Юридическая ответственность в административном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования темы «Юридическая ответственность в административном праве» заключается в том, что право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Принципиальный фактор, определяющий место и роль личности в государственно-организованном обществе, - ее отношение к праву, выражаемое в совершаемых ею волевых осознанных действиях. Такими действиями являются правовые поступки – правомерные или противоправные.

Содержание

Введение 3
Юридическая ответственность в административном праве 5
Заключение 40
Задача 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

мой вариант адм право вар 9 2011 пед.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

    Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (2,3.5).

    Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследовал. Так, например, состав административного правонарушения (2,23.3) «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» требует наличия цели - воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели - добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения (2,12.12) «Лжепредпринимательство» требует наличия цели - получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

    Следует отметить, что в соответствии со ст.4.5 КоАП деяния, содержащие признаки административных правонарушений: 1) умышленное причинение телесного повреждения (2,9.1); 2) клевета (2,9.2); 3) оскорбление (2,9.3); 4) отказ в предоставлении гражданину информации (2,9.6); 5) присвоение найденного имущества (2,10.6); 6) причинение имущественного ущерба (2,10.7); 7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (2,10.8); 8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (2,10.9); 81) нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (2,1–3. 18.17); 82) нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (2,4.18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества; 9) разглашение коммерческой или иной тайны (2,22.13), – влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

      Следует отметить, что к обстоятельствам,  исключающим признание деяния  административным правонарушением,  относятся: необходимая оборона;  причинение вреда при задержании  физического лица, совершившего  преступление или правонарушение; крайняя необходимость; обоснованный риск. 
 
 
 

    Заключение 

    Изложенное позволяет сделать вывод, что юридическая ответственность может быть определена  как особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния. Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, материальную. Дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные нарушения. Административным правом регулируется материальная ответственность только военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Положении о материальной ответственности военнослужащих, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 22 ноября 2004 г. № 1477 (в ред. от 28 апреля 2010 г.) «Об утверждении Положения о материальной ответственности военнослужащих». Административная ответственность – это форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушения. Основанием административной ответственности служит административное правонарушение, которое представляет собой сложное социально-правовое явление, систему постоянно взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков (элементов). Административным правонарушением признается противоправное виновное (умышленное или  неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки. Юридическими признаками административного правонарушения являются: общественная опасность, противоправность, виновность наказуемость деяния. Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. 

    Под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП  объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. Состав административного правонарушения можно считать своеобразной правовой моделью проступка, включающей в себя совокупность объективных и субъективных признаков. Объективные признаки характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение такого деяния. В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения. К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин,  индивидуальный предприниматель, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения. В свою очередь среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки. Обязательные признаки присущи всем без исключения составам. Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава административного проступка. Факультативными именуются признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и, следовательно, не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений.  Однако, если факультативные признаки является конструктивным элементов состава административного правонарушения, они становятся обязательным его элементом и без их  наличия в деянии нет состава  этого конкретного административного правонарушения.

    Таким образом, юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией  действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности. Перечень закрепленных в данном конкретном составе признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Все они важны, значимы и тесно связаны между собой. Из признания свойством состава его органичной целостности вытекает очень важное следствие  для тех, кто квалифицирует правонарушения. Если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава, и оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона на основе нормы права, закрепляющей данной состав. Это означает, что в деянии либо имеется иной состав, либо его нет.

составе, то в нем нет и этого состава, и оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона на основе нормы права, закрепляющей данной состав. Это означает, что в деянии либо имеется иной состав, либо нет никакого.

составе, то в нем нет и этого состава, и оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона на основе нормы права, закрепляющей данной состав. Это означает, что в деянии либо имеется иной состав, либо нет никакого.

    В целом, эффективность законодательства об административных правонарушениях  как средства охраны правопорядка, укрепления законности  и дисциплины в условиях расширения демократии во многом обусловлена качеством правоприменительной деятельности компетентных органов (должностных лиц), требующей от них уяснения юридической природы того или иного правонарушения, признаков конкретных видов административных правонарушений, овладения правила юридической оценки (квалификации) таких правонарушений. 

    Задача

    Студент 2 курса университета Елкин А.П. пришел на занятия в нетрезвом  состоянии. На замечания  однокурсников по поводу своего состояния, он ответил громкой нецензурной бранью. Во время лекции закурил и, прервав лектора, громко обратился к приятелю, предложив еще выпить. На замечания лектора ответил грубостью и далее в течение лекции несколько раз прерывал занятия. Через некоторое время стал вырезать ключом на стуле свое имя.

    Определите  виды юридической  ответственности  и нормы по которым  Елкин может быть привлечен к ответственности.

    Появившись  в нетрезвом состоянии в институте  и на лекции, Елкин нарушил правила поведении студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях и подлежит дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами распорядка высшего учебного заведения. В частности, за такое нарушение его могут исключить из института.

    Кроме того, по условию задачи, будучи в нетрезвом состоянии в институте Елкин на  замечания однокурсников по поводу своего состоянии он ответил громкой нецензурной бранью. Во время лекции закурил и, прервав лектора, громко обратился к приятелю, предложив еще выпить, на замечания лектора ответил грубостью и далее в течение лекции несколько раз прерывал занятия.

    В соответствии со ст. 17.1 КоАП нецензурная  брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и  другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

    Объективная сторона  мелкого хулиганства  охватывает в данном случае выражения  Елкина нецензурной бранью в присутствии сокурсников и на лекции, т.е. в общественном месте – институте, а также грубость преподавателю, громкая речь во время лекции с  предложением распить спиртное во время лекции, - действия нарушающие общественный порядок и спокойствие студентов во время учебного процесса – проведения лекции.

    Статья 10.9 КоАП определяет, что умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, если в этих действиях нет состава преступления, - влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

    Елкин начал вырезать на стуле свое имя, чем значительного ущерба имуществу  институту не причинил,  стул и  дальше можно использовать, только он слегка поврежден – этими действиями Елкин совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.10.9 КоАП и  подлежит также  привлечению к административной ответственности по ст. 10.9 КоАП.

    Причинив  материальный ущерб институту тем, что вырезал на  учебной парте свое имя, Елкин испортил парту и подлежит  привлечению к материальной ответственности, т.е. он обязан возместить ущерб, причиненный своими вышеуказанными действиями. В соответствии с п. 1 ст.933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Привлечение к административной ответственности не освобождает Елкина от обязанности возместить ущерб, т.е. в данном случае, как уже указано выше наступает еще и материальная ответственность.

    Кроме того, в соответствии со ст.17.9 КоАП курение (потребление) табачных изделий в  местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, – влечет наложение штрафа в размере  до четырех базовых величин.

    Декретом  Президента Республики Беларусь от  17 декабря 2002 г. № 28 (в ред. от 30 апреля 2010 г.) «О государственном регулировании  производства, оборота, рекламы и  потребления табачного сырья  и табачных изделий»  запрещается  курение  (потребление)  табачных  изделий,  за исключением мест, специально предназначенных для этой цели, в том числе,   в учреждениях   образования (4, п.38).

    Таким образом, Елкин совершил еще и  это административное  правонарушение – курение в учебном классе института – учреждении образования, где курение запрещено, кроме специально отведенных мест.

Информация о работе Юридическая ответственность в административном праве