Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена на основе Настоящего Кодекса. Основные задачи работы:

Выявление основных признаков административного правонарушения. Рассмотреть сущность административного правонарушения и отграничение его от преступления.
Рассмотрение состава административного правонарушения, его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Определить критерии классификации и виды правонарушений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 70.95 Кб (Скачать)

     Административное  правонарушение и состав правонарушения не идентичные понятия. Правонарушение – конкретное деяние, совершаемое  в объективном мире. Состав правонарушения – логическая конструкция, нормативное  понятие о нем, наиболее существенные свойства реального деяния.

     Признаки  административного правонарушения, закрепленные нормами права, образуют сложный юридический состав, который  является единственным основанием административной ответственности.

     Административное  правонарушение состоит из объективных и субъективных признаков. К первым относится объект, объективная сторона, к последним – субъект и субъективная сторона.

     Таким образом, под составом административного правонарушения понимается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение. Если отсутствует хотя бы один из признаков, названных в правовой норме для конкретного состава, то отсутствует и состав и невозможно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП, которая закрепляет данный состав.

     Общее понятие состава административного  правонарушения изучается в Общей  части административно-деликтного права с целью дать теоретическую  основу для более основательного раскрытия содержания признаков  составов конкретных правонарушений, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

     Объект, объективная сторона, субъект и  субъективная сторона составляют структуру  проступка. Под структурой состава  правонарушения понимается совокупность элементов, позволяющих рассматривать  деяние в качестве административного  правонарушения.

     В юридической науке выделяют обязательные (общие) и специальные (факультативные) признаки состава.

     Обязательные  – это признаки, без которых  не может быть ни одного состава  правонарушения. Они в равной мере необходимы для любого состава. Такими признаками являются: вина в форме умысла или неосторожности, достижение определенного возраста субъектом проступка и его вменяемость.

     Специальные – это признаки, которые свойственны  всем, а присущи только определенным составам правонарушений. Специальные  признаки используются законодателем  при конструировании конкретных составов правонарушений, дополняя обязательные. К ним относятся: место, время, способ, орудия и средства совершения правонарушения, повторность совершения правонарушений.

     Все конкретные составы правонарушений в зависимости от признаков, характеризующих  элементы состава, можно подразделить на различные виды.

     По  особенностям конструкции объективной стороны различаются материальные и нематериальные составы правонарушений.

     Материальными считаются составы, в которых  объективная сторона включает деяние и его последствия. Например, статья 10.7 КоАП Республики Беларусь “Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана,  злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной  информации  при отсутствии признаков мелкого хищения”.[1]

     Нематериальными считаются признаки, объективная  сторона которых включает сам  факт совершения деяния вне зависимости  от дальнейших последствий, которые  могут быть вызваны этим деянием. Фактическое наступление последствий  не является обязательным признаком  состава и может влиять лишь на размер взыскания, применяемого к виновному лицу. Например, статья 10.1 КоАП Республики Беларусь “Самовольное пользование    недрами    либо   совершение   сделок, нарушающих право государственной собственности на недра”.[1]

     По  виду субъекта правонарушения составы можно разделить на общие, специальные и смешанные.

       К общим относятся те, субъектом которых являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Например, статья 23.24 КоАП Республики Беларусь “Предоставление иностранным гражданином или лицом без  гражданстваиностранной   безвозмездной   помощи  на  осуществление  деятельности, запрещенной законодательством Республики Беларусь”.[1]

     Специальные составы требуют присутствия  специального или отдельного субъекта правонарушения. Большую группу специальных  составов представляют должностные правонарушения. Например, статья 9.6 КоАП Республики Беларусь “Незаконный отказ должностного лица  в  предоставлении  гражданину собранных   в   установленном   порядке   документов   и   материалов, непосредственно затрагивающих его права свободы и законные  интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации”.[1]

     К смешанным составам относятся такие, которые допускают разные виды субъектов: физические, юридические лица, предприниматели. Например, часть 1 статьи 12.1 КоАП Республики Беларусь “Нарушение  индивидуальным  предпринимателем  или   должностным лицом  установленного  порядка  ведения  бухгалтерского  учета  (учета предпринимательской деятельности) и отчетности”.[1]

     По  форме вины составы правонарушений можно разделить на составы с умышленной, неосторожной и совмещенной формой вины.

     Согласно части 1 статьи 3.2 КоАП Республики Беларусь “Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние,  совершенное с прямым или  косвенным умыслом”.[1] 

       С неосторожной формой вины  состав правонарушения обозначен в статье 3.3 КоАП Республики Беларусь.

     По  способу отражения в законе признаков состава они делятся на простые и альтернативные.

     Простой состав содержит четкое указание на конкретное деяние. Например, статья 9.3 КоАП Республики Беларусь “Оскорбление, то  есть  умышленное  унижение  чести  и достоинства личности, выраженное в неприличной форме”.[1]

     Альтернативный  состав правонарушения описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них  образует объективную сторону правонарушения. Например, статья 11.33 КоАП Республики Беларусь “  Изготовление или сбыт поддельных билетов или иных  документов  на проезд пассажиров либо провоз грузов”.[1]

     По  мотиву поведения: корыстные и некорыстные.

