстве  и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего  управления»[4, c.5].

       Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения  урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву - регулирование  отношений, связанных с преступлением  и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль  правовой системы России. Отрасли  права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.

       Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

       Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия  на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую  форму; регламентация правовой нормой действий (поведения)  сторон этого  отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

       Однако  следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой  для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

       - права и обязанности сторон  данных отношений связаны с  деятельностью исполнительных органов  государства и других субъектов  исполнительной власти;

       - всегда одной из сторон в  таких отношениях выступает субъект  административной власти (орган,  должностное лицо, негосударственная  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

       - административные правоотношения  практически всегда возникают  по инициативе одной из сторон;

       - если произошло нарушение административно-правовой  нормы, то нарушитель несет  ответственность перед государством;

       - разрешение споров между сторонами,  как правило, осуществляется в  административном порядке.

       - административные правоотношения  являются властеотношениями, построенные  на началах “власть-подчинение”,  где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является  в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими  приоритетами государственно-управленческой  деятельности. 
 

       Целью данной работы является рассмотрение отрасли административного права как отрасли системе российского права.

       Задачи:

    1. Определить методы, функции и источники административного права.
    2. Определить, понятие и особенности административно-правовых отношений.
    3. Определить виды административно-правовых отношений.
 
 

 

      1. Методы, функции и источники административного права

 

       Административное  право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в  сфере государственного управления.

       Как и любую из отраслей права, административное право также можно разделить  на основные части, такие как методы, функции и источники права.

       К методам административного права  относятся:

       1) Предписание: установление определенного  порядка действий - предписание к  действию в соответствующих условиях  и надлежащим образом, предусмотренным  данной административно-правовой  нормой. Несоблюдение такого порядка  не влечет за собой юридические  последствия, на достижение которых  ориентирует норма;

       2) Запрет: запрещение определенных  действий под страхом применения  соответствующих юридических средств  воздействия (например, дисциплинарной  или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы  граждан на рассмотрение тем  должностным лицам, чьи действия  являются предметом жалобы; виновные  должностные лица несут за  нарушение данного запрета дисциплинарную  ответственность;

       3) Дозволение: предоставление возможности  выбора одного из вариантов  должного поведения, предусмотренных  административно-правовой нормой. Как  правило, данный метод рассчитан  на регулирование поведения должностных  лиц, причем последние не вправе  уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления  самостоятельности при решении,  например, вопроса о применении  к лицу, совершившему административное  правонарушение, той или иной  меры административного воздействия  (наказания) либо освобождения  его от ответственности; Также  Дозволение выражается в предоставлении  возможности действовать (или  не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

       К функциям административного права  относятся:

       1. Правоисполнительная функция, предопределяемая  тем, что административное право  есть юридическая форма реализации  исполнительной власти.

       2. Правотворческая функция, являющаяся  выражением наделения субъектов  исполнительной власти полномочиями  по административному нормотворчеству.

       3. Организационная функция, проистекающая  из организационного характера  государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

       4. Координационная функция, имеющая  своей целью обеспечение разумного  и эффективного взаимодействия  всех элементов регулируемой  административным правом сферы  государственного управления.

       5. Правоохранительная функция, обеспечивающая  как соблюдение установленного  в сфере государственного управления  правового режима, так и защиту  законных прав и интересов  всех участников регулируемых  управленческих отношений. [9]

       Административное  право, выполняя свои функции, руководствуется  основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые  закреплены в Конституции РФ.

       Источниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом[8, с.25].

       На  федеральном уровне:

       а) Конституция РФ;

       б) общепризнанные принципы и нормы  международного права, международные  договоры РФ;

       в) постановления Конституционного Суда РФ;

       г) федеральные конституционные законы;

       д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

       е) нормативные указы Президента РФ; ж) нормативные акты палат Федерального Собрания РФ;

       з) нормативные постановления Правительства  РФ; и) нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти (в  соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается); к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ). На региональном уровне:

Информация о работе Административное право в системе российского права