Юридическая ответственность в административном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования темы «Юридическая ответственность в административном праве» заключается в том, что право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Принципиальный фактор, определяющий место и роль личности в государственно-организованном обществе, - ее отношение к праву, выражаемое в совершаемых ею волевых осознанных действиях. Такими действиями являются правовые поступки – правомерные или противоправные.

Содержание

Введение 3
Юридическая ответственность в административном праве 5
Заключение 40
Задача 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

мой вариант адм право вар 9 2011 пед.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение           3 

Юридическая ответственность  в административном праве   5 

Заключение          40 

Задача           43 

Список использованных источников      46

 

      Введение 

    Актуальность  исследования темы «Юридическая ответственность  в административном праве» заключается в том, что право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Принципиальный фактор, определяющий место и роль личности в государственно-организованном обществе, - ее отношение к праву, выражаемое в совершаемых ею волевых осознанных действиях. Такими действиями являются правовые поступки – правомерные или противоправные. Все остальные действия рассматриваются как юридически безразличные, т.е. не нуждающиеся в правовой оценке и в соответствующем государственном регулировании. Правомерное поведение – это осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. Оно противостоит правомерному поведению, как в  юридическом, так и в социальном отношениях, поскольку не только противоречит правовым нормам, но и причиняет вред обществу в целом. Юридическая ответственность  - это при всех обстоятельствах правовая реакция государства на правонарушение, предполагающая принудительное воздействие компетентного государственного органа на правонарушителя. При этом,  среди правовых средств обеспечения государственной дисциплины и законности в государственном управлении особое место занимает институт административной ответственности. Актуальность разработки ее проблем предопределяется прежде всего динамичностью развития современных общественных отношений. Демократизация общественной жизни  заставляет по-новому  взглянуть на роль, место и пределы административной ответственности, повышение предупредительной возможности законодательства при реализации его субъектами административной юрисдикции. Применение административной ответственности заключается  в фиксировании конкретного правонарушения  в установленном законом порядке и назначении нарушителю определенного законом взыскания при соблюдении соответствующих процессуальных норм. Изучение административного правонарушения, его юридических признаков, состава позволяет  уяснить фактическое основание административной ответственности,  способствует пониманию такого института административного права как административная ответственность, обеспечению правильной квалификации совершенных правонарушителем деяний,  что в своей совокупности  является гарантией соблюдения прав и свобод,  как граждан, так и общества в целом при применении административных санкций, соблюдению законности в обществе. Эффективность законодательства об административных правонарушениях как средства охраны правопорядка, укрепления законности  и дисциплины в условиях расширения демократии во многом обусловлена качеством правоприменительной деятельности компетентных органов (должностных лиц), требующей от них уяснения юридической природы того или иного правонарушения, признаков конкретных видов административных правонарушений, овладения правила юридической оценки (квалификации) таких правонарушений. Эти вопросы для формирования юриста, применяющего законодательство об административных правонарушениях, имеют важное теоретическое и практическое  значение.

    Методами  настоящего исследования являются исторический, диалектический, формально-юридический, системный и системно-структурный анализ, формально-логический, сравнительно-правовой, методы обобщения.

    Нормативно-правовую  основу работы составили Конституция  Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, судебная практика  и другие акты законодательства.

    Теоретической основой работы являются учебные  пособия по административному праву,  научные статьи  таких авторов  как Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Гавриленко Д.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Крамник  А.Н., Марчук В., Мах И.И., Телятицкая  Т.В. и других. 

     Юридическая ответственность  в административном праве 

    Юридическая ответственность - сложное социально-правовое явление, включающее  как минимум две стороны государство и правонарушителя, между которыми складывается правоохранительное отношение, в котором    государство в лице его компетентных органов выступает управомоченной стороной, а правонарушитель  - обязанной.  При этом юридическая ответственность является  наиболее острым орудием борьбы с правонарушениями и служит для обеспечения правомерного поведения. Наиболее распространенной позицией в юриспруденции является мнение о том, что юридическая ответственность – это при всех обстоятельствах правовая реакция государства на правонарушение, предполагающая принудительное воздействие компетентного государственного органа на правонарушителя. Юридическая ответственность возникает там, где есть правонарушение, и выражается она в необходимости претерпевания виновным в его совершении предусмотренных  в законодательстве мер принуждения, наказания [12, с.398].

