Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3
1. Система федеральных органов исполнительной власти………….…..6
2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти…..…..14
3. Правительство РФ: понятие, состав, организационно-
правовые формы деятельности, компетенция………………………19
4. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агенства и иные федеральные органы исполнительной власти: понятие, организационно-правовые формы деятельности, структура, компетенция……………………………………………………………..26
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ (на примере Свердловской области)…………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ администр.право.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Государственный комитет образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Президентом России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии, заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций.

К федеральным органам исполнительной власти также относятся:

Федеральные комиссии - это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора России.

Федеральные службы России, к ним относятся:

· Государственная налоговая служба Российской Федерации;

· Служба внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

· Федеральная служба налоговой полиции России;

· Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.

Российские агентства:

· Российское агентство по патентам и товарным знакам;

· Российское космическое агентство;

· Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации.

Федеральные надзоры России:

· Федеральный горный и промышленный надзор России;

· Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.

Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).

Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные органы соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятельности и основные полномочия.

 

5.      Органы исполнительной власти субъектов РФ (на примере Свердловской области)

 

Согласно ст. 17 Федерального закона 1996 г. устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым его руководителем.

Конституцией (уставом) может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации, и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 17, п 3.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшее должностное лицо избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Наименование должности высшего должностного лица устанавливается конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти данного субъекта, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.

Рассмотрим систему органов исполнительной власти субъектов РФ на примере Свердловской области.

1. Губернатор Свердловской области.

Губернатор является высшим должностным лицом Свердловской области и возглавляет систему органов исполнительной власти области. Губернатор избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на четыре года. Выборы Губернатора считаются состоявшимися, если в них приняло участие более двадцати пяти процентов избирателей, обладающих избирательным правом.
Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший 30-летнего возраста, постоянно проживающий в Свердловской области не менее 5 лет. Порядок выборов Губернатора определяется законом Свердловской области.
Губернатор вступает в должность не позднее чем на пятнадцатый день после избрания. При вступлении в должность Губернатор принимает присягу на заседании Законодательного Собрания: "Клянусь верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Губернатора Свердловской области, уважать и защищать права и свободы человека, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав Свердловской области".
          Полномочия прежнего Губернатора прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора. Одно и то же лицо не может быть Губернатором более двух сроков подряд.

 

Так, в сфере исполнительной власти Губернатор Свердловской области:

1) утверждает по представлению Председателя Правительства структуру исполнительной власти;
2) назначает и освобождает с согласия областной Думы Председателя Правительства Свердловской области; назначает по представлению Председателя Правительства его заместителей и членов Правительства; принимает отставку Правительства Свердловской области, Председателя, заместителей Председателя и членов Правительства; вправе отменять либо приостанавливать полностью или в части действие актов Правительства, его структурных подразделений;
3) представляет для назначения кандидатуры начальника управления внутренних дел Свердловской области, председателя комитета по управлению государственным имуществом, начальника финансового управления;
4) назначает и освобождает от должности по представлению Председателя Правительства руководителей структурных подразделений Правительства области.

        Губернатор Свердловской области в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Устава и законов Свердловской области издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Свердловской области.

Руководители Свердловской области  стоящие у власти с января 1934 г. по ноябрь 2009г. представлены в приложении 1.

2. Правительство Свердловской области

Правительство Свердловской области является исполнительным и распорядительным органом государственной власти области. Порядок деятельности Правительства определяется областным законом.
Правительство ответственно перед Губернатором Свердловской области.
Правительство ответственно перед Законодательным Собранием по вопросам исполнения законов Свердловской области.

Правительство состоит из Председателя, заместителей и членов Правительства. Председатель Правительства руководит деятельностью Правительства, определяет основные направления правительственной политики и несет ответственность за нее.
         Структура Правительства определяется Председателем Правительства и утверждается Губернатором. Председатель, заместители и члены Правительства не могут быть одновременно депутатами представительных органов, занимать должности в органах местного самоуправления и осуществлять предпринимательскую деятельность. Председатель Правительства Свердловской области назначается Губернатором с согласия областной Думы. Предложение по кандидатуре на должность Председателя Правительства вносится Губернатором в областную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность Губернатора или после выборов областной Думы нового состава, последовавших после ее роспуска.

Правительство Свердловской области правомочно решать все вопросы государственного управления, которые согласно Уставу Свердловской области не входят в компетенцию Губернатора.
В пределах своих полномочий Правительство Свердловской области:
а) разрабатывает текущие и перспективные государственные программы социально-экономического развития Свердловской области, проект областного и консолидированного бюджета Свердловской области, определяет источники доходов и направления расходования валютных и внебюджетных фондов области; обеспечивает выполнение принятых программ и бюджета; представляет отчеты Законодательному Собранию об исполнении бюджета;
б) разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику в области; осуществляет меры по ограничению монополистической деятельности и развитию предпринимательства; в соответствии с законодательством управляет и распоряжается областной собственностью; содействует укреплению банковской, денежной и кредитной системы;
в) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда; содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики;
г) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья народа; организует системы социальной защиты населения, адресной социальной помощи и их функционирование;
д) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства и детства; разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и науки; разрабатывает и реализует государственную молодежную политику;
е) осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создает условия для развития жилищного строительства, предприятий торговли, бытового обслуживания населения; осуществляет мероприятия по защите прав потребителя;
ж) организует строительство объектов за счет областного бюджета, утверждает градостроительные нормативы, градостроительную документацию, организует лицензирование строительного производства;
з) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию; выдает лицензии на недропользование; организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
и) обеспечивает рациональное размещение производительных сил; содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и населенных пунктов Свердловской области;
к) разрабатывает и реализует меры по защите интересов области, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению, защите прав и свобод граждан;
л) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению государственной безопасности;
н) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
о) утверждает положения о структурных подразделениях Правительства, согласовывает назначение на должности руководителей территориальных федеральных органов, кроме перечисленных в статье 46;
п) назначает и освобождает от должности работников аппарата и руководителей отделов аппарата;
р) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом и законами Свердловской области.
Правительство на основе и во исполнение законов Свердловской области, указов Губернатора Свердловской области издает постановления и распоряжения, организует их исполнение и контроль. Постановления и распоряжения Правительства Свердловской области обязательны для исполнения на всей территории Свердловской области.

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