Понятие и виды форм государственного управления. Административно-правовые акты управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает многообразие форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих в индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При, этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий органа или должностного лица.

Вместе с тем творческий характер управленческой деятельности немыслим без предоставления субъекту управления самостоятельности в выборе тех или иных установленных законодательством форм

Содержание

Введение
1. Понятие административно-правовых форм государственного управления.

2. Классификация административно-правовых форм государственного управления.

3. Понятие, виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Заключение

Работа содержит 1 файл

т.7.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      По  содержанию и свойствам  правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

      Регулятивная  форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально-культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления (например, лицензия на занятие предпринимательской деятельностью, разрешение на оружие и др.).

      Правоохранительная  форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности:

  • разрешаются    юридические    споры,    возникающие    в    сфере управления;
  • осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления;
  • применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

      Административный  договор - это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воли сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления (исполнительной власти) либо его законный представитель.

        Признаки административного договора:

      •   является разновидностью правового договора;

  • основывается    на    нормах    Конституции    РФ,    действующего 
    административного законодательства;
  • заключается между двумя и большим числом субъектов;
  • одним   из   его  участников     является   орган   государственного 
    управления    (исполнительной    власти)    либо    его    законный 
    представитель;
  • является    результатом    взаимного    согласования     воли    его 
    участников;
  • рассчитан на определенный срок действия;
  • заключается в соответствии с установленной процедурой;
  • целью    договора    является    реализация     публично-правовых 
    интересов его участников;
  • не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения 
    договорных обязательств одним из его участников;
  • несоблюдение условий договора влечет наступление негативных 
    юридических последствий;
  • обеспечивается при помощи системы правовых средств.

      В      юридической      литературе      выделяются      следующие      виды административных договоров:

      1. По предметному  критерию:

  • Договор    о    компетенции    (разграничении    полномочий    и предметов ведения);
  • Договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ);
  • Договоры     по     управлению     объектами     государственной собственности;
  • Контракты    (трудовые    соглашения)    с    государственными служащими;
  • Финансовые и налоговые соглашения;
  • Договоры о совместной деятельности и сотрудничестве;
  • Договоры   об   оказании   некоторых   услуг   государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных  услуг,  по  благоустройству,  по  обеспечению занятости населения);
  • Инвестиционные соглашения;
  • Договоры   о   сотрудничестве   (об   обмене   информацией,   о совместной деятельности и т.д.).

      2. По юридическим  свойствам:

  • Правоустановительные  (формируются       новые,       в      т. ч. административно-правовые формы государственного управления);
  • Правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления).

      3. По характеру взаимоотношений  субъектов:

  • Договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу;
  • Договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

      4. В зависимости  от круга субъектов:

  • Между субъектами управленческой деятельности;
  • Между     субъектами     исполнительной     власти     и     иными государственными (муниципальными) органами;
  • Между         государственными         и          негосударственными организациями;
  • Между государственными (муниципальными) органами и их служащими.
  1. В зависимости от числа субъектов:
  • Двусторонние договоры;
  • Многосторонние договоры.

      По  целенаправленности (целям  использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются' в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

      Внутренние  и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

      По  способу выражения  правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности предопределяется ее юридическими свойствами.

      Единственно приемлемым способом выражения правотворческой 
деятельности следует признать словесный письменный способ.

      Результатом правотворчества субъектов государственного управления является нормативный юридический  акт, который представляет собой  официальный акт-документ. Только в  своем «документально-содержательном» ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм. Правоприменительная деятельность выражается письменным, устным и конклюдентным способами.

      Наиболее  распространенный способ выражения  результата 
управленческой правоприменительной деятельности индивидуальный

      письменный  акт-документ. Он используется при решении  вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

      Широко  используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

      Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права (жесты регулировщика, сигналы светофора).

      Классификация неправовых форм управленческой деятельности

      К неправовым формам относятся формы  выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления.

      Организационные управленческие действия — совокупность действий, выполняемых субъектами государственного управления по организационному обеспечению собственной деятельности. Они выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, что реализуется в рамках совещаний, семинаров, «круглых столов», в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

      Организационные мероприятия не связаны непосредственно  с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в  процессе текущей управленческой деятельности.

      Материально-технические  действия (операции) - разновидность внешнего проявления управленческой деятельности, не влекущей юридических последствий, направленная на обеспечение реализации правовых форм и организационных действий в сфере управления. Таким образом, они имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально-техническим действиям, например, относятся: составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, стенографирование, размножение материалов и документов и др. Материально-технические действия призваны обеспечить четкую и эффективную работу субъектов управления. Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру управленческого труда. По мере усложнения процессов управления значение и объем материально-технических действий постоянно увеличиваются. Эта форма управленческой деятельности наиболее нуждается, в оснащении оргтехникой, в механизации и автоматизации.

      Вывод по вопросу: С учетом изложенного, можно характеризовать наиболее распространенную классификацию форм управленческой деятельности, включающих как их основные, так и второстепенные варианты. В их числе называют:

      а) издание правовых актов управления;

      б) совершение действий юридического характера;

      в) осуществление организационных действий;

      г) выполнение материально-технических операций. 
 
 

      Вопрос 3. Понятие, виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. 

      Правовые  акты управления (акты исполнительных органов и их должностных лиц) являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации исполнительной власти. Наиболее значимые качества, раскрывающие их понятие и юридическую природу, заключаются в следующем:

      1. Это,    прежде    всего,    юридически    властное    волеизъявление 
соответствующего субъекта исполнительной власти - органа этой власти 
либо администрации предприятий и учреждений, являющихся субъектами 
административного права.

      2. Правовой акт управления издается только полномочным субъектом 
исполнительной   власти,   административного   права.    Этот   акт   является 
юридической разновидностью управленческого решения.

      3. Императивность,   обязательность   для   адресата   правового   акта 
управления, содержащегося в нем предписания, которое имеет юридически 
властный   характер  и  представляет  собой  одностороннее  волеизъявление 
соответствующего      субъекта      административного      права органа 
исполнительной    власти,    администрации    предприятий    и    учреждений, 
должностного лица.

      4. Специфика    правового    акта    управления,    заключающаяся    в 
установлении,    регламентировании    правил,    порядка,    упорядоченности, 
должного, т.е. требуемого с позиций Конституции РФ, федеральных законов, 
совокупности    правовых    актов,    поведения    органов    и    лиц    в    сфере 
исполнительной   власти   или   установленных   ею   требований,   критериев 
(нормативный акт).

      5. Правовые акты управления могут создавать правовую базу для 
возникновения,   изменения   или   прекращения   административно-правовых 
отношений (индивидуальный акт).

      6. Акт управления подзаконен, в силу чего издается на основании и во 
исполнение законов.

Информация о работе Понятие и виды форм государственного управления. Административно-правовые акты управления