Система федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:53, реферат

Описание работы

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
Понятие органов исполнительной власти……………………………...4
Система и функции федеральных органов исполнительной власти…7
Структура и виды федеральных органов исполнительной власти…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

Работа содержит 1 файл

АдминистрПраво.docx

— 148.11 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2

Понятие органов исполнительной власти……………………………...4

Система и функции федеральных органов  исполнительной власти…7

Структура и виды федеральных органов исполнительной власти…12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….19

ВВЕДЕНИЕ

 

       Россия  является  правовым государством, которое представляет собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

     Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства  и выступает от его имени, наделен  государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве  органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических  актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

     Орган  федеральной исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Он образован в соответствии с законодательством, наделен правом выступать по поручению государства, призван в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

     Система федеральных органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.  

Понятие органов исполнительной власти.

 

  

     Конституция РФ 1993 года закрепила принцип разделение властей на три различные ветви - законодательную, исполнительную и  судебную, органы которых выполняют  свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия  «органы государственного управления»  на новое понятие «исполнительные  органы государства», «органы исполнительной власти».

     По  разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении  функций исполнительной ветви государственной  власти, и наделённое в этих целях  полномочиями государственно-властного  характера». Другие авторы считают, что - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании  и во исполнения законов и подзаконных  актов исполнительную и распорядительную деятельность». Несмотря на то, что  эти понятия, в сущности, не имеют  существенных отличий, второе понятие, более полное.

       Федеральные  органы   исполнительной власти состоят в системе государственного аппарата. Система государственного аппарата основана на единстве и различии входящих в аппарат органов.

     Федеральной органы исполнительной власти, составляя часть государственного аппарата, как и другие государственные органы, действуют от имени государства и по его поручению, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы своей деятельности, располагают источниками финансирования, словом, обладают всеми признаками государственного органа.

     В то же время каждое из звеньев государственного аппарата имеет свои признаки, особенности, определяющие основы его организационно-правового статуса. Такими свойствами органов федерального государственного управления являются:

     а) содержание деятельности  федерального органа  государственного управления: это деятельность управленческая, практически – организующая по реализации государственных задач и функций;

     б) по своему правовому характеру деятельность федерального  органа государственного управления это деятельность подзаконная, по организации практического исполнения законов и иных предписаний представительной (законодательной) власти, а по организационному положению – деятельность исполнительно-распорядительная: каждый орган управления исполняет предписания вышестоящего органа власти или управления, в то же время он наделен распорядительными полномочиями в отношении других органов управления и других субъектов административного права;

     в) федеральные  органы государственного управления в процессе исполнения полученной им компетенции принимают правовые акты управления, отличающиеся от всех иных правовых актов своим содержанием, юридическими свойствами, порядком принятия и вступления в действие и т.д.;

     г) федеральные органы государственного управления исполняет свои полномочия постоянно, а многие из них – и непрерывно, что обусловлено природой управления, которое, как известно, должно быть адекватным тем процессам в экономике, социальной среде и других областях жизнедеятельности, которые требуют постоянного или непрерывного воздействия.

     Компетенция органов федерального государственного управления закрепляется в Конституции, Законах о Правительстве и других органах, Указах Президента, Положениях о ведомствах и других органах. Особенность компетенции  федеральных органов  государственного управления не только в ее управленческом характере, но и структуре. Основными элементами структуры компетенции органа государственного управления являются следующие.

     Задачи  и цели органа управления: чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

     Функции федерального органа управления указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и другие. Полный и точный перечень функций органа государственного управления в правовых актах, закрепляющих компетенции органа, имеет первостепенное значение для правильной организации управления.

     Закрепляемые  правовыми актами права и обязанности определяют границы полномочий  федерального органа государственного управления в осуществлении каждой из его функций; планирование по конкретным показателям и в установленные сроки, финансирование из определенных источников и в определенном объеме, меры поощрения по видам и в определенных размерах, меры дисциплинарной и административной ответственности по видам и также в определенных размерах и т.д.

     Формы и методы работы федерального органа государственного управления определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов государственного управления являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов, разработка мер по обеспечению; инструктирование; инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

     Деятельность  аппарата государственного управления и каждого в отдельности исполнительно  – распорядительного органа строится на основе познания и правильного использования объективных законов общественного развития.  

Система и функции федеральных органов исполнительной власти.

 

     Система федеральных органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов и система их взаимоотношений, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.

     Единая  система федеральных органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.

     Федеральные органы исполнительной власти, являясь  составными элементами системы государственных  органов, в свою очередь также  образуют определенную систему, имеющую  собственную структуру. В конституционно установленных пределах федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. При  этом на конституционном уровне не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом. . Конституция РФ применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства РФ, осуществляющего согласно ее статей исполнительную власть Российской Федерации, устанавливается состав Правительства РФ (ч.1 гл.6) , а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78).

     Федеральные органы исполнительной власти - это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, а также вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры путем издания своих собственных актов (распоряжений) и обеспечивают выполнение данных требований подчиненными им органами и организациями. Вся их деятельность осуществляется в рамках, на основании и во исполнение законов.

     В пределах ведения Российской Федерации  и ее полномочий по предметам совместного  ведения с субъектами федерации  органы исполнительной власти образуют единую систему. Это находит свое отражение в их тесной организационно-правовой взаимосвязи. На этом основании администрации  субъектов федерации в рамках совместных предметов ведения входят в систему федеральной исполнительной власти.

     Основным  звеном системы  федеральных органов исполнительной власти являются министерства, которые организуются для управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. Значение министерств подчеркивается тем, что их руководители (министры) - члены правительства. В то же время, как показывает управленческая практика, развитию рыночных отношений в большей мере отвечают органы межотраслевого государственного управления, обеспечивающие горизонтальные связи, координацию и контрольные функции, а также инвестиционное, тарифное, кредитное и им подобное регулирование. Поэтому помимо традиционных министерств получили распространение разнообразные виды федеральных органов исполнительной власти, которые можно объединить общим понятием "ведомства”, осуществляющие вместе с функциями общего управления специализированное регулирование тех или иных сторон общественной жизни. Ведомства являются самостоятельными в организационно-правовом аспекте структурами правительства и не могут входить в состав министерств.

     Для реализации полномочий по осуществлению  государственного управления в субъектах  федерации федеральные органы  исполнительной власти создают территориальные органы. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти обладают необходимой для их эффективного функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи государственного управления различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

     Определение видов федеральных органов исполнительной власти, поскольку оно взаимосвязано  с регулированием общих принципов  организации и деятельности системы  органов государственной власти в целом, осуществляется посредством  федерального закона. Однако этим не исключается  возможность регулирования указанных  вопросов, исходя из предписаний Конституции  РФ, другими нормативными актами, устанавливающими полномочия Президента РФ (ст. 80, 83, 86, 87 и 89 Конституции РФ,), а также регламентирующими  порядок образования и деятельности Правительства РФ (ст. 110, 112-114).

Информация о работе Система федеральных органов исполнительной власти