Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).

Содержание

1. Основные понятия и их краткая характеристика
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
4. ФК как учебная дисциплина
5. Основные положения организации физического воспитания в вузе
6. Контрольные вопросы

Работа содержит 1 файл

Реферат физ-ра 3.docx

— 52.74 Кб (Скачать)

Рассматривая ценности ФК, современные ученые выделяют два  уровня ценностей: общественный и личностный (Лубышева Л.И., 2004).

К общественным ценностям ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные и интенционные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера, по мнению (Лубышева Л.И., 2004), следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.

Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими упражнениями и спортом.

К мобилизационным ценностям ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях.

Личностный уровень  освоения ценностей ФКиС определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Исходя из этого можно  сформулировать следующее определение понятия "физическая культура личности". Это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (Виленский М.Я., Соловьев Г.М., 2001).

Ученые выделяют несколько  уровней физической культуры личности. Приведем их краткую характеристику:

1.      Ситуативный, при котором отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям. В целом отсутствует положительное отношение к освоению ценностей физической культуры ….

2.      Начальной грамотности характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности… Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и т. д.), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры и попытки физического самосовершенствования. Физическое совершенство характеризуется удовлетворительным уровнем физического развития и подготовленности… Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности становится реальностью, отмечаются попытки систематизации деятельности.

3.      Уровень образованности отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются интеллектуальные способности и эрудированность. Физическое совершенство характеризуется хорошей степенью физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Как правило, физическое самосовершенствование и организованные групповые формы занятий становятся нормой.

4.      Творческий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Физическое самообразование и физическое самосовершенствование приобретают системность и творческую основу.

Приведенные выше уровни физической культуры личности, косвенно можно  оценить по отношению студентов  к занятиям ФКиС. Наиболее широко такие исследования проводились научными коллективами под руководством Л.И. Лубышевой (респондентами выступали студенты сибирских вузов) и М.Я. Виленским (респондентами выступали студенты педагогических вузов Москвы).

Считается, что у нас  в стране ФКиС занимается 5 – 10% населения. В наиболее экономически развитых странах количество занимающихся составляет от 40 до 60% населения. Концепция развития ФКиС в стране предполагает активное привлечение студентов к занятиям ФКиС, особенно перспективным видится развитие игровых видов спорта. Число занимающихся должно составить не менее 40%.

Обратимся к данным, полученным 5 – 7 лет назад и попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга  или глубокая заинтересованность, жизненная  потребность или необходимость  выполнить норматив учебной программы  и получить зачет (Лубышева Л.И., 2004).

Таблица 1

Отношение студентов разного  пола к физкультурно-спортивной деятельности, %

Отношение к физкультурно-спортивной деятельности

Пол студентов

Все студенты

Женщины

мужчины

Занимаются систематически

36,9

12,9

21,8

Занимаются эпизодически

44,5

53,5

50,1

Не занимаются в свободное  время

18,6

33,9

28,1


 

 

Автор отмечает, что в  целом лишь у 15,1% студентов длительность и регулярность занятий отвечает требованиям рационального двигательного  режима.

Таблица 2

Отношение студентов к  социальной значимости физической культуры, %

Физическая культура –  необходимый элемент общей культуры студента

Пол студентов 

 

 

 

 

 

 

Все студенты

мужчины

женщины

Да

73,3

72,9

73,2

Нет

12,5

6,6

8,8

Затрудняюсь ответить

10,1

18,5

15,3

Нет ответов

4,1

2,0

1,7


 

 

Результаты данного опроса показывают, что 73,2%  студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая её важнейшим элементом общей культуры человека.

Приведем данные, полученные на студентах РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (2007). Среди наиболее предпочтительных видов спорта, которыми хотят заниматься студенты университета, отметим:

·        игровые виды – около 70% студенты хотят заниматься 2 – 3 раза в неделю;

·        плавание – более 60% студентов 2 раза в неделю, особенно много любителей плавания среди старшекурсников около 80%;

·        аэробика – более 70% девушек хотят заниматься 2 раза в неделю.

Важным нам представляется рассмотрение причин, препятствующих физкультурно-спортивной деятельностью  студентов. Студенты университета выделяют несколько: недостаток времени, удаленность  от мест занятий, усталость от учебы  и другие. Изучение отрицательных  мотивов показывает, что наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени  – 48,3% опрошенных студентов отметили этот фактор (Егорычев А.О., Егорычева  Э.В., 2007).

В тоже время большинство  социологов, исследовавших бюджет свободного времени студентов, утверждают о  наличии значительного количества времени, которое студенты отводят  на досуговые занятия: от 1,5 до 3,5 часов  в учебный день (Лубышева Л.И, 2004). Автор исследования делает вывод, что причиной низкой активности в ФСД является не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально им распорядиться, и главное – невысокая ценность ФСД в структуре свободного времени студентов.

Таблица 3

Причины, препятствующие занятий  физкультурно-спортивной деятельностью  студентов различных вузов, %

Причины, препятствующие занятий  физкультурно-спортивной деятельностью  студентов различных вузов

Профиль вуза

Все студенты

гуманитарные

технические

смешанные

Недостаток времени

41,9

55,8

47,6

48,3

Недостаток физкультурных  знаний в организации самостоятельных  занятий

11,6

6,5

13,2

10,2

Недостаток инвентаря  и спортивной формы

7,0

8,8

7,8

7,8

Отсутствие выбора вида спорта

5,5

6,6

9,3

7,0

Слабая организация массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузе

7,3

3,9

3,5

5,0

О причинах не задумывался

26,7

13,0

18,2

19,6

Нет ответа

-

5,2

0,4

2,1


 

  

 

4.     Физическая культура как учебная дисциплина 

 

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего  профессионального образования, учебная  дисциплина ФК преподается в высших учебных заведениях в объеме 408 часов  с 1-го по 4-й курс.

Целью физического  воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина ФК включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

·        физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

·        социально-биологические основы физической культуры;

·        основы здорового образа и стиля жизни;

·        оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

·        профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической  единицы дифференцирован через  следующие разделы и подразделы программы:

·        теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре;

·        практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

·        контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела  программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. 

 

 

 

5. Основные положения  организации физического воспитания  в вузе 

 

5.1.          Распределение студентов по учебным отделениям 

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов