Понятие органов исполнительной власти, система и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы: изучить систему органов исполнительной власти Российской Федерации, выделив ее основные элементы.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические аспекты, т.е. раскрыть понятие органа исполнительной власти, выделить классификацию, признаки, полномочия;
рассмотреть построение системы органов исполнительной власти РФ;
выделить структурные элементы системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Понятие органа исполнительной власти…..………………………………..5
Определение, признаки и классификация органов исполнительной власти…………………………………………….………………………………….5
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти и их полномочия……………………………………………………………………9
Система и структура органов исполнительной власти………………….11
2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……………11
2.2.Административно-правовой статус и полномочия Правительства Российской Федерации…………………………………………………………...13
2.3. Состав и полномочия федеральных органов исполнительной власти …...17
2.4. Состав органов исполнительной власти субъектов Федерации…………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников и литературы…………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

ПЕРЕДЕЛАННАЯ ККР.docx

— 63.22 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра государства и права 
 

КОНТРОЛЬНО - КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«Административное право»

на тему:

«Понятие органов исполнительной власти, система и структура» 
 

Выполнил  _________________________________________студент гр. 731181

                                                                                                            Астафьева Д.А.

    Проверил ____________________________________к.ю.н., доц. Поляков М.М. 
 
 
 
 

Тула 2010

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Понятие органа исполнительной власти…..………………………………..5
    1. Определение, признаки и классификация органов исполнительной власти…………………………………………….………………………………….5
    2. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти и их полномочия……………………………………………………………………9
  2. Система и структура органов исполнительной власти………………….11

2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……………11

2.2.Административно-правовой  статус и полномочия Правительства  Российской Федерации…………………………………………………………...13

2.3. Состав и полномочия федеральных органов исполнительной власти …...17

2.4. Состав органов  исполнительной власти субъектов  Федерации…………..24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  источников и литературы…………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение

     Исполнительная  власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая  осуществляет исполнительно-распорядительную  деятельность в целях управления в определенных сферах ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права.

     Специфику и правовой статус органа государственной  власти определяют функции и задачи, которые он реализует от имени государства, в объеме и пределах своей компетенции. Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц издавать нормативные правовые акты обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.

     Орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, имеет установленную  законом или другим нормативным  правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальный  масштаб деятельности и уполномочен:

  • выступать от имени государства, реализовывая свою деятельность в хозяйственной, социально-культурной сферах;
  • осуществлять государственное управление в административно-политической сфере и межотраслевых комплексах.

     Регулирование органами исполнительной власти таких  важных сфер жизни общества и придает  выбранной теме актуальность.

     Объект исследования – совокупность общественных отношений в сфере государственного управления.

     Предмет исследования - органы исполнительной власти как самостоятельная структурная единица исполнительной власти.

     Основная  цель работы: изучить систему органов исполнительной власти Российской Федерации, выделив ее основные элементы.

     Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. изучить теоретические аспекты, т.е. раскрыть понятие органа исполнительной власти, выделить классификацию, признаки, полномочия;
  2. рассмотреть построение системы органов исполнительной власти РФ;
    1. выделить структурные элементы системы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  1. Понятие органа исполнительной власти
    1. Определение, признаки и классификация органов исполнительной власти

     Орган исполнительной власти – это самостоятельная  структурная единица в системе  исполнительной власти, которая реализует  функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения и обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядке исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

     Органы  исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи  с их упразднением. Компетенция органов  исполнительной власти, их права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

     В процессе выполнение своих задач  и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями.

     Таким образом, являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают определенными  признаками:

     1. Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;        

     2.    Исполнительные органы обладают своим статусом, закрепленным в нормативном акте;

     3. Органы исполнительной власти обладают определенной организационной структурой;

     4. Органам исполнительной власти свойственна определенная самостоятельность; 
         5.   Органы исполнительной власти действуют от имени государства;

    6.    Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на них задач;

     7.   В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;

         8.   Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;

         9.    Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

     Существуют различные основания для классификации органов исполнительной власти.

     С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов;

     Это деление обусловлено федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. территории субъекта РФ.

     Существуют  также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько  субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

      По  организационно-правовым формам различают:

  • Правительство РФ;
  • министерства;
  • службы;
  • агентства;
  • Управление делами Президента;
  • комитеты;
  • комиссии;
  • надзоры;
  • управления;
  • департаменты;
  • инспекции;
  • администрации;
  • отделы;
  • другие органы исполнительной власти.

      По  объему и характеру  компетенции органы исполнительной власти делят на:

  • органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство РФ; правительства республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения; администрации областей других субъектов РФ);
  • органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерства, структурные подразделения администраций, некоторые государственные комитеты, департаменты и др.);
  • органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (например, министерство финансов, министерство экономического развития и торговли, государственные комитеты стандартизации и метрологии, по статистики и др.).
  • органы смешанной компетенции, сочетают в себе признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

     По  основаниям образования органы исполнительной власти классифицируются:

  • конституционные или уставные органы государственной власти (президенты и их администрации, правительства, главы субъектов федерации и их администрации);
  • создаваемые на основе законов и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, федеральные комиссии, агентства, департаменты, управления и другие ведомства).

     По  порядку образования:

  • избираемые населением (президенты, главы субъектов РФ и др.);
  • образуемые путем издания указа Президента РФ, указов президентов республик, распоряжений глав правительств, администраций субъектов федерации.

      Следующим основанием для классификации органов  исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:

  • коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство РФ, правительства субъектов РФ, государственные комитеты, федеральные комиссии);
  • единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, агентства, службы, надзоры и др.).

     Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства  и повышение персональной ответственности  руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

    1. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти и их полномочия

     Для нормального функционирования органов  исполнительной власти необходимо соблюдение следующих принципов:

     1.   Принцип федерализма, который проявляется в следующем:

             а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;

         б) Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;

Информация о работе Понятие органов исполнительной власти, система и структура