    Исходя  из этого, юридическая ответственность  может быть определена  как особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством  неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.

    Среди признаков юридической ответственности  следует выделить следующие: юридическая  ответственность лица – это субъективная, т.е. личная обязанность конкретного  правонарушителя отвечать за содеянное; юридическим фактом, обуславливающим превращение статутной ответственности в субъективную, является правонарушение; юридическая ответственность как особая субъективная обязанность заключается в необходимости претерпеть карающие правонарушителя санкции; меры юридической ответственности в отличие от мер защиты, профилактики, предупреждения и пресечения предполагают доказанность вины правонарушителя; юридическая ответственность при всех обстоятельствах предполагает государственное и общественное осуждение правонарушителей за посягательства на защищаемые правом общественные отношения, права и свободы граждан, интересы общества и государства; меры  юридической ответственности, будучи средством принудительного карательного воздействия, одновременно исполняют роль частной и общей  превенции  (предупреждения правонарушений). Объективным основанием юридической ответственности является  норма права, предусматривающая наказание за правонарушение, а субъективным основанием юридической ответственности является  факт правонарушения, то есть деяния, содержащего все элементы состава правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Общими целями юридической ответственности являются:  создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности; превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;  воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма; наказание правонарушителей;  восстановление общественных отношений. Реализация указанных целей ведет к достижению другой цели укреплению законности и правопорядка. Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни. Можно сказать: законность – основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике, а юридическая ответственность выступает как юридическая гарантия законности. Установление юридической ответственности, привлечение к ней и ее реализация должны осуществляться на основе научно обоснованных   и практически выверенных принципов, вытекающих из концепции правового государства, к которым следует отнести принципы законности; обоснованности привлечения к ответственности и ее реализации справедливости; неотвратимости наказания за правонарушение;  недопустимости повторного наказания (двух и более наказаний) за одно и то же правонарушение (за один состав правонарушения);  целесообразности; гуманизма; своевременности реализации ответственности; обеспечения права на защиту лица, привлеченного к ответственности; презумпции невиновности. Юридическая ответственность может подразделяться на определенные виды по различным основаниям: отраслевой принадлежности применяемых к  правонарушителю мер ответственности (уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материальная); юридической силе нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность (предусмотренную Конституцией, обычными законами, подзаконными актами органов государства, локальными нормативными актами (актами  предприятий, учреждений, организаций), нормативными договорами); видам государственных органов, реализующих юридическую ответственность (реализуемую представительными органами государственной власти, исполнительно-распорядительными органами, судебными органами, другими юрисдикционными органами (прокуратура,  органы внутренних дел, таможенные органы, различные государственные комитеты, комиссии, осуществляющие контрольные функции)) и др. [11, с.24-42].

    Нормы административного права предусматривают  разнообразные виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, материальную.

    Дисциплинарная  ответственность – это наложение  дисциплинарных взысканий  субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные нарушения.

    Дисциплинарная  ответственность обладает следующими отличительными особенностями [15,  с. 64-65]:

  1. Ее основанием является, как правило, дисциплинарный проступок.

    Дисциплинарный  проступок — это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе и возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка;

  1. Сущность дисциплинарной ответственности выражается в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий. Среди таких взысканий преобладают морально-правовые санкции (замечание, выговор) и санкции, изменяющие или прекращающие связи лица  с данным коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение);
  2. Правом применения мер дисциплинарной ответственности наделены субъекты линейной власти, то есть вышестоящие руководители нарушителя. Эта ответственность применяется только в рамках служебного подчинения и в пределах ведомственных границ. В этом ее коренное отличие от мер административной ответственности, применяемой к посторонним лицам;
  3. Сроки порядок привлечения к дисциплинарной ответственности могут иметь некоторые различия в зависимости от категории лиц, к которым она применяется;
  4. За один и тот же проступок может быть наложено 
    только одно дисциплинарное взыскание. Однако дисциплинарные взыскания могут применяться наряду с административными.

    Дисциплинарное  взыскание можно обжаловать в  административном порядке, а в установленных законом случаях — и в суд. Оно считается снятым при наличии двух условий — истек годичный срок давности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Состояние наказанности может быть прекращено досрочно приказом того руководителя, который наложил взыскание.

    Административным  правом регулируется материальная ответственность только военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Положении о материальной ответственности военнослужащих, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 22 ноября 2004 г. № 1477 (в ред. от 28 апреля 2010 г.) «Об утверждении Положения о материальной ответственности военнослужащих» (далее – Положение) [15,  с. 66].

    Положение устанавливает основания и порядок  привлечения к материальной ответственности военнослужащих за материальный ущерб (далее – ущерб), причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы, а также порядок определения размера ущерба и его возмещения. Военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного государству военнослужащим при исполнении им обязанностей военной службы; противоправности поведения (действия или бездействия) военнослужащего; прямой причинной связи между противоправным поведением военнослужащего и ущербом, возникшим у государства; вины военнослужащего в причинении ущерба государству. Возмещение ущерба, причиненного государству, производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за противоправное поведение, которым причинен ущерб государству. При определении размера ущерба, причиненного государству, учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству вследствие исполнения приказа командира, а также в результате правомерных действий. В случае причинения военнослужащими ущерба государству в результате исполнения незаконного приказа командира ответственность возлагается на командира, отдавшего незаконный приказ. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Положением в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Военнослужащие, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине государству. Положением устанавливается ограниченная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный по их вине государству, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 Положения. Ограниченную материальную ответственность несут: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также проходящие военную службу офицеров по призыву, – в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше своего среднего месячного денежного довольствия за порчу или уничтожение по небрежности имущества, выданного указанным военнослужащим в пользование для исполнения обязанностей военной службы; военнослужащие срочной военной службы, курсанты военных учебных заведений – в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше одной базовой величины за порчу или уничтожение по небрежности имущества, выданного указанным военнослужащим в пользование для исполнения обязанностей военной службы; резервисты и военнообязанные – в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше трех базовых величин за порчу или уничтожение по небрежности имущества, выданного резервистам или военнообязанным в пользование для исполнения обязанностей военной службы; командиры – в размере ущерба, причиненного по их вине государству, но не свыше трехкратного среднего месячного денежного довольствия, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения имущества, а также если они не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения (порчи), возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которым имущество было передано под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; противоправным поведением военнослужащего, содержащим признаки преступления. Освобождение военнослужащего от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности; умышленным уничтожением или умышленным повреждением (порчей) или другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки преступления; недостачей имущества, выданного военнослужащим в пользование для исполнения обязанностей военной службы; военнослужащим, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Командир воинской части несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им государству. Определение размера ущерба, причиненного государству, и порядок его возмещения. Размер ущерба, причиненного государству, определяется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 22 (в ред. от 16 декабря 2008 г.) «О размере вреда, причиненного государственному имуществу» и Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов и Министерства экономики от 24 марта 2003 г. № 39/69 (в ред. от 22 февраля 2007 г.).  Если размер ущерба, причиненного военнослужащим (военнослужащими) государству, не превышает 100 базовых величин, возмещение ущерба осуществляется на основании приказа о выявленном размере ущерба и взыскании соответствующей суммы с виновного военнослужащего (виновных военнослужащих) (далее – приказ о привлечении к материальной ответственности) путем удержания из денежного довольствия военнослужащего (военнослужащих). В остальных случаях возмещение ущерба, причиненного государству, производится в судебном порядке, за исключением случаев, когда военнослужащие добровольно возместили причиненный государству ущерб в порядке, предусмотренном пунктом 21 настоящего Положения. При этом суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения военнослужащего уменьшить размер денежной суммы, подлежащей взысканию в счет возмещения ущерба. Командир воинской части при обнаружении ущерба обязан в трехдневный срок назначить служебное расследование для установления причин ущерба, его размера, виновных лиц и степени их вины. Служебное расследование проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами государственных органов, в которых предусмотрена военная служба. Служебное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате проверки, дознания или предварительного следствия либо судом. После установления причин ущерба, его размера, виновных лиц и степени их вины командир воинской части (вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части) в двухнедельный срок со дня окончания служебного расследования (поступления материалов проверки, дознания, следствия или решения суда) издает приказ о привлечении к материальной ответственности, если ущерб, причиненный государству, не был возмещен добровольно до окончания служебного расследования (поступления материалов проверки, дознания, следствия или вступления в законную силу решения суда). Приказ о привлечении к материальной ответственности и порядок его обжалования доводится до военнослужащего, причинившего ущерб государству, под роспись. Приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащий в месячный срок может обжаловать вышестоящему в порядке подчиненности командиру воинской части или в трехмесячный срок – в суд. Обжалование приказа о привлечении к материальной ответственности вышестоящему в порядке подчиненности командиру воинской части или в суд не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. Если командир воинской части в нарушение порядка, установленного пунктами 13–16 Положения, произвел удержание из денежного довольствия военнослужащего, то вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части после проведения служебного расследования принимает по жалобе военнослужащего решение о возврате незаконно удержанной суммы. Вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части имеет право проверять обоснованность привлечения к материальной ответственности военнослужащих и правильность определения размера взыскиваемой суммы. В случае несоответствия приказа о привлечении к материальной ответственности требованиям настоящего Положения вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части издает приказ, которым отменяет приказ о привлечении к материальной ответственности и принимает одно из следующих решений: о возвращении материалов служебного расследования для проведения дополнительного служебного расследования; о назначении нового служебного расследования. Приказ о привлечении к материальной ответственности командира воинской части издает вышестоящий в порядке подчиненности командир воинской части. Взыскание с командиров воинских частей и их заместителей материального ущерба в судебном порядке производится по заявлению вышестоящего в порядке подчиненности командира воинской части.

    Военнослужащий, причинивший ущерб государству, может добровольно возместить его  полностью или частично. Военнослужащий, причинивший ущерб государству, может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, за исключением имущества, не подлежащего замене равноценным, согласно приложению. Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который был возмещен воинской частью, привлекаются к материальной ответственности в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.

    В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий на основании приказа о привлечении к материальной ответственности не полностью возместил ко дню увольнения с военной службы причиненный государству ущерб, оставшуюся за ним задолженность взыскивает судебный исполнитель по месту его жительства (работы) в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи органов, совершающих нотариальные действия, которую командир высылает для дальнейшего исполнения в суд по месту жительства военнослужащего, причинившего ущерб государству и уволенного с военной службы. В случае, когда военнослужащий, причинивший ущерб государству, уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба осуществляется в судебном порядке. В случае перевода к новому месту военной службы военнослужащий, привлеченный к материальной ответственности на основании приказа о привлечении к материальной ответственности и не возместивший причиненный ущерб, возмещает ущерб в республиканский бюджет по новому месту военной службы на основании записи в денежном аттестате военнослужащего. Если решение о привлечении к материальной ответственности военнослужащего, причинившего ущерб государству, не было принято до его перевода к новому месту военной службы, командир воинской части по окончании служебного расследования обязан: принять решение о направлении в пятидневный срок к новому месту военной службы военнослужащего материалов служебного расследования для привлечения его к материальной ответственности – при размере ущерба, не превышающем 100 базовых величин. Возмещение ущерба в этом случае осуществляется по новому месту военной службы военнослужащего в порядке, предусмотренном частью первой пункта 13 Положения; принять решение о направлении соответствующих материалов в суд в соответствии с частью второй пункта 13 Положения – при размере ущерба, превышающем 100 базовых величин. Приказ о привлечении к материальной ответственности издается в десятидневный срок со дня поступления с прежнего места военной службы военнослужащего материалов служебного расследования, необходимых для принятия решения о привлечении его к материальной ответственности. Выписка из приказа командира воинской части о привлечении к материальной ответственности направляется к прежнему месту военной службы военнослужащего в десятидневный срок после издания приказа. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба по решению суда осуществляются на основании выданного судом исполнительного листа. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба осуществляются в размере 20 процентов от суммы денежного довольствия военнослужащего, оставшейся после удержания налогов, а для возмещения ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 11 настоящего Положения, – в размере 50 процентов от суммы денежного довольствия военнослужащего, оставшейся после удержания налогов. Если из денежного довольствия военнослужащего осуществляются другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов от суммы денежного довольствия военнослужащего, оставшейся после удержания налогов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. При этом очередность указанных удержаний определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сумма ущерба, причиненного государству, превышающая сумму возможных удержаний с военнослужащего, относится за счет государства решением соответствующего командира в пределах предоставленных ему прав в соответствии с правовыми актами государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.

Информация о работе Юридическая ответственность в административном праве