     Корыстные составы связаны с извлечением определенной выгоды. Например, статья 12.16 КоАП Республики Беларусь “Обман покупателей,  заказчиков или иных  потребителей  работником индивидуального предпринимателя или юридического лица,  осуществляющих реализацию товаров,  выполнение работ или оказание услуг,  либо  обман потребителей индивидуальным предпринимателем,  осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей)”.[1]

     Некорыстные составы не связаны с извлечением  выгоды. Таких составов большинство.

2.1 Объект административного правонарушения

     Объект  административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической  защите общественно-правовые отношения.[3; c.33]

     Объектом  является то, на что посягает правонарушение, совершенное конкретным лицом. Всякое правонарушение прямо или косвенно посягает на общественные отношения.

     К объекту правонарушения относятся  такие общественные отношения, которые  урегулированы административно-деликтными нормами. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Он является необходимым элементом каждого состава административного правонарушения и играет существенную роль при квалификации деяния. Таким образом, безобъектных правонарушений не может быть.

     Виновное  лицо, совершая деяние, посягает на установленные  общественные отношения. Например, нарушение санитарных  норм,  правил  и  гигиенических  нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила посягает на отношения связанные со здоровьем людей.

      Таким образом, не физическое или юридическое  лицо является объектом посягательства, а общественные отношения, субъектами которых являются названные лица.

      Одним из элементов общественных отношений  выступают предметыматериальные и нематериальные ценности.

      Материальными предметами общественных отношений  являются вещи, нематериальными –  духовные, моральные, организационные  явления. Противоправное деяние, посягая  на объект, одновременно посягает и  на предмет. Предмет становится составной частью правонарушения, только не в качестве самостоятельной, отделенной от объекта, а в составе его.

      Общественные отношения, содержащие предмет в качестве материальных ценностей, является материальными, те которые не имеют их, считаются нематериальными. Например, мелкое хулиганство предусмотренное статьей 16.1 КоАП является нематериальным.

      Под предметом необходимо понимать все  то, в связи с чем они складываются. Предмет правонарушения – то, на что воздействует правонарушитель (при мелком хулиганстве предметом являются граждане).

      Следующими  составляющими общественных отношений  являются субъекты и социальные взаимосвязи между ними. Субъекты бывают разные: правонарушители и субъекты, интересы которых затрагиваются. Без них не может быть общественного отношения. Они выступают в качестве элемента воздействия. Что касается взаимосвязей, то без них также не может быть общественного отношения. Таким образом, социальная взаимосвязь является обязательным элементом.

     Правонарушитель, совершая деяние, воздействует  на предмет  и тем самым воздействует на общественные отношения, причиняя им ущерб. Объекту  всегда наносится вред, предмету вред может не причиняться (нарушение лицом,  управляющим транспортным  средством,  правил остановки или стоянки транспортного средства).

      В науке административно-деликтного права деление объектов правонарушений на виды осуществляется с учетом одного критерия - “вертикали”, в результате чего выделяется три вида объектов.

      1.Общий – общественные отношения в сфере управленческой деятельности, регулируемых нормами административного  права, но в некоторых случаях нормами других отраслей права. Он лишен конкретных признаков общественных отношений, а обладает признаками, одинаковыми для любых административных правонарушений. Он состоит из родовых объектов.

      2. Родовой – это часть общественных отношений общего объекта, связанных родством. Он объединяет однородную группу отношений, состоящих из конкретных объектов (право собственности, здоровье граждан и другие). Таким образом, родовой объект свойствен определенной группе общественных отношений. Он являются главенствующим при построении системы Особенной части КоАП.

      Родовые объекты состоят из видовых.

        Видовые объекты – это части правонарушений в системе родового объекта, имеющего свои специфические свойства. Они в КоАП не обособляются в какие-либо структурные единицы, но определяются в названиях глав и статей. Значение родового объекта в отграничении одного рода правонарушений над другим. Все это облегчает поиск нужных норм для их применения.

      3.Непосредственный объект - это конкретное общественное отношение, охраняется административными нормами, которому наносится вред (при оскорблении – честь и достоинство гражданина). Он служит основой для классификации правонарушений по главам Особенной части КоАП. Если несколько правонарушений имеют общий непосредственный объект, то различие между ними проводится по другим признакам состава правонарушения.

      Также можно классифицировать объекты  административных правонарушений по субъектам общественных отношений. В соответствии с этим критерием выделяют: отношения только с участием граждан, должностных лиц и предпринимателей и отношения общего характера, в которых участвуют предприниматели и юридические или должностные лица.

      По  предмету воздействия объекты делятся на материальные и нематериальные.

      По  отраслям права, которыми регулируются общественные отношения. К ним относится: административное, конституционное, финансовое, уголовное, трудовое, экологическое.

      2.2 Объективная сторона  административного  правонарушения

      Объективная сторона административного правонарушения характеризует проступок в его  внешнем проявления, - это совокупность предусмотренных нормой административно-деликтного права признаков, характеризующих  его внешнюю сторону. Эти признаки называются в диспозиции нормы Особенной части КоАП Республики Беларусь.

Информация о работе Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса