Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 03:09, курсовая работа

Описание работы

Начавшийся с принятием Конституции РФ 1993 года курс на построение правового государства потребовал переоценки концепции административного права, выработки качественно новых подходов к приведению в жизнь основных положений административной политики. Ряд проводимых реформ в правовой системе государства имеет целью достичь такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, а также другие социально-значимые ценности были бы реально действующими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ………………………………………...5
1.1. Понятие, цели и классификация административного наказания……………………………………………………………………….5
1.2. Классификация административных наказаний………………………8
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………………………………...13
2.1. Предупреждение как мера административного наказания…………...13
2.2. Административный штраф как мера административного наказания..14
2.3.Конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения как мера административного наказания…………………….…16
2.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания…………………………………………...18
2.5. Административный арест как мера административного наказания…19
2.6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как мера административного наказания……………………………………………………..21
2.7. Дисквалификация как мера административного наказания …………23
2.8. Административное приостановление деятельности………………….25
ГЛАВА 3. НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ………..27
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

АП Административное наказание.doc

— 223.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ………………………………………...5

    1. Понятие, цели и классификация административного наказания……………………………………………………………………….5
    2. Классификация административных наказаний………………………8

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК  ИХ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………………………………...13

2.1. Предупреждение как мера административного наказания…………...13

2.2. Административный штраф как мера административного наказания..14

2.3.Конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения как  мера административного наказания…………………….…16

2.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания…………………………………………...18

2.5. Административный арест как мера административного наказания…19

2.6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как мера административного наказания……………………………………………………..21

2.7. Дисквалификация как мера административного наказания …………23

2.8. Административное приостановление деятельности………………….25

ГЛАВА  3. НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ………..27

Заключение …………………………………………………………………………32

Список используемой литературы…………………………………………………34

 

 

 

 

Введение

 

Начавшийся  с принятием Конституции РФ 1993 года курс на построение правового  государства потребовал переоценки концепции административного права, выработки качественно новых  подходов к приведению в жизнь  основных положений административной политики. Ряд проводимых реформ в правовой системе государства имеет целью достичь такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, а также другие социально-значимые ценности были бы реально действующими.

Вместе  с тем правовая охрана индивида не мыслима без защиты определенного  в законе общественного порядка, при котором только и возможны свободное и полное развитие личности. Система правовой охраны ценностей новой России должна быть организована с тем, чтобы лежащие в ее основе вопросы юридической ответственности прежде всего и любого иного государственно-властного реагирования решались во имя защиты как прав личности, так и заложенного в законе социального порядка. Очевидно, что в условиях правового государства юридическая ответственность приобретает двойную направленность: во-первых, - на защиту свобод и прав личности и, во-вторых, - на надежную охрану общественного правопорядка от нарушений.

Общеизвестно, что административные правонарушения - самые распространенные из всех видов  противоправных проявлений, что придает  вопросу борьбы с ними большую  значимость.

С принятием  нового КоАП РФ завершен необходимый  этап преобразования законодательства об административной ответственности.

Таким образом, актуальность работы заключается  в том, что в контексте административно-принудительных мер административное наказание - исключительный вид административного принуждения, характеризующийся высокой степенью карательного воздействия на правонарушителя.

Наряду  с этим в правовом государстве  административное наказание призвано выполнять не только карательную  функцию, но и своего рода выступать  гарантом должного признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, их объединений.

Объектом  исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере  применения административных наказаний.

Предмет исследования - теоретические, правовые, организационные основы по назначению, исполнению административных наказаний.

Целью является исследование теоретических, нормативных и правоприменительных  проблем назначения административных наказаний в условиях правового  демократического государства.

В интересах  достижения цели исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

- провести исследование понятие, сущность и содержание назначения административных наказаний;

- провести анализ современной системы административных наказаний, раскрыты социальное назначение и сущность административной ответственности в современном российском праве.

При проведении исследовательской  работы  использовались аналитический, исторический, сравнительно-правовой и иные научные  методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

 

    1. Понятие, цели и классификация  административного наказания

 

Административные  наказания являются одним из видов  административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях  предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица 1.

Административные  наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

Только административное наказание является установленной  государством мерой ответственности  за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую  оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание  административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.2

Содержание  административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствует о мягкости этих мер.

Вид и объем  ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными. Уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания  характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных  лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.

С рассмотренной  особенностью административного наказания  тесно связан и другой признак  этой санкции. Она применяется в  процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении административного правонарушения лицу (физическому или юридическому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение  административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает  особое значение при решении вопроса  о назначении административного  наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.3

Применение  административного наказания в  случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление  юридических последствий двух видов: 1) рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность; 2) рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

 

1.2. Классификация административных наказаний

 

Большое теоретическое  и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного  принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике. По мнению Севрюгина В.Е., четкая классификация мер административного принуждения необходима:

«Во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия.

Во-вторых, это имеет  большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности  воздействия на правонарушителей.

В-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

В-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.» 4

В административно-правовой литературе высказываются различные  точки зрения о классификации  мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди  них: «меры пресечения, административно-восстановительные меры и наказания.» Он отмечает, что “меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий”, “восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.» 5

И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация «не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия).» 6

Информация о работе Административные наказания