Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть безопасность дорожного движения, как вид общественной безопасности; проанализировать правовое обеспечение безопасности дорожного движения; раскрыть роль ГИБДД МВД РФ в обеспечении безопасности дорожного движения.

Содержание

Введение
Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности
1.1 Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения
1.2 Правовое положение органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и организация их деятельности
1.3 Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения
Глава 2. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
2.1 Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения
2.2 Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения
2.3 Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.doc

— 797.50 Кб (Скачать)

      В случаях, когда автомобильные дороги, обслуживаемые строевым подразделением, проходят по территории нескольких районов (городов), дислокация согласовывается с руководителями соответствующих УВД, ОВД. Дислокация постов (маршрутов) патрулирования строевых подразделений ДПС, входящих в состав территориальных органов внутренних дел, разрабатывается начальником ГИБДД и утверждается руководителем соответствующего УВД, ОВД. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется Карточка поста (маршрута патрулирования) (См. приложение № 3) в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части строевого подразделения, а второй выдается сотруднику ДПС на время несения службы. Режим работы строевого подразделения определяется распорядком дня и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником ДПС и его выходные дни. Распорядок дня и график работы утверждает командир строевого подразделения, а подразделений, входящих в состав горрайорганов внутренних дел - начальник ГИБДД.

      Служебное время при несении ДПС определяется нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного строевого подразделения или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы). Для сотрудников ДПС устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. В случае необходимости командир строевого подразделения (начальник органа внутренних дел) своим приказом может увеличивать продолжительность рабочего времени сотрудников ДПС. За несение службы сверх установленного законодательством РФ рабочего времени, а также в дни отдыха и праздничные дни сотрудниками ДПС производится оплата или предоставляется отдых в другие дни в соответствии с действующим законодательством РФ. Учет служебного времени сотрудников сверх установленного законодательством РФ ведется начальником штаба или заместителем командира строевого подразделения.

      Кроме ГИБДД контроль по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляют: транспортные инспекции, органы автомобильного транспорта, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию самоходных машин и других видов техники, за соблюдение нормативов (например, нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума), экологических требований и правил транспортировки.

      Должностные лица автопредприятий, осуществляющие допуск к управлению транспортным средством водителя, выпуск транспортного средства на линию, отвечающие за его техническое состояние имеют право в дисциплинарном порядке запретить эксплуатацию транспортного средства или отстранить водителя от управления им. Наряду с этим, в соответствии с нормами действующего законодательства должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением безопасности дорожного движения, несут административную ответственность за: допуск находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управлять транспортными средствами лица; выпуск на линию технически не исправного транспортного средства, не прошедшего технический осмотр, с заведомо подложными государственно-регистрационными знаками, установленными без разрешения устройствами для подачи специальных сигналов либо с незаконно нанесенными цветографическими схемами автомобилей специальных служб20. Санкциями статей 12.31, 12.32 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

      Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица (ст. 23.36 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.2 (в части нарушений экологических требований на транспорте); ст. 8.3 (в части нарушений правил обращения с пестицидами и агрохимикатами на транспорте); ст.ст. 8.22, 8.23, 11.2, ч.ч. 1,2 ст. 11.14, ч. 3 ст. 11.14 (о нарушениях правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на промышленном транспорте), ст. 11.15, ч. 1 ст. 11.17, 11.23, 11.25-11.29, ч. 2 ст. 12.3 (об управлении транспортным средством водителем, не имеющем при себе лицензионной карточки), ст. 19.19 КоАП РФ.

      Органы автомобильного транспорта и их должностные лица (ст. 23.37 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений предусмотренных ст.ст. 11.15,11.18,11.19 КоАП РФ. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, безбилетный проезд на транспорте, нарушение правил перевоза ручной клади, багажа и грузобагажа влекут за собой наложение административного штрафа на физических и должностных лиц.

      Осуществление контроля за безопасностью дорожного движения на уровне органа местного самоуправления (главы администраций районов), возлагается на создаваемые при Администрации района не реже одного раза в месяц «Комиссии по безопасности дорожного движения». В обязанности которой входят:

      - осуществление контроля над организацией дорожного движения в период массового движения пешеходов (начало учебного года в школах района, общественные мероприятия, праздники и т.д.);

      - контроль состояния асфальтно-дорожного покрытия;

      - контроль состояния дорожно-уличного освещения, а так же благоустройство улично-дорожной сети.

      В состав комиссии входят: главы администраций районов, руководители дорожных служб, руководители отделов администрации по благоустройству, начальники отделов ГИБДД, инспектора дорожного надзора. По итогам проведенных проверок, должностными лицами ГИБДД к административной ответственности привлекаются виновные должностные лица, допустившие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. 

      1.3 Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения 

      Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых публичной администрацией для обеспечения правопорядка.

      Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права.

      Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие:

  1. меры административного принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями (как правило, административными 
    правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые 
    административно-принудительными средствами;
  2. Административно правовое принуждение осуществляется в рамках неслужебного подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти;
  3. Множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, еще одна важная его особенность. Осуществлять меры административного воздействия вправе десятки видов органов.
  4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные физические лица, но и организации, коллективные субъекты.
  5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

      Административно-правовое принуждение - это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль соблюдения соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение.

      Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно правовых норм, а только тех, которые формируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести и правила дорожного движения.

      Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

      Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т.е. внесудебный, порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. В этой связи можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

      Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер административного принуждения. Безусловно, что их использование в той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. В этом, видимо, нет ничего страшного, так как согласно Конституции РФ, права и свободы граждан могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом21.

      Следовательно, основания, условия и порядок осуществления мер административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, - все это должно определяться только нормами федеральных законов.

      Анализ правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно разделить на три группы:

  1. Административно-предупредительные меры;
  2. Меры административного пресечения;
  3. Меры административной ответственности.

      Мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

      Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.

      В области обеспечения безопасности дорожного движения применяются следующие административно-предупредительные меры:

  • проверка у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);
  • при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
  • останавливать транспортные средства и проверять документы на права пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
  • с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортного средства и грузов.

      При применении вышеуказанных административно -предупредительных мер должностными лицами органов исполнительной власти протокол об административном правонарушении не составляется.

      Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий.

      В целях обеспечения безопасности дорожного движения применяются следующие меры:

  1. Доставление;
  2. Административное задержание;
  3. Досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
  4. Изъятие вещей, запрещенных к обороту либо ограниченных в нем и документов;
  5. Отстранение от управления транспортным средством;
  6. Медицинское освидетельствование на состоянии алкогольного опьянения;
  7. Задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации;
  8. Арест транспортного средства.

Информация о работе Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения