Административное право в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение отрасли административного права как отрасли системе российского права.

Содержание

Введение 3
1. Методы, функции и источники административного права 6
2. Понятие и особенности административно-правовых отношений. 9
3. Юридические факты в административном праве. 16
4. Виды административно-правовых отношений. 17
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

AdmPravo.docx

— 49.37 Кб (Скачать)

       Само  «подчинение» управляемой стороны  отношения «управляющей» может  выражаться неодинаково. Так, в буквальном смысле о нем можно говорить как  об организационной подчиненности (связи между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между  ними и подведомственными им предприятиями  и т.п.). Но и отсутствие такой подчиненности (соподчиненности) не отрицает возможности  возникновения между сторонами  отношений вертикального характера. Как уже отмечалось, в порядке  межотраслевого управления осуществляется властная координация работы организационно не соподчиненных органов. Налицо, следовательно, координационная подчиненность. Аналогичная  картина наблюдается и во взаимоотношениях между органами административного  надзора (милиция, федеральные надзоры) и организационно не подчиненными объектами. Здесь отчетливо проявляется поднадзорность (подконтрольность) как одно из проявлений фактической подчиненности, ибо веления надзорных органов юридически обязательны.

       Следует учитывать также и то, что граждане или общественные объединения, естественно, организационно не подчиненные исполнительным органам, фактически обязаны выполнять  требования, выражаемые в соответствующих  юридически-властных волеизъявлениях  последних.

       Таким образом, все вертикальные административно-правовые отношения в различном объеме выражают юридическую зависимость  одной стороны от другой. Это —  логическое и фактическое следствие  закрепленного административно-правовыми  нормами неравноправного положения  управляющих и управляемых.

       б) Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны  фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют  юридически-властные веления одной  стороны, обязательные для другой.

       Возможны  ли такого рода отношения в сфере  государственного управления, не выпадают ли они из общего русла административно-правового  регулирования? Несмотря на, казалось бы, прямое противоречие сущности такого регулирования его методам, а  также принципиальным особенностям административно-правовых отношений, в некоторых случаях стороны  подобных управленческих связей могут  быть равноправными. Но для признания  подобного факта необходимо учитывать  ряд определяющих обстоятельств.[7, с120]

       Прежде  всего, налицо должно быть действительное, а не формальное юридическое равенство  участников административно-правовых отношений (подобно гражданско-правовым отношениям), а также отсутствие выраженной в любой форме их соподчиненности. Все это — условия одинакового  правового уровня.

       Разумеется, вычленить горизонтальные отношения  из общей массы административно-правовых отношений довольно сложно. Да и  выражаются они не столь отчетливо, как вертикальные. Тем не менее  такая возможность имеется.

       Например, в работе исполнительных органов  складываются отношения между различными государственными служащими одинакового  должностного уровня, причем развиваются  они без «команд», т.е. без обязательных для других работников указаний (например, отношения между исполнителями  одного ранга). Конечно, они не всегда в достаточной мере юридизированы, но их прямая связь с управленческой деятельностью данного органа несомненна. В частности, такие отношения  возникают в интересах подготовки тех или иных материалов, справок, отчетов, проектов решений и т.п. Такого типа отношения складываются также между не соподчиненными исполнительными органами по поводу, например, подготовки совместных нормативных актов, по согласованию совместных управленческих мероприятий, по формированию межведомственных консультативных, совещательных и иных советов. Это — и отношения исполнительных органов с общественными объединениями на предмет, например, заключения или изменения тарифных соглашений с профсоюзами и т.п.

       Для отношений подобного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному  управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые  для принятия одностороннего юридически-властного  решения.

       Другая  группа подобных отношений возникает  после осуществления непосредственного  управляющего воздействия. Их цель —  создание условий, необходимых для  эффективной реализации принятого  в одностороннем порядке юридически-властного  решения. Это отношения по формированию межведомственных комиссий, по проведению совместных ревизий, по выработке иных совместных мер по исполнению правовых актов. Две названные группы административно-правовых отношений относятся к числу административно-процедурных.

       Горизонтальными по своему содержанию являются также  административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения  в рамках производства по жалобам  и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее  законодательство обеспечивает процессуально  равное положение сторон в таких  отношениях.

       Наконец, горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного  характера, носящие форму различного рода соглашений.

       Важным  элементом характеристики горизонтальных административно-правовых отношений  является то, что любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект —  субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного  юридически-властного акта (совместного  приказа) либо принятие полномочным  исполнительным органом (должностным  лицом) одностороннего юридически обязательного  решения по жалобе гражданина или  по делу об административном правонарушении. Отсюда — временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также  их вспомогательный характер по отношению  к основным вариантам административно-правовых отношений. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику отрасли административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права.

       Административное  право существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Административное  право. В.Я.Кикот. –М: Юнити-Дана, 2003
  2. Административное право. Под редакцией Ю.М.Козлова и Л.Л Попова. – М.: Юристъ, 1999
  3. Административное право. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.:Проспект, 2003
  4. Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПб., 1903
  5. Кодекс РФ об Административных Правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  6. Административное право — Попов Л. Л., Москва, 2005
  7. Иваньков А. Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция 2005
  8. Романов М.Л. Решения Конституционного Суда России в системе источников административного права // Административное право и процесс. 2006. № 2.
  9. [Электрон. ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия «Административное право» URL: http://ru.wikipedia.org/ 12.05.2011

Информация о работе Административное право в системе российского права