Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена на основе Настоящего Кодекса. Основные задачи работы:

Выявление основных признаков административного правонарушения. Рассмотреть сущность административного правонарушения и отграничение его от преступления.
Рассмотрение состава административного правонарушения, его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Определить критерии классификации и виды правонарушений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 70.95 Кб (Скачать)

     Что касается юридического лица, то согласно части 2 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь “ Юридическое   лицо   может нести ответственность только  за административные  правонарушения,   прямо   предусмотренные   статьями Особенной части настоящего Кодекса ”.[1] Также этой статьей установлено юридическое лицо, привлекаемое к ответственности за совершенное административное правонарушение:

     - при слиянии нескольких юридических  лиц. При слиянии  нескольких  юридических  лиц  к  административной ответственности   за   совершение   административного   правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

     - при присоединении юридического  лица к другому юридического  лица. При  присоединении  юридического  лица  к другому юридическому

лицу    к    административной    ответственности     за     совершение административного     правонарушения    привлекается    присоединившее юридическое лицо;

     - при разделении юридического лица или при выделении из  состава

юридического   лица   одного   или   нескольких   юридических   лиц  к административной  ответственности  за   совершение   административного правонарушения   привлекается   то  юридическое  лицо,  к  которому  в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности  по заключенным  сделкам или имуществу,  в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

     - при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо  другого  вида  к  административной ответственности за совершение административного   правонарушения   привлекается   вновь    возникшее юридическое лицо.[1]

     При совершении правонарушения с присутствием юридического лица наличествует соучастие. Соучастниками являются исполнители и пособники. Исполнителями юридические лица быть не могут, потому что вся организация не может участвовать в совершении правонарушении. Совершают правонарушения отдельные лица организации или их группа, то есть это значит, что конкретным субъектом правонарушений являются физические лица, работники организаций, юридического лица. Только они могут выступать в качестве исполнителей. Пособниками являются орган и его руководящий состав: руководитель органа, заместитель руководителя.

     Следовательно, юридическое лицо – это условный субъект административного правонарушения, объединяющий два вида его соучастников: исполнителей и пособников.

       В  части 1 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь установлено, что “Физическое лицо подлежит административной ответственности  как индивидуальный предприниматель, если совершенное  административное правонарушение  связано  с   осуществляемой   им   предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части настоящего Кодекса”.[1]

       В этом случае привлечение  индивидуального предпринимателя   к административной   ответственности   исключает   наложение   на   него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части настоящего Кодекса для физического лица.

2.3 Субъективная сторона административного правонарушения

     Субъективная  сторона является одним из важных элементов состава правонарушения. Это — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 2.1 КоАП Республики Беларусь. Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Вина, следовательно, может проявляться в форме умысла и неосторожности.

     Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Например, статья 18.1 КоАП Республики Беларусь “     Умышленное блокирование  транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом”.[1] В качестве примера косвенного умысла можно привести статью 12.12 КоАП Республики Беларусь “Создание юридического лица без  намерения  осуществлять  уставную деятельность  в  целях  получения ссуд,  кредитов,  либо для прикрытия запрещенной деятельности,  либо для сокрытия  или  занижения  прибыли, доходов или других объектов налогообложения,  либо для извлечения иной имущественной выгоды”.[1]

     Административный  проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

     Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал на перекресток, на красный свет.

     Небрежность состоит в не предвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.

     Примером  неосторожности послужит часть 1 статьи 18.13 КоАП Республики Беларусь “Превышение лицом, управляющим транспортным   средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час”.[1]

     При неосторожной вине в форме легкомыслия  нарушитель не допускает наступления  вредных последствий своих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями.

     При небрежности нарушитель не предвидит  возможности наступления вредных последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть.

     Неосторожную  вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса, или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.

     Наряду  с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и  неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.

     Мотив – это побуждения, которыми руководствуется лицо при совершении правонарушения. Например, пункт 6 части 1 статьи 7.3 КоАП Республики Беларусь “совершение административного правонарушения по   мотивам расовой, национальной либо религиозной розни”.[1]

     Примером  номы, где цель указана, является статья 23.3 КоАП Республики Беларусь “ Воздействие в какой бы  то  ни  было форме на должностное лицо, ведущее административный  процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения”.[1]

       Если мотив и цель указаны в статье, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

     Только  при наличии состава административного  правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.  
 
 

3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

     Виды  правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

     По  областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

  1. гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
  2. трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
  3. уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
  4. административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или иными законами установлена административная ответственность.
  5. процессуальные

     По  общественной опасности правонарушения принято делить на:

  1. преступления
  2. иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

     Также применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового  регулирования, относительной устойчивостью  и повторяемостью возникающих при  этом административных правонарушений.

     Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, то есть конкретную область государственного управления. На основе данного критерия все административных правонарушений объединены в КоАП в определенные группы (главы):

     Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина;

     Глава 10. Правонарушения против собственности;

     Глава 11. Административные правонарушения финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;

     Глава 12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;

     Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения;

     Глава 14. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования;

     Глава 15. Административные правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования;

     Глава 16. Административные правонарушения против здоровья населения;

     Глава 17. Правонарушения против общественного порядка и нравственности;

       Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

     Глава 19. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия;

     Глава 20. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов;

     Глава 21. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства;

     Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации;

     Глава 23. Административные правонарушения против порядка управления;

       Глава 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;

     Глава 25. Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.

     Каждая  классификация в известной степени  условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько  различных санкций. Так, например, кража  имущества руководителем предприятия  влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность.

Информация о работе Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса