Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 03:09, курсовая работа

Описание работы

Начавшийся с принятием Конституции РФ 1993 года курс на построение правового государства потребовал переоценки концепции административного права, выработки качественно новых подходов к приведению в жизнь основных положений административной политики. Ряд проводимых реформ в правовой системе государства имеет целью достичь такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, а также другие социально-значимые ценности были бы реально действующими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ………………………………………...5
1.1. Понятие, цели и классификация административного наказания……………………………………………………………………….5
1.2. Классификация административных наказаний………………………8
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………………………………...13
2.1. Предупреждение как мера административного наказания…………...13
2.2. Административный штраф как мера административного наказания..14
2.3.Конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения как мера административного наказания…………………….…16
2.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания…………………………………………...18
2.5. Административный арест как мера административного наказания…19
2.6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как мера административного наказания……………………………………………………..21
2.7. Дисквалификация как мера административного наказания …………23
2.8. Административное приостановление деятельности………………….25
ГЛАВА 3. НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ………..27
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

АП Административное наказание.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Различаются следующие виды лишения  прав: охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3 КоАП РФ); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5 КоАП РФ); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 КоАП РФ и др.); управление автомототранспортными средствами (ст. 12.8 КоАП РФ); невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ) и др.

В качестве исключения из общего правила в соответствии с принципом гуманизма лишение специального права не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомочивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания.

Также государство гарантирует  лицам, для которых охота является основным законным источником средств  к существованию, что лишение  специального права в виде права  охоты не может к ним применяться, однако это не означает освобождения данной категории лиц от административной ответственности.

Органы, исполняющие постановление  судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного  административного наказания определены соответственно ст. ст. 32.5, 32.6 КоАП РФ.

 

2.5. Административный арест как мера административного наказания

 

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) является одним из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения. Кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). При этом важной гарантией защиты прав и свобод выступает то обстоятельство, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права, а соответственно, можно говорить о согласовании с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Объективно, что административный арест является исключительной мерой административного наказания и может назначаться лишь в исключительных случаях, когда применение иных мер воздействия признано недостаточным, однако суд далеко не всегда мотивированно применяет данную меру.14

Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания (ст. ст. 27.1, 27.3, 27.5 КоАП РФ) включается в срок административного ареста.

Как уже отмечалось ранее, административный арест не может  применяться к женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет. В отношении  мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, такой запрет не установлен, что стало предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Таким образом, из действующего правового регулирования следует, что, решая вопрос о назначении административного  ареста мужчине, самостоятельно воспитывающему детей в возрасте до 14 лет, суды общей  юрисдикции вправе и обязаны обеспечить должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя.

Лица, в отношении которых  применяется мера административной ответственности в виде административного  ареста (арестованные), содержатся под  стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке 15. Содержание осуществляется на основании Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке 16, при определении порядка и условий содержания административно арестованных лиц, их трудоиспользования, обеспечения их прав, исполнения ими своих обязанностей, а также выполнение задач законодательства РФ.

 

 

2.6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как мера административного наказания

 

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть назначена судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы РФ (ст. 23.10 КоАП РФ), органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного  наказания устанавливается в  отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства, в том случае если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Необходимо уточнить, что административное выдворение как  мера административного наказания  применяется за такие нарушения, как:

1) противоправные действия, идущие в разрез с интересами  обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы  или охраны общественного порядка;

2) в случае необходимости  охраны здоровья и нравственности  населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если грубо нарушалось  законодательство о правовом  положении иностранных граждан  в РФ, таможенное, валютное или  иное российское законодательство.17

Административное выдворение как вид административного наказания необходимо отличать от депортации иностранного гражданина (лица без гражданства). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из РФ случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ.

В целях реализации требований действующего законодательства РФ и  организации деятельности органов  внутренних дел и ФМС России было утверждено Наставление по организации  деятельности органов внутренних дел  Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 18.

Порядок исполнения постановления  об административном выдворении за пределы  РФ иностранного гражданина или лица без гражданства установлен КоАП РФ (ст. 32.10).

 

 

2.7. Дисквалификация как мера административного наказания

 

Дисквалификация заключается  в лишении физического лица права  замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом - мировым судьей 19.

В отношении применения дисквалификации законодателем  определены сроки возможного его  применения за грубое или неоднократное  злоупотребление указанным правом - от 6 месяцев до 3 лет.

Срок давности привлечения  к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).20

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность применения дисквалификации за следующие правонарушения:

- нарушение законодательства  о труде и об охране труда (ст. 5.27);

- фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

- неправомерные действия  при банкротстве (ст. 14.13);

- ненадлежащее управление  юридическим лицом (ст. 14.21);

- совершение сделок  и иных действий, выходящих за  пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

- нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (ч. 4 ст. 14.25).

Институт дисквалификации  в настоящее время находит  все более широкое распространение. Так, инициировано применение данной меры в отношении должностных лиц организаций за непредставление, пропуск срока предоставления или предоставление заведомо ложных сведений, носящих обязательный характер, в налоговые органы, за фиктивное банкротство.21

2.8. Административное приостановление деятельности

 

Административное  приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов.  22

Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.

Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (глава 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок - 5 дней - входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.

Судья может приостановить  деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Первое обстоятельство - это последствия, которые могут  наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего это угроза жизни  или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Второе обстоятельство - за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

И третье обстоятельство - тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное  нарушение.23

Информация о работе Административные наказания