Понятие и классификация методов управления как элемента управленческого процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:33, реферат

Описание работы

Метод управления — это подход, способ решения управленче¬ских вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятия метода управле¬ния и его содержательной характеристики как элемента управлен¬ческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-пер¬вых, характер и формы социальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, средства, которые управляющий субъект использует или может использовать в качестве орудия управленческого воздейст¬вия на управляемые объекты и подчиненных лиц.

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.doc

— 33.50 Кб (Скачать)


1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

 

Метод управления — это подход, способ решения управленче­ских вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятия метода управле­ния и его содержательной характеристики как элемента управлен­ческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-пер­вых, характер и формы социальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, средства, которые управляющий субъект использует или может использовать в качестве орудия управленческого воздейст­вия на управляемые объекты и подчиненных лиц.

Виды методов управления. Классифицировать их на определен­ные группы можно по нескольким основаниям: масштабу приме­нения; характеру и направленности организующего взаимодейст­вия; видам применяемых средств управленческого воздействия и некоторым другим.

По масштабу применения все методы управления можно разде­лить на всеобщие и частные. Всеобщие методы управления при­меняются во всех областях, отраслях и сферах государственного управления, на всех его иерархических уровнях для решения лю­бых задач и осуществления всех управленческих функций. К этой группе методов управления относятся прежде всего убеждение и принуждение. Частные же методы используются лишь в немно­гих отраслях и сферах государственного управления либо эпизо­дично, для решения отдельных управленческих задач.

По характеру и направленности организующего взаимодействия следует выделить правовые и неправовые методы взаимодействия управляющих субъектов с управляемыми объектами, а среди тех и других - еще целый ряд их разновидностей: методы идеологиче­ского воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концеп­ций и других идеологических средств, группового воздействия. Ме­тоды, психологического воздействия, при которых различными ор­ганизационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасположенности к труду, проявлению со­циальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению граж­данского долга, возбуждение патриотических чувств и т. д.); ме­тоды экономического воздействия с помощью различных систем материального стимулирования, ценообразования, налоговые льгот и других рычагов организационно-экономического воздействия; методы организационно-властного (административного) воздействия, формами проявления которых являются директива, приказ, указание управляющего субъекта подчиненным лицам и руководимым объектам о целях, характере и способах их деятельности.

По видам применяемых средств воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убеждения, стимулирования и принуждения.

В системе методов управления убеждение и принуждение играют особую роль и являются всеобщими методами осуществления любых управленческих функций во всех отраслях и сферах реализации исполнительной власти на всех ее уровнях.

Наряду с убеждением и принуждением весьма распространенным методом управления выступает стимулирование. По целям, и средствам управленческого воздействия метод стимулирования, очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчиненным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощрения. Но в использовании различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения и метода стимулирования имеются весьма существенные различия, которые и обусловливают своеобразие и самостоятельность стимулирования в системе методов реализации исполнительной власти, методов управления:

Во-первых, метод стимулирования предполагает заранее предусмотренное правовыми нормами применение определенных видов и мер материального и морального поощрения при достижении конкретных также заранее обусловленных количественных и качественных показателей и результатов работы подчиненных лиц и руководимых объектов, тогда как применение различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения осуществляется по воле и усмотрению начальства без каких-либо заранее оговоренных условий и показателей их работы.

Во-вторых, организующее волевое воздействие на деятельность подчиненных лиц и руководимых объектов имеет место здесь ранее достижения определенного ре­зультата и действует во время его получения, определяя и направ­ляя их действия и поведение в целом к ими же самими постав­ленной цели. Достигая определенных заранее обусловленных ре­зультатов и показателей работы, действующий субъект как бы сам себя поощряет, независимо от произвольной воли управляющего субъекта.

В-третьих, применение соответствующих мер материаль­ного или морального стимулирования при выполнении заранее оп­ределенных условий и достижении обусловленных конкретных по­казателей объективно гарантировано и защищено возможностью обращения к административному и судебному способам государст­венной защиты.

В-четвертых, хотя сфера применения метода сти­мулирования и широка, но все же более ограничена, чем примене­ние различных мер материального и морального поощрения как побудительных и оценочных моментов в рамках использования убеждения как всеобщего метода управления. Так, в отраслях со­циально-культурной области (образование, здравоохранение, куль­тура) применение стимулирования крайне ограничено, а в отраслях административно-политической деятельности государства (мини­стерства обороны, внутренних дел, федеральная служба безопасно­сти и др.) во многом и вовсе исключено, потому что нельзя сти­мулировать количество задержаний, доставлений, количество и суммы взысканных штрафов и т. д.

Стимулирование, как метод государственного управления при­меняется в отношении как физических, так и юридических лиц. Инициативная и результативная деятельность различных катего­рий государственных и муниципальных служащих, например, сти­мулируется установлением для них различных льгот и привилегий (персональные автомобили, дачи, различного рода надбавки и выплаты, льготы по налогообложению, квартплате и т. д.). Средствами, стимулирующего управленческого воздействия орга­нов государственной, исполнительной власти на деятельность ор­ганизаций выступают установленные государством льготы (нало­говые, финансовые и др, квоты (установление физических и стоимостных показателей на производство, экспорт, импорт оп­ределенной продукции), установление льготных режимов произ­водственно-хозяйственной деятельности на определенных терри­ториях и в регионах (зоны свободной торговли, льготного пред­принимательства и т. д.) и другие стимулирующие средства организационно-экономического характера.

 

 

5

 



Информация о работе Понятие и классификация методов управления как элемента управленческого процесса