Понятие и виды метода административного права, его особенности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:13, контрольная работа

Описание работы

Управленческие административные отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. В этой работе будут рассмотрены правовые средства и способы для правового регулирования тех отношений, которые носят административно-правовой характер.

Содержание

Введение
Понятие, виды метода административного права
Особенности и суть метода административно-правового регулирования
Проблема методов правового регулирования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 66.50 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение

Понятие, виды метода административного права

Особенности и суть метода административно-правового регулирования

Проблема методов правового регулирования

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управленческие административные отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. В этой работе будут рассмотрены правовые средства и способы для правового регулирования тех отношений, которые носят административно-правовой характер.

В современной науке административного права существует очень много точек зрения, касаемых метода данной отрасли. Плюрализм мнений позволяет рассмотреть проблематику данной темы с различных сторон. Проблема методов правового регулирования носит актуальный характер. Тема носит теоретичесий характер, но имеет прямое практическое значение.

Многие авторы в своих учебниках не считают необходимым описание метода административного права, во многих работах не до конца раскрыта данная тема. При написании своей работы я использовал, в основном, учебники по административному праву, таких авторов, как:  Бахрах Д.Н, Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., Алехин А. П., Кармолиций А. А., Козлов Ю. А., Улезько С.А., Прусаков Ю. М., Габридзе Б.Н. Елесеев Б.П., Алексеев С.С.

Я поставил для себя следующие задачи:

1. раскрыть понятие метода административного права.

2. указать  виды, особенности и сущность метода административного права.

3. осветить проблему методов правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды метода административного права

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это – методы правового регулирования общественных отношений.[1]

Метод административного права –  это совокупность приемов и способов,  помощью которых регулируются управленческие отношения.[2]

Иначе говоря, методы правового регулирования, это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.[3]

Встречается разное понимание самого содержания метода правового регулирования. В частности, главные признаки этого метода сводятся к следующему:  какого юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связываются возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.[4]

По данному вопросу профессор В.М. Манюхин высказал такое мнение: «Метод административно-правового регулирования отражает и выражает, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять субъекты административного права, каким образом в волевом плане один участник реальных или потенциальных управленческих отношений воздействует на другого. Это могут быть отношения подчинения, равенства и.т.д.»[5]

Значительное внимание проблемам методов, способов правового регулирования уделил в своих трудах член-корр. РАН С.С. Алексеев.

Первый момент – Это первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем приемы регулирования, определяющие голавное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях. К  нам относятся следующие:

Централизованное императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху до низу осуществляется на властно-императивных началах; юридическая энергия поступает на данный участок правовой действительности только сверху, от государственных органов, и  сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями субординации, правового подчинения;

Децентрализованное, диспозитивное, регулирование (метод координации) при котором правовое регулирование определяется также снизу – на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений, правоохранительные действия которые тоже являются индивидуальным, автономным источником юридической энергии, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координациями, приданием конституированного юридического значения их правомерному поведению.

В наиболее «чистом» виде указанные первичные методы выражаются в публичном, прежде всего в административном праве (централизованное регулирование – метод субординации) и в частном, гражданском праве (децентрализованное регулирование – метод координации)

Второй момент – под способами правового регулирования следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах и других элементах правовой системы.

Основными способами правового регулирования являются:

1. Дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; (некоторые авторы различают жесткий и мягкий виды дозволения

Жесткий – предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению. Дает возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.

Мягкий - выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия)

2. Запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действия определенного рода;

3. Позитивное обвязывание - возложение на лиц обязанностей к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.)

Так же некоторые авторы кроме этих трех способов так же выделяют: правомочие, стимулы и санкции

Правомочие представляет собой такой способ правового регулирования, когда норма права наделяет гражданина возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Правомочие, как дозволение, является мерой возможного поведения.

Основные стимулы правомерного поведения выражаются в виде:

1. Получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения;

2. Дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот;

3. Моральных стимулов – почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.

С помощью санкции государство стремится побудить граждан надлежащим образом исполнять возложенные на них юридические обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нормах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый правонарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права.

Аксиоматичным является положение, что для административно-правового регулирования характерна множественность методов регулирования, связанная с многогранностью предмета регулирования.[6] С.С. Алексеев: «Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования»[7]

Итак, к методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:[8]

1. Метод власти – подчинения, или метод прямого распорядительства: отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому.

2. Метод рекомендаций: рекомендации субъекта управления приобретают правовую сил при условии принятия ее другим участником управления.

3. Метод согласования: регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении.

4. Метод равенства: субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают  совместные действия в форме административного договора.

Ряд авторов, в частности Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. и Старилов Ю.Н. важное место уделяют соотношению административно-правовому  и гражданско-правовому регулированию. Так же указывают на специфику и качественную определеннось этих двух категорий.

Административное право – юридическая форма, модель функционирования публичной администрации. Оно закрепляет юридическое неравенство, асимметрию прав и обязанности субъектов властеотношений. Это часто связанно с подчинением  одной стороны другой, которое может быть линейным или функциональным. Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов.

Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон. Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является чаще всего договор, отражающий волю обеих сторон.

Конечно, административные правонарушения могут возникнуть из договора, а гражданские – из недоговорных отношений, но, как правило, нормы административного права устанавливают правовое неравенство субъектов, а нормы гражданского – равенство.

Но так же хочется отметить, что административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

Закрепляя демократические начала формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого суда, разнообразие права граждан и частных организаций, процедуры решения дел и разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает властиотношениям  цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.

Конечно, главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно-правовым. Но наряду с этим правом в условиях демократии используется и средства, близкие к гражданско-правовым. Но наряду с этим право в условиях демократии использует и средства, близкие к гражданско-правовому методу, при регулировании административно-правовых отношений.[9]

 

 

 

 

Особенности и суть методов административно-правового регулирования

Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношении, вытекающих из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:[10]

1.      Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны прямые средства распорядительного типа, то есть предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне.

2.      административно правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного их участников отношения (т.е. властеотнашения)

 

Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений включает:[11]

1.      Установления определенного порядка действий. (Предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащем образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой.

2.      Предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

3.      Предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения.

4.      Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических свойств воздействия. (например дисциплинарной или административной ответвтвенности)

 

Проблема методов правового регулирования

Проблема методов правового регулирования достаточно дискуссионна. До сих пор обнаруживается два принципиально различных подхода к пониманию их содержания: либо каждая правовая отрасль помимо предмета использует свой собственный метод, либо все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные  в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция.

Подтверждением этого является тот факт, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

Предписания – возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения. Различая между отраслями права, помимо предмета, возможно провести по степени или удельному весу практического использования того или иного средства.[12]

Подобная характеристика указанных правовых средств подтверждает вывод о том, что они едины для всех отраслей права. Используются же они с учетом особенностей предмета данной отрасли, т. е. регулируемых общественных отношений. Это и является отправным моментом для понимания сути алминистративно-правового регулирования, его специфических особенностей.

 

 

Заключение

 

Метод административного права –  это совокупность приемов и способов,  помощью которых регулируются управленческие отношения.

Иначе говоря, методы правового регулирования, это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Административная деятельность (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связанно с властью. В системе управленческих административных связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Это неравенство право не может и не стремится устранить. Законодатель, воспринимая его как объективную необходимость и регламентируя организацию и функционирования исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности административно-правового регулирования.

 

 

Информация о работе Понятие и виды метода административного права, его особенности и проблемы