Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена на основе Настоящего Кодекса. Основные задачи работы:

Выявление основных признаков административного правонарушения. Рассмотреть сущность административного правонарушения и отграничение его от преступления.
Рассмотрение состава административного правонарушения, его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Определить критерии классификации и виды правонарушений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 70.95 Кб (Скачать)

     К общим признакам объективной  стороны относят: деяние (действие или бездействие); способ, средства, место, время и обстановка совершения правонарушения.

     Обязательным  признаком объективной стороны  правонарушения является признак, характеризующий  само деяние. Остальные признаки являются факультативными. Они могут не использоваться при описании признаков объективной стороны правонарушения. Главным признаком является признак деяния.

     Административное  правонарушение в его внешнем  проявлении выражается: в противоправном действии, в противоправном бездействии.

     Противоправное  действие бывает простым или сложным. Первое является единичным актом поведения человека. Сложное деяние состоит из нескольких самостоятельных действий. Сложное деяние подразделяется на различные виды: с двумя различными действиями; совокупными; длящимися; продолжаемыми; повторными.

     С двумя разными действиями – одно из действий которого является базой  для совершения другого, выступающего в качестве противоправного. В таких  случаях первое не является противоправным.

      Согласно  статье 2.7 КоАП Республики Беларусь “Совокупными признаются совершение двух и более деяний нарушителя, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП Республики Беларусь, ни за одно из совершенных нарушитель не подвергался административной ответственности”.[1] Например, гражданин П., когда ехал домой в автобусе, достал сигарету и закурил. Гражданин Л., который сидел на соседнем сидении, сказал, что многие люди, которые в данный момент едут, не курят и им неприятно вдыхать  дым, после этих слов гражданин П. начал ругаться нецензурной бранью и говорить: “Где хочу там курю!”. Первое – предусмотренное частью 2 статьи 18.9 КоАП Республики Беларусь “Нарушение правил пользования транспортным средством”, второе – статья 17.1  “Мелкое хулиганство”.

       Следует учитывать, что физическое  или юридическое лицо считается  не подвергавшимся административной  ответственности, если в течение  одного года со дня исполнения  административного взыскания не  совершит административного правонарушения.

     Длящимися считаются правонарушения, которые  начинаются актом какого-либо противоправного  действия или бездействия и продолжаются непрерывно до прекращения противоправного  состояния. Прекращением такого состояния  будет добровольный отказ от дальнейшего  неисполнения обязанности либо вольный  отказ от дальнейшего неисполнения обязанности либо его пересечение  лицом, компетентным вести производство по данному делу, и в силу иных обстоятельств. В статье 2.6 КоАП Республики Беларусь под длящимся правонарушением понимается деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, сопряженное с последующим длительным неисполнением своих обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня  совершения указанного  деяния  и  заканчивается  вследствие  действий  лица,  его совершающего,   свидетельствующих   о   прекращении   им   продолжения административного   правонарушения,   или   с   наступлением  событий, препятствующих      дальнейшему      совершению      административного правонарушения.[1]

     Противоправное  бездействие выражается в пассивном  отношении к объекту правонарушения. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанности, а на уклонение от её исполнения, то юридически лицо признаётся бездействующим.

     Продолжаемые  проступки состоят из ряда тождественных  неправомерных деяний, направленных к единой цели и составляющих в своей совокупности единый проступок. Продолжаемый проступок — это несколько действий, каждое из которых является проступком, но, как правило, все они объединены единым умыслом, а зачастую и совершаются в одном месте, с использованием одних и тех же средств. Продолжаемое деяние начинается с момента совершения первого неправомерного акта, а оканчивается фактически — прекращением неправомерной деятельности или юридически — привлечением лица к административной ответственности.

     К сложным правонарушениям относят  повторные деяния. Часть 1 статьи 2.5 КоАП Республики Беларусь “Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений предусмотренных одной статьей Особенной части КоАП”.[1] Например, частью 2 статьи 9.4 КоАП Республики Беларусь “Невыполнение обязанностей по воспитанию детей совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за то же правонарушение влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин”.[1] Однако некоторые деяния предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК), являются преступлениями в случае повторности в течение года после наложения мер административного взыскания. Например, часть 1 статьи 188 УК Республики Беларусь “Распространение  заведомо  ложных,   позорящих   другое   лицо измышлений  (клевета),  совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за клевету или оскорбление, - наказывается общественными    работами,    или    штрафом,    или исправительными работами на срок до одного года,  или арестом на  срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет”.[2]

     Деяние  — стержень, вокруг которого группируются иные признаки объективной стороны:способ, время, место, обстановка совершения правонарушения.

     - способ совершения правонарушения – это совокупность приемов и методов, применяемых правонарушителем при совершении противоправного деяния (кража, мошенничество, растрата, присвоение). Это форма, в которой получает выражение деяние. В КоАП способ совершения называется в ограниченном количестве статей Особенной части.

     - место – территория (определенная), на которой устанавливается специальные  правила поведения и нарушения  этих правил влечет признание  деяний административным правонарушением  (общественное место, автодорога, пограничная зона, государственная  граница, железнодорожный путь, лес  и др.);

     - время – признаком действия  является период, в рамках которого  совершение определенных действий  будет признаваться правонарушением.  Временным признаком бездействия  является период, по истечению  которого бездействие признается  правонарушением, часть 1 статьи 13.3 КоАП Республики Беларусь устанавливает, что “ Нарушение плательщиком установленного  срока представления в налоговый  орган  информации  об  открытии  (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке не более  одного  рабочего  дня  либо не более пяти рабочих дней в случае неосуществления операций по счету ”;[1]

     - средства совершения правонарушений  – предметы, при помощи которых  совершается правонарушение (транспортные  средства, взрывчатые вещества, спиртные  напитки и т.д.).

     Таким образом, способ, время, место, средства правонарушения являются хотя и факультативными, но значимыми признаками объективной  стороны.

     В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Республики Беларусь Административным правонарушением может быть деяние в виде:

     1) оконченного административного  правонарушения;

     2) покушения на административное  правонарушение.[1]

     Согласно  статье 2.2 КоАП Республики Беларусь “Административное   правонарушение   признается   оконченным  с момента совершения деяния. Правонарушение,  связанное  с   наступлением последствий,  указанных  в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается  оконченным  с  момента   фактического   наступления   этих последствий”. [1]

     Неоконченным  правонарушением является такое  деяние, которое по тем или иным причинам не достигло желаемых целей. Им является покушение на административное правонарушение. В части 1 статьи 2.3 КоАП Республики Беларусь установлено, что “Покушением  на  административное   правонарушение   признается умышленное действие физического лица,  непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам”.[1]

2.3 Субъект административного правонарушения

     Одним из элементов состава административного  правонарушения является субъект правонарушения. Субъект административного правонарушения – это физическое лицо, которое  непосредственно совершило правонарушение или участвовало в его совершении. Частью 1 статьи 4.3 КоАП Республики Беларусь “Административной  ответственности  подлежит  физическое  лицо, достигшее  ко  времени  совершения  правонарушения  шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом”.[1]

     К признакам субъекта относят достижение определенного возраста. В КоАП установлен возраст лица, которое может подлежать административной ответственности – 16 лет, в соответствии с частью 1статьи 4.3 настоящего Кодекса, за исключением части 2 данной статьи.[1] Однако частью 2 этой статьи установлен перечень правонарушений, за которые лицо подлежит административной ответственности от четырнадцати до шестнадцати лет. Вторым немаловажным признаком является вменяемость, то есть состояние, когда человек способен осознавать и руководствоваться своими действиями. В статье 4.4 КоАП Республики Беларусь четко установлено, что “Не подлежит  административной  ответственности  физическое  лицо, которое   во   время   совершения   деяния   находилось   в  состоянии невменяемости,  то есть не  могло  сознавать  фактический  характер  и противоправность  своего  действия  (бездействия)  или  руководить  им вследствие  хронического  или  временного  психического  расстройства, слабоумия или иного психического заболевания”.[1]

       Невменяемость как юридическое  понятие характеризуется медицинским  и юридическими критериями.

     Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.

     Хроническое психическое расстройство представляет собой заболевание психики, носящее  длительный характер и способное  к прогрессированию, при этом, не излечимо (шизофрения, эпилепсия и  другое).

     Временное психическое расстройство – это  психическое заболевание, которое  протекает остро, в виде приступов, носит временный характер, излечимо (белая горячка, патологическое опьянение  и другое).

     Слабоумие – это врожденное умственное недоразвитие. Наиболее часто встречается олигофрения.

     Иное  психическое заболевание – это, например, психопатия, наркотическая  абсистенция и другое.

     Юридический критерий невменяемости – это неспособность лица отдавать себе отчет в своих поступках или руководить ими.

       Эти два признака являются  обязательными признаками для  каждого субъекта правонарушения. Если будет отсутствовать хотя  бы один из них, то физическое  лицо не может являться субъектом  правонарушения.

     В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь субъектами могут быть помимо физических лиц также юридические лица и индивидуальные предприниматели, но только когда они оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП.[1]

     Физическое  лицо – это гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Однако к физическим лицам относят и иных лиц предусмотренных  настоящим Кодексом (должностные  лица, родители и т.д.).

     Все субъекты делят на три категории:

     1.Общие. К данной категории относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Они обладают общими признаками, присущими любому физическому лицу, однако могут совершать ряд правонарушений присущих только им, например причинение телесного повреждения. Являются основными субъектами правонарушений.

     2.Специальные субъекты – такие лица, которые, помимо общих признаков обладают, еще и дополнительными, предусмотренными статьями Особенной части КоАП. К ним относятся должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств, военнослужащие. Они могут совершать как отдельные правонарушения, присущие только им, так и правонарушения присущие общим признакам. Например, часть 4 статьи 18.12 КоАП Республики Беларусь “Управление транспортным средством водителем,  не  пристегнутым ремнем  безопасности,  перевозка  пассажиров,  не пристегнутых ремнями безопасности,  если конструкцией транспортного средства  предусмотреныремни  безопасности,  а  равно управление мотоциклом, либо перевозка на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами”.[1]

     3.Отдельные субъекты правонарушения – это единичные субъекты или отдельный их вид. Это родители, работник индивидуального предпринимателя, юридические лица, предприниматели, налоговый агент, страховой агент и так далее. Эти субъекты совершают только присущие им отдельные виды правонарушений, например, часть 1 статьи 11.66 КоАП Республики Беларусь “Несоблюдение страховыми агентами, страховыми брокерами порядка осуществления посреднической деятельности”.[1]

Информация о работе Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса