Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть безопасность дорожного движения, как вид общественной безопасности; проанализировать правовое обеспечение безопасности дорожного движения; раскрыть роль ГИБДД МВД РФ в обеспечении безопасности дорожного движения.

Содержание

Введение
Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности
1.1 Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения
1.2 Правовое положение органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и организация их деятельности
1.3 Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения
Глава 2. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
2.1 Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения
2.2 Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения
2.3 Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.doc

— 797.50 Кб (Скачать)
  • Стоимости предмета административного правонарушения;
  • Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

      Размер административного штрафа не может быть не менее ста рублей.

      Лишение специального права, предоставленному гражданину, например права управления транспортными средствами, применяется в соответствии со ст. 3.840 на срок, не менее одного месяца и не более трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, прями предусмотренных санкциями Особенной части КоАП РФ.

      Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года41 виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишения права на управление транспортными средствами, устанавливается федеральным законом. Лишение специального права предусматривает КоАП РФ за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью человека.

      Административное наказание в виде лишения специального права связано со значительными право ограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течении срока, определенного в постановлении о применении данного наказания. Для водителя-профессионала этот запрет на определенный срок запрещает работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом). КоАП РФ относит применение рассматриваемого административного наказания к компетенции суда. Органы внутренних дел не имеют права назначить данный вид административного наказания и лишать права на управление автомототранспортом и городским электротранспортом. В ст. 23.1 КоАП РФ установлено, что лишение специального права назначается судьей.1

      Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений.

      Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. В области дорожного движения к ним относятся правонарушения, предусмотренные ст.ст. 12.8 ч. 3, 12.26 ч.2, 12.27 ч.2 КоАП РФ.

      Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применения других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Административный арест назначается только судьей.

      Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам не достигшим восемнадцати лет, инвалидам первой и второй групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

      Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до 15 суток.

      Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

      Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. В приложении приведена таблица с указанием лиц, уполномоченных привлекать к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. 

      2.3 Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения 

      Задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

      Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

      Согласно главе 23 КоАП РФ производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения уполномочены осуществлять и рассматривать: судьи; начальники ГИБДД, его заместители, командиры полка (батальона, роты) ДПС; сотрудники ГИБДД имеющие специальные звания; инспектора ДПС; госинспектора дорожного надзора и участковые уполномоченные милиции.

      КоАП РФ предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола42. Особенностью упрощенного производства является назначение административного наказания без составления протокола на месте совершения административного правонарушения. В данном случае должностное лицо43, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Обязательным условием назначения административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения.

      Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения. Предупреждение выносится в письменной форме.

      Назначение административного наказания без составления протокола в виде административного штрафа осуществляется на месте совершения административного правонарушения, если размер штрафа не превышает одного минимального размера оплаты труда. В таком случае должностным лицом оформляется постановлением-квитанцией установлено образца (См. Приложение № 11).

      Если участник дорожного движения, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении оспаривает:

  • наличие события административного правонарушения;
  • назначенное ему административное наказание;
  • отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения44,

      в этих случаях составляется протокол об административном правонарушении.

      В случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного решения45.

      При выявлении административного правонарушения и составлении сотрудниками ГИБДД или участковыми уполномоченными милиции протокола об административном правонарушении (См. Приложение № 12) в области дорожного движения дело об административном правонарушении, согласно ст. 28.1 КоАП РФ считается возбужденным.

      В тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований к возбуждению дела об административном правонарушении осуществляется административное расследование. По сути, оно является дополнительной проверкой обнаруженного и выявленного административного правонарушения в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности.

      КоАП РФ связывает административное расследование с процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат: проведением экспертизы, истребованием необходимых предметов и документов.

      В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы46. (См. приложение № 13). Определение обязательно для исполнения экспертами и учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

      Для получения доказательств по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, должностному лицу соответствующего территориального органа47. Также в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О милиции»48 милиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведенья, справки, документы и копии с них. При этом должностными лицами составляется запрос. (См. Приложение № 14).

      В целях обеспечения своевременного, оперативного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

      Соблюдение сроков является одним из условий административного расследования по делу об административном правонарушении. По общему правилу, установленному ст. 28.7 КоАП РФ, административное расследование должно быть закончено не позднее одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

      В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен по ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело. В этом случае вышестоящее должностное лицо может продлить административное расследование на срок не белее одного месяца.

      По окончанию административного расследования, по результатам составляется протокол об административном правонарушении либо прекращается.

      При составлении по окончании административного расследования протокола об административном правонарушении и определении, что дело об административном правонарушении подведомственно рассмотрению судье должностное лицо выносит определение о передаче дела судье (См. Приложение № 15) и в течение суток передается вместе со всеми материалами по делу.

      Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено по месту совершения административного правонарушения либо по месту учета транспортного средства, если за административное правонарушение предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством.

      Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятии решения по делу.

      Рассмотрение дела об административном правонарушении можно разделить на несколько частей: подготовительную часть; рассмотрение дела по существу; постановление по делу об административном правонарушении и его оглашение. Каждая часть имеет свои специфические цели и задачи, но в целом для них характерны определенная самостоятельность, взаимосвязанность, логическая последовательность и завершенность.

      Непременным условием законного и обоснованного рассмотрения дел об административном правонарушении, как в судебном, так и во внесудебном порядке является предварительная подготовка к их разбирательству. Которая предполагает обязательное разрешение судье вопросов, предусмотренных ст. 29.1 КоАП РФ, а именно: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Информация о работе Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения