Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состояла в рассмотрении вопросов, связанных с участниками административного процесса.
В рамках поставленной цели бели решены следующие задачи:
1) изложена общая характеристика участников административного процесса;
2) охарактеризовано положение граждан и иных индивидуальных субъектов административного процесса;
3) проанализировано и дана характеристика органов и должностных лиц, имеющих право вести уголовный процесс;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 5
1.1. Общая характеристика участников административного процесса 5
1.2 Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях 7
1.3 Виды и компетенция органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушения 11
2. ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, И ИНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 16
2.1 Граждане как участники административного процесса 16
2.2 Иные индивидуальные субъекты, как участники административного процесса 22
3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И СЛУЖАЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 26
4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

УЧАСТНИК АДМ ПРОЦЕССА КУРСАЧ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 38 стр., 14 источников 

     административное  право, административный процесс, участники  административного  процесса 

    Объектом  исследования являются участники административно-процессуальных отношений.

    Предметом исследования являются нормативно-правовые акты определяющие положение участников  административного процесса.

       Цель  данного исследования состояла в рассмотрении вопросов, связанных с участниками административного процесса.

       В рамках поставленной цели бели решены следующие задачи:

       1) изложена общая характеристика участников административного процесса;

       2) охарактеризовано положение граждан и иных индивидуальных субъектов административного процесса;

       3) проанализировано и дана характеристика органов и должностных лиц, имеющих право вести уголовный процесс;

       4) дана характеристика общественным объединениям, государственным служащим и служащим общественных объединений как участников административного процесса.

     При выполнении работы использованы методы: системный, аналитический, диалектический.

     В процессе работы проведены следующие  исследования: дана общая характеристика участников административного процесса, и детально охарактеризован каждый из них. 
 

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов.  

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Административный  процесс - это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений.

    Законодательство устанавливает порядок поэтапного прохождения дел об административных правонарушениях, который содержит оптимальные возможности для реализации целей и принципов административного процесса. Этапы прохождения дела называются стадиями процесса.

    Субъект  права  в  любой  отрасли  права -  это  обладатель, носитель определенных прав и   обязанностей,   которыми   он наделен   в   связи   с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на   него правовым   актом,   участием  в  жизни   общества, коллектива, государства.

    В  административном    процессе    нормы    реализуются    гражданами, их объединениями, государственными  органами и т.д.,  которые и являются в   этом   случае   субъектами   административного   права, носителями конкретных  прав и обязанностей.

    Вопрос  об участниках административного процесса является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.

    Цель  данного исследования рассмотреть  вопросы, связанные с участниками административного процесса.

    В рамках поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1) изложить общую характеристику участников административного процесса;

    2) охарактеризовать граждан и иных индивидуальных участников административного процесса;

    3) проанализировать и дать характеристику  органам и должностным лицам, имеющим права вести административный процесс;

    4) дать характеристику общественным объединениям, государственным служащим и служащим общественных объединений как участников административного процесса.

    Объектом  исследования являются участники административно-процессуальных отношений.

    Предметом исследования являются нормативно-правовые акты определяющие положение участников административного процесса.

 

1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    1.   Общая характеристика участников административного процесса
 

    Участником  административного процесса может  быть только субъект права. С точки  зрения общей теории, субъект права - это социальный субъект - лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность [9, c. 43].

    Правоспособность - это установленная законом возможность  субъекта иметь права и нести  юридические обязанности. Различают  общую и специальную правоспособность. Будучи специфичной для каждой отрасли права, правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства [9, c. 43].

    Дееспособность - это установленная в законе возможность  субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические  обязанности.

    Правоспособность  и дееспособность субъектов права  обусловлены характером экономического и политического строя, уровнем развития демократии [9, с. 44].

    В этой связи представляется неточным мнение, согласно которому «субъектом права является участник общественных отношений,  которого юридическая норма

    В науке отечественного административного  права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Так, по мнению Ц. А. Ямпольской, есть три основные группы субъектов:

    1) органы государства и их агенты;

    2) общественные организации и их  органы;

    3) граждане [14, с. 101].

    Эти субъекты являются, прежде всего, участниками  материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных отношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, в административно-правовых материальных отношениях не участвуют, например, мировой судья. Здесь обращает на себя внимание определенная универсальность субъектов административно-процессуальных правоотношений по сравнению, например, с субъектами гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений, обладающих в известной мере ограниченным субъектным составом. Как известно, независимо от содержания гражданского процессуального правоотношения его непременным участником является суд.

    Значительный  интерес представляет позиция Д. Н. Бахраха, выделяющего две группы субъектов административного права – индивидуальных и коллективных. К первым относятся граждане, ко вторым – организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенных правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.

    При этом в зависимости от степени  организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения выделяются: 1) организации; 2) структурные подразделения организаций; 3) трудовые и иные коллективы организаций и их структурные подразделения; 4) сложные организации. С учетом же таких критериев, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, можно говорить о государственных, общественных, религиозных и иных (арендных, акционерных, иностранных и др.) организациях [14, c. 102].

    С. Н. Махина предложила конструкцию, в  которой она различает управленческий процесс как подотрасль административного права и административный процесс как форму правосудия. В управленческом процессе участвуют три группы субъектов. Первую (самую многочисленную) группу составляют субъекты, наделенные властными полномочиями (управляющая сторона) - Президент, некоторые высшие должностные лица, высшие органы исполнительной власти и др. [14, c. 102].

    Вторую  группу субъектов управленческого процесса составляют субъекты, на которых распространяется властное воздействие (управляемая сторона). К ним относятся физические лица (не наделенные властными полномочиями в сфере управления граждане и лица без гражданства, юридические лица, общественные организации) и др.

    Третья  группа состоит из тех субъектов, которые одновременно обладают и властными полномочиями, и находятся под управленческим воздействием (в различных управленческих отношениях выступают или как управляющая сторона, или как управляемая). Это - должностные лица, государственные и муниципальные служащие, структурные подразделения органов государственной власти и др.

    Что касается административного процесса как формы правосудия, то С. Н. Махина к его субъектам относит две группы. Первая - это субъекты, непосредственно заинтересованные в результатах юридического процесса, чьи интересы и субъективные права подлежат защите всеми процессуальными способами и приемами. Например, в гражданском процессе истец и ответчик, в административном - жалобщик и административный орган.

    Вторая  группа - это лидирующие субъекты,  выполняющие свои функции в «чужом» интересе, в целях законного и обоснованного решения рассматриваемого юридического дела. Это - суд, прокурор и другие должностные лица.

    Таким образом, если подытожить все вышесказанное, то всех участников административного процесса можно разделить на:

    1) граждан Республики Беларусь, иностранных  граждане и лица без гражданства;

    2) государственные органы, предприятия,  учреждения;

    3) общественные объединения и иные  негосударственные организации, предприятия и учреждения;

    4)государственные  служащие;

    5) служащие общественных объединений  и иных негосударственных формирований.

      1.2 Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях

    Для обеспечения  обоснованного, целесообразного, справедливого  привлечения нарушителей к административной ответственности и наложения административных взысканий большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях [11, с. 369].

    Для обеспечения  законности при решении вопросов, касающихся привлечения правонарушителей к административной ответственности, важное значение имеет правильное определения круга государственных органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении и налагать взыскания.

    Среди правоприменительных органов обоснованно  выделяется центральное, основное звено, а именно государственный орган, разрешающий административное дело по существу. Это орган административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях и налагать на правонарушителей административные взыскания. Их деятельность характеризуется в качестве административно-юрисдикционной, а сами они – как субъекты данного вида юрисдикции.

    В отличие от правосудия, которое может  осуществляться только один орган –  суд, система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью и многообразием субъектов, что объясняется разнообразием и распространенностью административных правонарушений.

Информация о работе Административный процесс