Предмет и система административного права Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Содержание
Введение 3
1. Предмет административного права 5
2. Система административного права 11
3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования.


     Итак, целью данной работы является изучить  и определить значение административного  права для Российской Федерации. А также рассмотреть предмет  и систему, составляющую административное право. 
 

Содержание

Введение 3
1. Предмет административного права 5
2. Система административного права 11
3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  3

1. Предмет административного  права 5

2. Система административного  права 11

3. Место административного  права в правовой системе Российской  Федерации 14

Заключение 18

Список использованной литературы 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     12 июня 1990 года новый российский парламент, выражая волю граждан, провозгласил государственный суверенитет России на всей территории и заявил о решении создать правовое демократическое государство. Одним из шагов к правовому государству стало официальное провозглашение принципа разделения властей. В связи с этим меняется, несомненно, и административное право. Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. "Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” - писал в 1929г. В. Хоболевский. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.

     Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

     Итак, целью данной работы является изучить  и определить значение административного  права для Российской Федерации. А также рассмотреть предмет  и систему, составляющую административное право. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предмет административного права

     Между отраслями российского права  существуют основательные различия. Важнейшее из них: предмет регулирования, метод регулирования, принципы отраслевого  регулирования, цели отрасли права, субъекты отрасли права и отраслевых правоотношений, источники отрасли права, система отрасли права.

     Известно, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по характеру  общественных отношений, которые они  регулируют. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.1 Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли: метод регулирования, система отрасли и др. Не случайно большинство отраслей права получило название по особенности регулируемой совокупности общественных отношений, например трудовое, земельное, семейное, уголовно-процессуальное.

     В порядке первого приближения  к содержанию предмета административного  права можно предложить такое  определение. Это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации (органов исполнительной власти), муниципальной администрации (исполнительных органов местного самоуправления) и административного судопроизводства.

     Субъекты  публичной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую. Административным правом регламентируется основная - властная - деятельность государственной и муниципальной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров.

     Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной  деятельности исполнительной власти как  важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т.п. служащих государственного аппарата. 

     В зависимости от конкретных условий  возникновения управленческих отношений  можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:

     а) внутренние или внутрисистемные - это  отношения, связанные с формированием  управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;

     б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.

     В предмете административного права  в России четко выделяются три  группы общественных отношений, возникающих  при осуществлении регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации, охранительной деятельности публичной администрации, административного судопроизводства.

     Такой общий и частично условный подход к определению предмета административного  права нуждается в ряде уточнений.

     Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные  органы, а также ряд подчиненных  им учреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевых подразделений (полки дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.). Также, это руководители иных государственных и муниципальных органов, проводящие внутриорганизационную работу. Председатель представительного органа и тем более руководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда занимается не правосудием, а административной деятельностью. К государственной администрации относятся Администрация Президента РФ и Управление делами Президента РФ, Банк России, его главное управление и расчетно-кассовые центры. Также это администрации государственных и муниципальных учреждений и предприятий, осуществляющие руководство этими организациями и имеющие властные полномочия в отношении тех, кто пользуется их услугами. Следует, что под публичной администрацией понимается система органов государственной исполнительной власти и муниципальных исполнительных органов, а также осуществляющие административную власть иные органы, руководители всех муниципальных и государственных органов учреждений, предприятий, строевых подразделений. Можно сказать, что к публичной администрации относятся все существующие в РФ государственные и муниципальные органы, кроме представительных органов и судов, администрации представительных и судебных органов, государственных и муниципальных организаций.

     Деятельность  администрации двойственна. В ней  главное - созидательное начало, организация  нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, транспорт и др. Но важна и охранительная работа: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно предметом административного права являются обе стороны функционировании публичной администрации: созидательная и охранительная.

     Вся деятельность публичной администрации  направлена на исполнение законов, международных  договоров и актов правосудия.

     Публичная администрация и суды выступают  в отношениях с гражданами, разнообразными организациями. Административное право регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права сторон всех общественных отношений: и властных, и невластных субъектов.

     Публичная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она велика и разнообразна. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, властную деятельность администраций государственных и муниципальных предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, отношения, связанные с финансами - финансовое право. Поэтому административное право регулирует все отношения, возникающие в процессе функционирования публичной администрации, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права.

     Административное  право закрепляет систему средств  административного принуждения.

     К предмету административного права  относятся и отношения, связанные  с рассмотрением жалоб граждан во внесудебном порядке. Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно - правовые отношения с их авторами между собой.

     Все административно - правовые отношения можно разделить на три вида:

     внутриаппаратные  отношения. Соответствующие юридические  нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы  и методы внутриаппаратной работы;

     неаппаратные  отношения. Взаимоотношения органов  исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с  предприятиями, организациями любых  организационно-правовых форм, с гражданами;

     отношения, возникающие при осуществлении  административного судопроизводства. Административное судопроизводство - это рассмотренное судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.

     Обобщая, видно, что административное право - это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров, а также при осуществлении административного судопроизводства.

     Главная составляющая предмета административного права, его ядро - система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права - правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить и как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятельностью, а также при осуществлении административного судопроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Система административного права

     Каждой  самостоятельной отрасли права  присущи ее целостность, системность  и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределяли взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

     Административное  право - целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти  нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существуют субординация норм разной юридической силы: общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования общественных отношений.

     К числу основных принципов отрасли  относятся эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность  государства и личности.

     Основные  цели административного права можно  определить так:

     Создание  условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

Информация о работе Предмет и система административного права Российской Федерации