Федеративное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

федеративное устройсвто.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа по теме «Федеративное устройство»

Штраух  М, 261016 гр.

  1. Перечислите принципы федеративного устройства.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

  1. Укажите способы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

  1. Укажите особенности статуса республик в составе РФ.

Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

  1. Укажите особенности статуса автономных округов, входящих в состав края, области.

    Статус  края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

  1. Какой из субъектов РФ пропущен в данном перечне: автономная область, край, автономный округ, область, республика,..?

Город федерального значения.

  1. В чьём ведении находятся указанные ниже вопросы. Выпишите отдельно предметы ведения РФ, субъектов РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ.
 

- принятие федеральных  законов    - ведение РФ

- гражданство  РФ      - ведение РФ

- управление  фед. собственностью    - ведение РФ

- денежная эмиссия      - ведение РФ

- заключение  международных договоров   - ведение РФ

- выполнение  международных договоров   - совместное

- уголовное зак-во      - ведение РФ

- гражданское  зак-во     - ведение РФ

- трудовое зак-во      - совместное

- семейное зак-во      - совместное

- жилищное зак-во      - совместное

- регулирование  интеллектуальной собственности - ведение РФ

- государственная  служба     - ведение РФ

- принятие устава  субъекта РФ    - ведение субъекта 
 

    

7. Обязательно ли  в системе органов  власти субъекта  федерации установление  должности высшего  должностного лица  субъекта федерации? 

    ОТВЕТ: НЕТ. 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

«ОБ ОБЩИХ  ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 184 от 06 октября 1999 года. 

Статья 2. Система органов государственной  власти субъекта Российской Федерации 

    Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган  государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

    Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации  может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. 

    Как следует из данной нормы, установление должности высшего должностного лица субъекта РФ не является обязательным.

    Высшие  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в разных субъектах Федерации организованы неодинаково.

    Относительно  главных организационных признаков  выделяют три системы организации  исполнительной власти:

    а) система органов исполнительной власти, руководство которой осуществляет непосредственно высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, включая все подразделения исполнительной власти (часто называемые департаментами), а коллегиальный высший исполнительный орган отсутствует;

    б) система органов исполнительной власти, предусматривающая высший исполнительный орган (часто называемый правительством) и должности министров, но должность руководителя высшего исполнительного органа совмещена с должностью высшего должностного лица субъекта Федерации;

    в) система органов исполнительной власти, предусматривающая должность высшего должностного лица субъекта Федерации, равно как и коллегиальный высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, объединяющий министров и возглавляемый руководителем, должность которого не совпадает с должностью высшего должностного лица.

    Министры (руководители департаментов) везде  назначаются высшим должностным  лицом (руководителем высшего исполнительного  органа) субъекта Российской Федерации  по собственному усмотрению. Лишь в  отдельных субъектах Федерации  предусмотрено согласование кандидатур руководителя высшего исполнительного органа при несовпадении этой должности с должностью высшего должностного лица и некоторых иных руководителей органов исполнительной власти с законодательным органом.

    Органы  исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом), законами субъекта Федерации осуществляют функцию государственного управления. Для ее реализации исполнительные органы наделены полномочиями. Высший исполнительный орган субъекта Федерации решает общие вопросы управления, если они не относятся к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. 
 
 
 

      9. Вправе ли законодательные  органы субъекта  федерации принимать  законы, противоречащие  федеральным в  случае, если федеральный  закон противоречит Конституции РФ, на основании того, что Конституция имеет прямое действие? 

ОТВЕТ:  Нет. 

    Часть 4 статья 2 Конституции РФ: Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

    Часть 1 статьи 15 Конституции: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Часть 5 статьи 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

10. Какое количество депутатов законодательного органа субъекта федерации избирается по спискам от избирательных объединений или блоков?

      Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается  конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

      а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

      б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности  избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

      в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности  избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов  человек;

      г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности  избирателей свыше 2 миллионов человек. 

    11. Назовите предельный срок полномочий законодательного органа субъекта федерации. 

    Срок полномочий депутатов органа законодательной власти одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет.

  1. В чём отличие понятий «правомочность законодательного органа субъекта федерации» и «правомочность заседания законодательного органа субъекта федерации» ?

ОТВЕТ:

     Правомочность законодательного органа субъекта РФ, это перечень его основных полномочий, закрепленных в статье 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184 от 06 октября 1999 года.

     А правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 11 статьи 4 данного Закона, определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

     То  есть, необходимые условия, при которых заседание законодательного органа может считаться правомочным, и решение этого заседания будет законным. 

13.Сравните полномочия  Тюменской областной Думы и  полномочия законодательного органа  субъекта федерации  

В ведении и полномочиях Тюменской областной Думы находятся: 
     
1) принятие и изменение Устава области и областных законов; 
     2) согласие на изменение статуса и территории области; 
     3) установление системы и порядка формирования органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных федеральным законом; 
     4) собственность области; 
     5) областной бюджет, областные налоги и сборы, фонды регионального развития; 
     6) комплексное социально-экономическое развитие области, в том числе развитие и поддержка социальной и инженерной инфраструктуры, объектов и систем жизнеобеспечения, депрессивных и труднодоступных территорий, отдельных видов промышленной деятельности; 
     7) обеспечение реализации прав граждан на полную и объективную информацию, путем поддержки региональных и местных средств массовой информации, развитие телекоммуникационной инфраструктуры области; 
     8) создание условий для всестороннего развития детей и молодежи; поддержка одаренных и талантливых детей; 
     9) областные программы; 
     10) областные энергетические системы, областной транспорт, информация и связь; 
     11) административно-территориальное устройство области; 
     12) организация областной государственной гражданской службы; 
     13) областные награды, почетные звания; 
     14) поддержка и развитие трудового потенциала области; 
     15) иные предметы ведения и полномочия, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленные настоящим Уставом и законами области.

Информация о работе Федеративное устройство