Административное право в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение отрасли административного права как отрасли системе российского права.

Содержание

Введение 3
1. Методы, функции и источники административного права 6
2. Понятие и особенности административно-правовых отношений. 9
3. Юридические факты в административном праве. 16
4. Виды административно-правовых отношений. 17
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

AdmPravo.docx

— 49.37 Кб (Скачать)

       а) конституции (уставы) субъектов РФ;

       б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

       в) законы субъектов РФ;

       г) нормативные акты высших должностных  лиц субъектов РФ;

       д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов РФ;

       е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ;

       ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и  функциональной компетенции; На муниципальном (местном) уровне:

       а) уставы муниципальных образований;

       б) нормативные акты представительных органов муниципального образования; в) нормативные акты главы муниципального образования;

       г) нормативные акты местной администрации.[9]

 

2. Понятие и особенности административно-правовых отношений.

 

       Административно-правовое отношение имеет ряд особенностей, которые могут служить основой  для их отграничения от других видов  правоотношений. Естественно, что эти  особенности обусловлены, прежде всего  той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются. Причем, они достаточно существенны, так  как оказывают на природу административно-правовых отношений определяющее влияние.[1 c55]

         В самом общем виде административно-правовое  отношение представляет собой  урегулированное административно-правовой  нормой управленческое общественное  отношение, стороны которого выступают  в качестве носителей взаимных  прав и обязанностей, установленных  и гарантированных административно-правовой  нормой.

         Налицо выражение одной из  существенных особенностей административно-правовых  отношений, а именно то, что  они представляют собой не  любое общественное отношение,  а управленческое, получившее юридическую,  в нашем случае — административно-  правовую окраску.

         В чем же конкретно состоят  особенности административно-правовых  отношений:

        1). Административно-правовые отношения  в отличие от иных правовых  отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е.  построенными на началах «власть  — подчинение» и это связано  с доминированием принципа юридического  неравенства сторон. Это действительно  так, ибо административно-правовое  отношение по общему правилу  невозможно без участия в нем  соответствующего представителя  исполнительной власти (исполнительного  органа, должностного лица), обладающего  такими полномочиями, каких нет  у другой стороны. Данный признак  предопределен важнейшими приоритетами  государственно-управленческой деятельности.

        2).Административно-правовое отношение  имеет специфическое субъектное  выражение, т.е. в нем есть  субъект наделенным властными  полномочиями (необходимых для осуществления  задач и функций управленческой  деятельности) и возможностями их  практического использования, формулирующий  соответствующие волеизъявления, адресуемые  обязанной стороне.

         Фактически все это означает, что в административно-правовых  отношениях прямо и непосредственно  выражается публично-правовой. Административно-правовые  отношения прямо связаны с  обеспечением управленческих целей  и задач государства. Но такого  рода задачи не могут выполняться  гражданами, негосударственными объединениями.  Они по силам только такому  субъекту, который, во-первых, действует  от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих  полномочий государственно-властного  характера.

         Из этого, в частности, вытекает  и следующая особенность административно-правовых  отношений: они не могут возникать  между гражданами или негосударственными  объединениями.

        3. Административно-правовые отношения,  как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание  связано с сущностными чертами  государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает  соподчиненность воль. Практически  это означает подчинение воли  участников совместной деятельности (общественная жизнь является  таковой) единой Управляющей воле. С одной стороны — авторитет  или господствующая воля субъекта  управления, а с другой — подчинение  ей воли всех иных участников  регулируемых управленческих отношений.  Отсюда и властный характер  этих отношений, причем власть (авторитет) является средством  волевого регулирования управленческих  процессов. Но в этих процессах  участвуют люди, наделенные волей  и сознанием; именно они совершают  определенные, предписанные административно-правовыми  нормами действия или воздерживаются  от них. А отсюда следует,  что объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых сфере реализации управленческой деятельности.

        4). Административно-правовые отношения,  будучи по своей сути управленческими,  имеют широкую сферу для своего  возникновения, изменения либо  прекращения. Это — сфера государственного  управления понятие, границы которого  и раньше, и в современных условиях  определяются объемом и направленностью  практической деятельности по  реализации государственного управления. Частично о ней можно судить, например, руководствуясь ст. 114 Конституции  РФ, в которой в самой общей  форме определяются основные  направления деятельности Правительства  РФ, осуществляющего исполнительную  власть в РФ, находясь на вершине  ее системы. 

         Следовательно, сфера государственного  управления охватывает все основные  направления экономической, социально-культурной  и административно-политической  работы, в которой задействованы  сотни тысяч различного рода  производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных  коллективов, миллионы граждан.  И уже в силу этого обстоятельства  она создает широчайший простор  для административно-правовых отношений,  живительной базой для которых  является управляемая сфера государственной  и общественной жизни.

        5).Для административных правоотношений  характерна предусматриваемая действующим  правом возможность выступать  в роли одного из элементов  общего механизма правового регулирования  или юридического (в данном случае  — административно-правового) опосредования  общественных отношений, относящихся  к предмету иных отраслей российского  права (например, зачисление на  работу, т.е. возникновение трудовых  правоотношений, оформляется управленческим  актом администрации и т.п.) отношений,  оформляется управленческим актом  администрации и т.п.).

        6) Для возникновения административно-правовых  отношений предусматриваются определенные  условия (в связи с широтой  государственного управления). Информация  о них содержится в соответствующих  административно-правовых нормах, регламентирующих  деятельность тех или иных  управленческих органов (должностных  лиц), или порядок совершения определенных  действий третьими лицами (например, гражданами). В этом смысле внимания  заслуживают два весьма существенных  момента:

       а) Административно-правовые отношения возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Это означает, что имеются в виду, прежде всего те нуждающиеся в упорядоченности отношения, в которых соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо) проявляет себя как функционально, так и компетенционно именно в качестве такового.

         б) Aдминистративно-правовые отношения возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами (должностными лицами) не любых функций, а исключительно управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных полномочий. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции

         право, юридически его «обслуживающее»,  становятся беспредметными-

       7.Административно-правовые  отношения по своей сути являются  организационными. Это качество  выражает их прямую связь с  практической реализацией функций  органов управления (исполнительной  власти), которые по своему назначению  направлены прежде всего на  организацию процесса правоисполнения.  Именно в рамках административно-правовых  отношений и происходит обеспечение этого процесса структурными (например, образование федерального органа исполнительной власти), кадровыми (например, назначение на государственные должности государственной службы), материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли в состоянии действовать реально и эффективно.

         Характерно, что административно-правовые  отношения несут на себе организационную  нагрузку в двух основных аспектах:

         а) «самоорганизация», т.е. организация  собственной работы всего исполнительного  аппарата, осуществляемая в рамках  административно-правовых отношений  между различными звеньями системы  исполнительных органов (например, повышение эффективности взаимодействия  территориальных органов, представляющих  интересы РФ, с органами исполнительной  власти ее субъектов и т.п.);

        6. организация, выходящая за рамки ее первого варианта и реализуемая в административно-правовых отношениях с участием иных коллективов и людей, так или иначе соприкасающихся со сферой государственного управления (например, регистрация возникающих негосударственных структур, создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан и т.п.).'

         По этим основным направлениям  через возникающие административно-правовые  отношения исполнительная власть  получает возможность оказывать  повседневное регулирующее и  организущее воздействие на поведение  управляемых. 

        8. Административно-правовые отношения «не закрыты» для кого-либо из возможных участников правовых отношений вообще. Наличие правомочий, представляемых административно-правовой нормой, либо возложение ею же определенных обязанностей — единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере государственного управления или же заинтересован в ее нормальном функционировании, может быть инициатором их возникновения либо прекращения. Это означает, что административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п.

         Особенностью же их является  то, что возникать они могут,  в отличие, например, от гражданско-правовых  отношений, вопреки желанию или  согласию второй стороны.

       9. Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Например, гражданин не согласен с действиями в его адрес со стороны исполнительного органа (должностного лица). Он, их оспаривает в установленном порядке (например, обжалует). Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору

       10. Если для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой, то для административно-правовых отношений установлен иной порядок. Нарушение одной из сторон такого правоотношения требований административно-правовой нормы не влечет ответственности одной стороны перед другой. Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности. [1 c80]

Информация о работе Административное право в системе российского права