Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть безопасность дорожного движения, как вид общественной безопасности; проанализировать правовое обеспечение безопасности дорожного движения; раскрыть роль ГИБДД МВД РФ в обеспечении безопасности дорожного движения.

Содержание

Введение
Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности
1.1 Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения
1.2 Правовое положение органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и организация их деятельности
1.3 Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения
Глава 2. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
2.1 Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения
2.2 Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения
2.3 Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.doc

— 797.50 Кб (Скачать)
  • Нарушения обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды - ст. 9.3 КоАП РФ;
  • Управления транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра - ст. 12.1 КоАП РФ;
  • Управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством - ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ.
  • При задержании транспортного средства по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ, эксплуатация транспортного средства запрещается. При этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства31.

      О задержании транспортного средства, запрещении его эксплуатации составляется протокол. Приказом МВД России от 19 марта 2004 года № 187 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года №759»32 утверждены формы протокола о задержании транспортного средства (См. Приложение 8) и протокола о запрещении эксплуатации наземного транспортного средства (См. Приложение №9).

      Арест транспортного средства применяется в основном при невозможности изъятия транспортного средства, или в случаях, если их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Цель наложения ареста - обеспечить возможность взыскания штрафа, если он будет наложен за совершенное правонарушение.

      Аресту подлежат только те товары, транспортные средства, которые явились орудием или предметом совершения правонарушения. Суть данной меры в том, что составляется опись товаров, транспортных средств и иных вещей и запрещается лицу, в отношении которого применяется данная мера, и ли его законному представителю распоряжаться, а в случае необходимости и пользоваться ими. Не подлежат аресту товары, необходимые физическому лицу и лицам, находящимся на иждивении.

      В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

      Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение лицу, в отношении которого применяется данная мера, либо иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест (растрата или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей), влечет для лица, которому поручено хранение имущества, наступление предусмотренной законодательством РФ ответственности.

      Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. (См. Приложение № 10). В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы, составившего протокол, сведенья о лице, в отношении которого применена данная мера, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи и иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

 

       Глава II. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения 

      2.1 Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения 

      Аварийность на дорогах Нижегородской области является одной из важных социально-экономических проблем. В целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также в целях защиты интересов общества и государства, принимаются законы, проводятся в жизнь различные программы по безопасности дорожного движения. Основная их задача - предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

      Существуют различные виды дорожно-транспортных происшествий: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, велосипедиста или гужевой транспорт, падение пассажира и иные происшествия. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы:

  1. дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по вине водителя автомоторных технических средств;
  2. дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по вине пешеходов;
  3. дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по вине пассажиров.

      На территории РФ осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются: количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения.

      Порядок ведения государственного учета в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 года № 64733.

      К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения, технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь. Несоответствие технического уровня дорожно-уличной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям. Массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны его участником, низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки только усугубляют проблему безопасности на дорогах.

      Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ » утвержденного постановлением правительства РФ от 31 июля 1998 года № 88034. и «Правилами проведения государственного осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ» утвержденными Приказом МВД РФ от 15 марта 1999 года №19035.

      В целях обеспечения безопасности дорожного движения органами ГИБДД проводится социально ориентированная политика в области страхования на транспорте, а также контроль выполнения правил законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов.

      Из работы старшего сотрудника НИЦ БДД МВД РФ майора милиции Третьяковой Е.Н. под названием «Влияние обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на состояние аварийности» следует что, «В зарубежных странах ОСАГО оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения. Деятельность, как страховых сообществ, так и отдельных страховых компаний направлена на участие в профилактике аварийности и снижения тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий. Формами участия, как правило, во многих странах являются, финансирование пропаганды правил поведения на дорогах, а также участие в организации подготовки специалистов по аудиту безопасности дорожного движения, финансирование разработок методических документов, касающихся вопросов безопасности движения, внедрение средств контроля за обеспечением труда и отдыха водителей (внедрение бортовых регистраторов - «черных ящиков») транспортных средств, организация стажировки водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, в центрах переподготовки и т.д. Итогом проводимых страховыми компаниями акций и плановых мероприятий, направленных на снижение уровня аварийности, становится и повышение, в том числе общей эффективности страхового бизнеса. В России участие страховиков в профилактике дорожно-транспортных происшествий пока не носит системный характер и ограничивается разовыми акциями Российского союза автостраховщиков и отдельных страховых компаний»36.

      Также наряду с увеличением числа автомобилей наблюдается слабый прирост протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко повышается.

      Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и области, периодически возникают задержки в движении транспорта, увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.

      Основными (грубыми) административными правонарушениями в области дорожного движения, оказывающими непосредственное влияние на состояние аварийности на территории Нижегородской области, являются: управление автомототранспортным средством в нетрезвом состоянии, передача управления лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии, превышение скорости, в том числе свыше 60 км\час, выезд на встречную полосу движения, а также, нарушение правил ЖД переезда, непредставление преимуществ в движении, нарушение правил перевозки опасных грузов и дорожно-транспортные происшествия с причинением легкого вреда здоровью.

      Формулировка «грубые нарушения правил дорожного движения» введена Министром внутренних дел РФ для обозначения ряда административных правонарушений в области дорожного движения, за совершение которых КоАП РФ предусмотрены санкции, связанные с лишением права управления транспортным средством, либо наложение административного штрафа в размере, превышающем 3 МРОТ, а так же административные правонарушения, при совершении которых велика вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия с погибшими и ранеными. В состав «грубых нарушений Правил дорожного движения» включены следующие составы статей КоАП РФ: ст. 12.8 ч. 1 и 2, ст. 12.9, ст. 12.10 ч. 2, ст. 12.17 ч. 2, ст. 12.21 ч. 2 и ст. 12.24 КоАП РФ.

      Всего в 2009 году на территории Нижегородской области зарегистрировано 5553 дорожно-транспортных происшествия, в которых 767 человек погибли и 6940 получил различные ранения. По сравнению с 2008 годом количество ДТП, число погибших и раненых снизилось на 8 %, 2,4 % и 6 % соответственно (- 484 ДТП, - 19 погибших, - 441 раненый).

      Однако относительные показатели уровня аварийности в Нижегородской области по-прежнему выше среднероссийских.

      Более трети дорожно-транспортных происшествий (36,2 %) произошли непосредственно в областном центре. 19,7 % (по России – 18,7%)всех аварий случились по причине неудовлетворительных дорожных условий. В этих авариях погибли 143 человек и 1344 были ранены.

      Основной же причиной дорожно-транспортных происшествий стало, конечно, несоблюдение водителями правил дорожного движения. Все равно в большинстве случаях (83,7%) виноват тот, кто сидит за рулем.  По сравнению с прошлым годом увеличилось (на 12 %) число дорожно-транспортных происшествий по вине пьяных водителей - таких происшествий зарегистрировано 290. Удельный вес таких ДТП в общем количестве автоаварий по вине водителей равен 6,2 % (по России - 7,1 %).

      Более дисциплинированными стали пешеходы: дорожно-транспортные происшествия по их вине составили 16,6 % от общего числа аварий. По сравнению с 2008 годом это на 20,2 % меньше. Улучшается ситуация с детским травматизмом. Но, несмотря на то, что количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сократилось на 15,4% , на дорогах погибли 28 детей и 493 получили ранения. Настораживает, что больше половины таких дорожно-транспортных происшествий произошли по вине взрослых. Удельный вес ДТП с детским травматизмом уменьшился с 9,6 до 8,8 % (в среднем по России - 9,8 %).

      Среди самых распространенных нарушений Правил дорожного движения, приведших дорожно-транспортным происшествия, отметим следующие - несоответствие скорости движения конкретным условиям; управление транспортным средством без права управления; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение очередности проезда; неправильный выбор дистанции; эксплуатация незарегистрированного транспортного средства; управление в нетрезвом состоянии.

      Из других негативных факторов, влияющих на дорожную ситуацию, ГИБДД называет неуклонно растущее количество транспортных средств. За последние десять лет эта цифра увеличилась на 179 тысяч единиц. В 2008 году в ГИБДД Нижегородской области было зарегистрировано 66,2 тысячи автомототранспортных средств, что стало рекордом последнего десятилетия. Несмотря на такой огромный прирост автомобильного парка, пропускная способность улично-дорожной сети осталась практически неизменной. Это объясняют недостаточным финансированием, из-за которого многочисленные проекты, способные помочь решению этого вопроса, приостанавливают.

      В 2009 году подразделения ГИБДД провели значительную работу и реализовали ряд запланированных мероприятий. Теперь в работе госавтоинспекции используется 96 (2008 г. – 31) комплексов фотовидеофиксации нарушений и четыре мобильных комплекса «Стрелка» на базе «Газелей», которые проверяют поток автоматически37. С помощью таких электронных фиксаторов были наказаны 45 тысяч нарушителей. Также в управлении ГИБДД ГУВД по Нижегородской области открыт ситуационный центр по обработке вышеуказанных нарушений.  Кроме того, сотрудники ГИБДД провели ряд профилактических операций по проверке пассажирского транспорта и автошкол. Постоянно ведется пропаганда правильного поведения на дорогах как среди взрослых (с помощью плакатов и листовок), так и среди детей (построено уже девять детских городков, в школах распространено 1,5 тысячи дисков с программой «Не игра»38).

Информация о работе Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения