Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Один из путей совершенствования законодательства, закрепленный в Концепции правовой политики нашего государства, заключается в восполнении пробелов в правовом регулировании и углублении его в наиболее важных сферах общественных отношений. На сегодняшний день одной из важных сфер общественных отношений являются отношения, регулируемые административным законодательством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и принципы административного процесса
1.2 Административный процесс
1.3 Субъекты административного процесса
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

АП СРС 3.docx

— 27.08 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ,  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Понятие  и принципы административного  процесса

1.2 Административный процесс

1.3 Субъекты  административного процесса

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Один из путей совершенствования  законодательства, закрепленный в Концепции  правовой политики нашего государства, заключается в восполнении пробелов в правовом регулировании и углублении его в наиболее важных сферах общественных отношений. На сегодняшний день одной из важных сфер общественных отношений являются отношения, регулируемые административным законодательством.

Административно - правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения  представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

- права и обязанности  сторон данных отношений связаны  с деятельностью исполнительных  органов государства и других  субъектов исполнительной власти;

- всегда одной из сторон  в таких отношениях выступает  субъект административной власти (орган, должностное лицо);

- административные правоотношения  практически всегда возникают  по инициативе одной из сторон;

- если произошло нарушение  административно-правовой нормы,  то нарушитель несет ответственность  перед государством;

- разрешение споров между  сторонами, как правило, осуществляется  в административном порядке.

- административные правоотношения  являются власте-отношениями, построенные  на началах "власть-подчинение", где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является  в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими  приоритетами государственно-управленческой  деятельности. Республика Казахстан, являясь членом мирового сообщества, принимает на себя определенные обязательства по приведению в соответствие с установленными международными стандартами уровня защиты прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной и государственной жизни.

1.1 Понятие и  принципы административного процесса

Административный процесс  представляет собой установленный  законом порядок разрешения определенных индивидуальных дел в сфере исполнительной власти в целях обеспечения законности и правопорядка. Необходимость в  такой процессуальной форме деятельности государственных органов возникает  при решении административно-правовых споров и при применении мер государственного воздействия за совершенные проступки.

На практике исполнительная власть реализуется с разного  рода действиях, которые можно характеризовать  как государственно-управленческую деятельность. Исходя из этого, можно  заметить определенные основания для  рассмотрения этой деятельности с процессуальных позиций.

Сам по себе процесс есть совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения заранее  определенного результата; порядок  осуществления какой-либо деятельности. Именно в таком понимании можно  говорить например, о законодательном, землеустроительном, бюджетном, налогоприменительном и т.п. процессах.

Рассматривая такого рода, процесс с юридических позиций, легко установить, что его назначение заключается в реализации норм материального  права.

В процессуальной норме происходит и юридически властная реализация задач  и функций исполнительной власти. При этом процесс правоприменения  не сводится только к обеспечению  соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиция). Важное место  здесь занимает и реализация санкций  материальных административно-правовых норм. Поэтому вполне возможен двоякий  подход к пониманию сущности и  назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный  и правоохранительный.

Административный процесс  – это основанная на законе и  облеченная в форму правовых отношений  деятельность органов и должностных  лиц, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях, а также участвующих в ней  органов и лиц, осуществляемая в  особом административно- процессуальном порядке и производимая в целях  объективного разрешения дела в полном соответствии с законом.

Содержанием административного  процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса. Другими словами, это совершаемые  в определенной последовательности действия субъектом административного  права, осуществляющего свои полномочия и обязанности в сфере управления.

Для административного процесса характерны следующие существенные особенности:

1) неразрывная связь с  государством, поскольку процесс  есть специфический способ реализации  власти. Основу его составляет  деятельность уполномоченных властных  органов, хотя процесс предполагает  участие в его осуществлении  и многих других сторон;

2) это исключительно юридическая,  а не любая деятельность по  управлению, что выражается в  социальном назначении процесса  – обеспечить реализацию материальных  норм различных отраслей права  (в рамках административного процесса  нельзя применять только нормы  конституционного и уголовного  права);

3) направлен на разрешение  определенных управленческих дел;

4) юридически результативная  деятельность, т.е. такой правовой  порядок, посредством которого  только и может быть достигнут  требуемый результат;

5) обязательное оформление  результатов деятельности (промежуточных  или окончательных) в процессуальных  документах;

6) вызывает объективную  потребность в процессуальной  регламентации.

Административный процесс, несмотря на общую сферу реализации одинаковых субъектов, не тождественен управленческой деятельности. Последняя  составляет реальную базу административного  процесса, но может осуществляться не только в правовых, но и в не правовых формах. Административный процесс  является же чисто юридической, правовой деятельностью, влекущей определенные правовые последствия и достаточно полно оформленной юридическими нормами.

Объектом административного  процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями  права – административного, трудового, финансового, гражданского и другими, за исключением уголовного, если они  находятся в сфере правомочий органов государственного управления – исполнительной власти. Это обуславливает  возможность представить административный процесс как сумму административных производств по разрешению индивидуально  – конкретных дел, независимо от того, к какой отрасли права относятся  регулируемые правом общественные отношения.

Видами таких индивидуальных дел могут быть:

- обращения граждан по  поводу нарушения их прав и  законных интересов;

- дела об административных  правонарушениях;

- дела о должностных  (дисциплинарных) проступках;

- дела о возмещении  в административном порядке материального  ущерба, причиненного государству  (предприятию, учреждению, организации), в том числе о материальной  ответственности военнослужащих;

- дела по административному  надзору;

- дела о спорах в  сфере управления (рассматриваемые  арбитражными судами);

- дела об изобретениях, открытиях и патентах;

- дела о приватизации  имущества и другие.

В тех случаях, когда выясняется, что дело должно быть рассмотрено  судом, собранные по делу материалы  направляются по принадлежности, например, по делам об ответственности за хулиганские  действия, по спорам о компенсации  между органами исполнительной власти.

Административный  процесс – это, с одной стороны, вид юридического процесса, а с другой – правовая, урегулированная процессуальными нормами форма управленческой деятельности. Поэтому в административном процессе действуют принципы: 1)общеуправленческие, отражающие закономерности управления, и 2)процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения. Мы считаем, что разделение этих принципов весьма условно в силу их взаимозависимости. [1, с. 125]

К общеуправленческим принципам  административного процесса относятся: учет публичного интереса и интереса сторон; общественный контроль над  административным процессом; национальное равноправие; законность. Но не следует  смешивать управленческую, юридическую  деятельность с процессуальной, ибо  последняя выступает лишь как  средство достижения целей, предусмотренных  законом.

Принцип приоритета прав, свобод и законных интересов  граждан в административном процессе имеет особое значение. Во-первых, уполномоченные орган (должностные лица) учреждаются с целью обеспечения интересов общества, социальных групп и отдельных граждан. Во-вторых, государство и его органы выступают как совокупная воля общества, то есть когда отношения между гражданами, иными физическими и юридическими лицами устанавливаются опосредованно. Например, правоотношения опосредованы некоторыми правилами, нормами, выступающими обязательным рациональным регулятором. В-третьих, процессуальные нормы ограничивают проявление власти в пределах процедур, которые обеспечивают признание и соблюдение абсолютных и неотчуждаемых прав человека.

Принцип признания  правосубъектности предполагает создание таких требований, которые дают возможность обладать правами и обязанностями и самостоятельно осуществлять их в установленном порядке. Природа административных прав и обязанностей имеет свои особенности. Например, возможность обладать правами и обязанностями, связана с определенными условиями (например, гражданством, возрастом, состоянием здоровья и др.). Причем правовые нормы могут устанавливать общеобязательные требования, необходимые для реализации прав и обязанностей, а также указывать ограничения, связанные с участием в правоотношениях. Например, участие в процедуре конкурса на занятие вакантной должности государственного служащего, гражданин должен знать не только соответствующие требования, но и об ограничениях, которые могут быть установлены только законами Республики Казахстан.

Система процессуальных принципов  известна процессуальными отраслями  права, но и в этих случаях принципы классифицируются на общие, межотраслевые, отраслевые и выражающие особенности  отдельных институтов. Административное право в отличие от других видов  прав имеет более широкое многообразие процессов в силу подведомственности их различным актам, влияющим на правосубъектность (воинские уставы, должностные инструкции и т.д.). Мы согласны с точкой зрения о необходимости четкого нормативного закрепления этих принципов, отметим, что они должны учитывать специфику  исполнительной должности (правоприменительной, юрисдикционной). На административный процесс оказывают влияние организационно-правовые формы работы уполномоченных органов, их структура, методы управления. Но, так или иначе, многие придерживаются сложившейся классификации исполнительной деятельности на управленческое правотворчество и правоприменительную деятельность.

1.2 Административный процесс

Законодатель, как правило, пытается избежать теоретических сложностей, а следовательно, в статьях КоАП, регулирующих порядок рассмотрения дел (по приватизации, земельным отношениям и др.), на данный момент нет и попыток  выделения различных видов административных производств. Однако общеизвестно, что  любое производство, в том числе  и административное, есть совокупность установленных последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, рассмотрение компетентным органом либо уполномоченным лицом  административного правонарушения). В литературе содержатся конструктивные подходы к изучению административного  производства. Имеющиеся расхождения  во взглядах носят непринципиальный характер и зачастую их "провоцирует" законодатель. В законодательстве "управленческий", "административный" и иные слова, связанные с понятием процесса, дают повод для различных оснований  классификации административного  процесса. Данная проблема давно вышла за пределы теоретических споров о различии материального и процессуального права. Создаются специализированные административные суды, совершенствуется производство по делам об административных правонарушениях. В этом контексте любое новое суждение или поиски ответов на вопросы в ранних работах (Н. Г. Салищевой, Г. Н. Петрова, В. М. Манохина, А. Е. Лунева и др. - все они должны вывести к решению о возможности кодификации административно-процессуальных норм. Подобная акцентация проблем приводит А. А. Демина к выводу о том, что административный процесс - это процедура трехстороннего разрешения споров, вытекающих из властных отношений (т. е. административных и дисциплинарных споров), в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса). [14, c. 10-18]

С точки зрения Д. Н. Бахраха, административный юрисдикционный процесс  представляет собой такую принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие  составные части или производства: по делам об административных правонарушениях, по применению мер административного  пресечения и восстановления, применение правовых мер общественного воздействия, применение мер дисциплинарного  воздействия на основе норм административного  права. [15, c.234]. Исходя из понимания, что процесс - совокупность последовательных действий, рассматривают деятельность по реализации материальных административно-правовых норм в качестве административного процесса, сущность которого может иметь правоприменительный и правоохранительный аспекты.

Информация о работе Административный процесс